Виды вещей

* Слайд 9

Предметы имущественного права могли быть самыми разнооб­разными. Это могли быть части природы, поскольку они имеют свой­ства, необходимые для удовлетворения хотя бы какой-нибудь че­ловеческой потребности; это могли быть люди, когда непосредст­венно на них основывается какое-то имущественное право; это мо­жет быть какая-то человеческая деятельность, а также и отдель­ные права. Определение вещи, имеющее силу во всем имуществен­ном праве, охватывало все упомянутые предметы. Согласно с этим, вещами, или res, в имущественном праве, на основании взглядов, выявляемых в источниках по римскому праву, были части приро­ды. доступные и полезные человеку, люди, человеческая деятель­ность, а также отдельные права, если они являлись предметом иму­щественных отношений.

По свойствам, имеющим особую важность в эко­номическом и правовом обороте, вещи делились на несколько групп.

А. Вещи в гражданском обороте. Сюда входили:

Манципируемые (res mancipi) и неманципируемые (res пес mancipi). В старом и классическом праве вещи делились на res mancipi и res nec mancipi. Res mancipi были теми, чей правовой оборот мог проявляться в специальных и освященных формах, доступных лишь римским гражданам. Res nec mancipi были все другие вещи хозяйственного оборота. Оборот res nec mancipi разворачивался в формах, которые были менее освященными, общими для римских граждан и других свободных жителей государства.

К первым относились наиболее ценные для индивидуального хозяйства вещи — рабы (в древнейшее время — жена, дети), упряжные и вьючные животные, италийская земля, которые отчуждались с соблюдением торжественного акта — манципации в присут­ствии не менее 5 свидетелей. Все другие неманципируемые вещи отчуждались по традиции — простой передачи. Цель манципации — проследить за оборотом вещей, являвшихся хозяйственной основой римской семьи и в силу этого — особой заинтересованности в них общины и государства. Поэтому устанавливалась публичностьсделок с такими вещами.

Движимые и недвижимые вещи. Движимыми (res mobiles) были вещи, которые могли изменять положение в пространстве без уменьшения своей ценности и по­вреждения собственной сущности. Между движимыми вещами раз­личались те, что не двигались сами, но могли быть приведены в движение со стороны других и вещи, которые двигались сами. Среди вещей, ко­торые двигались сами, самыми важными являлись скот и рабы.

Недвижимыми (res immobiles) были вещи, которые не могли изменять свое положение в пространстве без повреждения своей сущности. Важнейшей недвижимой вещью была земля и все то, что было тесно соединено с землей. В этом значении недвижимостью считались строения, все, что было посеяно и посажено на земле – все это, вместе взятое, имело собирательное имя superficies (земная поверх­ность). Это разделение имело значение при появлении правила: все, что находилось на земле, принадлежало собственнику земли, без связи с тем, кому принад­лежали перечисленные составные части.

Правовые последствия разделения вещей на движимые и не­движимые были многочисленны, как в вещном и обязательствен­ном праве - в области собственности, прав на чужие вещи, в уста­новлении обязательств, так и в ответственности за их исполнение.

Заменимые и незаменимые вещи. Деление вещей на заменимые и незаменимые имело большое значение, так как от этого свойства вещей зависела ответствен­ность за случайно утраченную вещь, как и природа отдельных пра­вовых отношений. Когда речь шла о заменимых вещах, применя­лось правило, которое означало, что должник оставался обязанным возвратить долг, пока существовала хотя бы одна вещь этого рода. Когда речь шла о незаменимых вещах, употреблялось другое правило, означающее, что должник был освобожден от каких-либо обязательств, если утрата вещи произошла без его вины. В связи с большим значением деления вещей на заменимые и неза­менимые в римском праве этому вопросу было уделено серьезное внимание.

По нормам римского права заменимыми вещами (res fungibiles) считались вещи, которые стороны сами определили таковыми. Это же имело силу и для незаменимых вещей (res non fungibiles). Согласно этому положению, свойство заменимости и незаменимости отдельных ве­щей зависело прежде всего от воли сторон. Между тем, в том слу­чае, когда стороны не определились по этому вопросу, свойство заменимости или незаменимости устанавливалось при помощи оп­ределенных правовых предпосылок.

Одна из них была следующая: заменимы­ми считать вещи, определенные как родовые (in genere), а незаменимыми — вещи, определенные как индивидуальные (in specie). Вещами, определенными in genere, счита­лись те, которые в обычном экономическом обороте не были опре­делены в такой мере, чтобы можно было индивидуализировать их в массе однородных предметов, а определенными (in specie) — те, ко­торые обычно индивидуализировались по особым характеристикам до такой степени, что точно было известно, о каком предмете идет речь.

Делимые и неделимые. Делимыми вещами (res divisibiles) были вещи, которые могли быть разделены на составные части без уменьшения их общей иму­щественной ценности и экономической функции - например, вино, руда, камни, песок. Как говорил Ульпиан, каждая отдельная их часть представляет прежнее целое, толь­ко в меньшем объеме. Напротив, неде­лимые вещи (res indivisibiles) при разделении на составные части теряли свою ценность и функциональные свойства целого - например, платье. При невозможности материального разделения вещи она оставалась у одного из сособственников, остальным полагалась денежная компенсация.

Расходуемые и нерасходуемые. Следующая правовая предпосылка по определению свойства заменимости и незаменимости, была необходима в связи с тем, что экономический оборот отдельных масс добра на римском рынке лавировал между оборотом количества и оборотом индивидуализи­рованных предметов. Для того, чтобы было ясно, в каких случаях о каких вещах идет речь, вещи делились на res consumptibiles, или расходуемые, и на res non consumptibiles, или нерасходуемые вещи, считающиеся незаменимыми (например, украшения). Расходуемыми были вещи, которые материально уничтожаются при их однократном использовании – продукты, деньги. Пос­ледние считались расходуемыми не только потому, что ими можно воспользоваться лишь путем их расходования, но и потому, что при расчетах они смешиваются с другими деньгами и утрачиваются для собственника. Нерасходуемыми вещи не уничтожаются от употребления (например, об­ручальное кольцо), а если уничтожаются, то постепенно (например, платье, обувь). Классифицируемые вещи в обо­роте подчиняются различным юридическим правилам. Так, предметом договора займа могут быть лишь по­требляемые вещи, а предметом договора найма — не­потребляемые.

Главные вещи и принадлежности. При решении вопроса собственности на составную вещь, если вещь была создана жестким соединением частей, принадлежащих различным собственникам, для применения правила «принадлежность следует судьбе главной вещи» часто было необходимо определить, какая вещь главная, а какую следует считать принадлежностью (res accessorium). Общее правило существовало лишь по отношению к земле и земельным superficies. В других слу­чаях, как главная вещь (res principale) определялась та часть вещи, которая содержала в себе признаки целой вещи, а как принадлеж­ности, или акцессориумы, — те составные части главной вещи, ко­торые помогали ей осуществлять свои экономические функции. В связи с тем, что в отдельных случаях и с помощью указанного кри­терия было трудно определить, где главная вещь. а где принад­лежность. римские юристы предложили и вспомогательный критерий: quid cui servit — что чему служит. Между тем, этот критерий применялся только тогда, когда принадлежность нельзя было отделить от главной вещи без большого вреда.

Плодоприносящие вещи и плоды. Плодоприносящей вещью считался каждый предмет, который по природе или по правовым предписаниям (в экономическом обо­роте) был способен создавать новые экономические ценности. Но­вые экономические ценности, происходящие от какой-либо плодо­приносящей вещи под действием естественных законов и в резуль­тате человеческого труда или законов экономического обращения, назывались плодами (res fructus).

Плоды, происходящие от плодоносящих вещей, назывались res fructiferae. Те из них, которые появлялись под действием законом природы и в результате человеческого тру­да, назывались fructus naturalis, или естественные плоды. Естест­венные плоды, как правило, принадлежали собственнику вещи. Однако, в связи с тем, что по поводу одной вещи, находящейся в собственности определенного лица, могли возникать различные правовые трансакции, благодаря которым и некоторые несобствен­ники могли участвовать в собирании природных плодов, было необ­ходимо зафиксировать различные моменты этого присвоения.

Уже в древний период развития римского права было ясно, что могут существовать определенные плоды, которые возникают не под действием законов природы и с использованием человече­ского труда, а лишь в результате участия людей в экономическом и правовом обращении. Эти плоды, возникающие от разных других факторов, которыми являются разнооб­разные имущественные трансакции. Плоды, собираемые как воз­мещение при подобных работах, были известны как fructus civiles, или гражданские плоды. В группу гражданских плодов входили проценты, рента о сдачи земли в аренду и т. д.

Б. Вещи, изъятые из гражданского оборота. Римские граждане не имели права присваивать все те вещи, которые по своим естественным свойствам были способны удовле­творять их потребности. Многие такие вещи были предназначены для удовлетворения потребностей римского государства и римско­го культа. Кроме того, существовали и вещи, которые не могли быть предметом частного присвоения, потому что были предназначены для общего употребления гражданами. На основании этого в рим­ском праве появилось деление на вещи, подлежащие частному при­своению, и вещи, такому присвоению не подлежащие.

Вещами божественного права были res sacrae - вещи, посвященные высшим богам. В эту группу входили храмы, культовые предметы и весь остальной храмовый инвентарь. Для того, чтобы получить свойство вещи, посвященной богам, требовалось специальное освящение со стороны комиций или сената. Свойство вещи, посвященной бо­жественным предкам, достигалось специальным распоряжением хозяина вещи или определенным религиозным действием, как, на­пример, перенесением и захоронением мертвых на собственной зем­ле.

Res publicae были вещи, необходимые и для функционирования государства и для развития общественной жизни граждан: общест­венные peки, общественные дороги, пристани, общественная почта, общественные площади, общественные парки, общественные бани, стадионы и т. д. Все эти вещи были собственностью римского госу­дарства.

Res communes omnium (вещи, общие для всех людей) были вещи, которые по сво­ей сути или по количеству существования в природе были непри­годны для присвоения. Содержание этой группы вещей изменялось в ходе истории. В классическом и постклассическом праве вещами, общими для всех, были: воздух, вода, которая течет, дили проценты, рента о сдачи земли в аренду и т. д.

Б. Вещи, изъятые из гражданского оборота. Римские граждане не имели права присваивать все те вещи, которые по своим естественным свойствам были способны удовле­творять их потребности. Многие такие вещи были предназначены для удовлетворения потребностей римского государства и римско­го культа. Кроме того, существовали и вещи, которые не могли быть предметом частного присвоения, потому что были предназначены для общего употребления гражданами. На основании этого в рим­ском праве появилось деление на вещи, подлежащие частному при­своению, и вещи, такому присвоению не подлежащие.

Вещами божественного права были res sacrae - вещи, посвященные высшим богам. В эту группу входили храмы, культовые предметы и весь остальной храмовый инвентарь. Для того, чтобы получить свойство вещи, посвященной богам, требовалось специальное освящение со стороны комиций или сената. Свойство вещи, посвященной бо­жественным предкам, достигалось специальным распоряжением хозяина вещи или определенным религиозным действием, как, на­пример, перенесением и захоронением мертвых на собственной зем­ле.

Res publicae были вещи, необходимые и для функционирования государства и для развития общественной жизни граждан: общест­венные peки, общественные дороги, пристани, общественная почта, общественные площади, общественные парки, общественные бани, стадионы и т. д. Все эти вещи были собственностью римского госу­дарства.

Res communes omnium (вещи, общие для всех людей) были вещи, которые по сво­ей сути или по количеству существования в природе были непри­годны для присвоения. Содержание этой группы вещей изменялось в ходе истории. В классическом и постклассическом праве вещами, общими для всех, были: воздух, вода, которая течет, море и морской берег до гра­ницы наивысшего зимнего прилива.

Все другие вещи, согласно римским предписаниям, были вещами, подлежащими частному присвоению (res privatae). Вещи, имеющие хозяина в данный момент и, как правило, находящиеся в его владении, назывались res in bonis. Вещи, которые могли быть предметом присвоения, но еще не являлись ничьей соб­ственностью (дикие животные, птицы, рыбы, драгоценные камни) или имели когда-то хозяина, память о котором давно исчезла. Эти вещи назывались ничьи, или res nullus.

* Слайд 10