Установление отцовской власти. Patria potestas над лицами alieni juris могла быть установлена или фактом рождения, или актом воли pater familias.
В древние времена для установления patria potestas над детьми, рожденными в семье, требовалось соблюдение двух условий:
1) ребенок должен родиться от женщины, находящейся в браке с pater familias или с каким-нибудь мужчиной из его домуса и
2) pater familias должен был признать ребенка, рожденного в рамках домуса, членом своей семьи. Ребенок, родившийся вне брака, как и ребенок, которого pater familias не хотел признавать членом домуса и агнатического семейства, мог быть отвергнут и, таким образом, обречен на гибель.
Власть pater familias над жизнью и смертью новорожденного была смягчена уже в Законах XII таблиц. По этим поправкам самим фактом рождения, без специального признания со стороны pater familias, членами семьи становились все здоровые мальчики и первородные дочери. Другие дочери и дети, рожденные с выраженными дефектами, и впредь могли быть отвергнуты.
В классический период права отвергались, в виде исключения, только нежизнеспособные дети. С этого же времени, уже в момент рождения, все новорожденные дети от законного брака становились членами семьи под patria potestas.
По воле pater famitias в его семью могли быть включены и некоторые лица, рожденные вне состава семьи. Включение таких лиц в состав семьи или их приведение под patria potestas могло осуществляться усыновлением или легитимацией.
1. Adoptio, или усыновление чужого ребенка, чаще происходило в древнем Риме. Тогда римские бездетные граждане, по экономическим соображениям или для продолжения семьи и семейного культа усыновляли детей своих родственников или пролетариев. Древнейшая форма adoptio была очень запутанной. Для adoptio мальчика требовалась тройная, а для adoptio девочки одна фиктивная манципация. После манципации pater adoptans, или усыновитель, и прежний pater familias должны были явиться к магистрату и в фиктивном процессе добиться решения о присоединении ребенка к новой семье pater adoptans. В классическом и постклассическом праве процедура усыновления была отрегулирована лучше. Было установлено, что усыновитель должен быть старше усыновленного не менее чем на 18 лет. Адопция совершалась или рескриптом императора, или подтверждалась записью, составленной соответствующим государственным органом. Сама адопция могла быть adoptio plena или adoptio minus plena. При adoptio plena усыновленное лицо прерывало все связи с прежним семейством, а при adoptio minus plena усыновленный получал все права в семье усыновителя, но не терял основных прав в семье родного отца.
2. Во время императора Константина была введена и legitimatio, или узаконивание как новая форма установления отцовской власти. Legitimatio применялась для утверждения отцовской власти над собственными детьми, рожденными в конкубинате. Такие дети могли быть уравнены в правах с детьми, рожденными в римском браке, или при заключении дополнительного брака между родителями детей, или отдачей детей на службу в курию, или по милости принцепса (rescriptum principis).
Имущественное положение лиц alieni juris. В старом праве имущественное положение лиц alieni juris было совершенно неблагоприятным; они не имели никаких имущественных прав. Все, что они приобретали, они приобретали для отца, а в правовых действиях служили лишь орудиями изъявления воли pater familias. Первым признанным за ними имущественным правом было право наследования. При возникновении латифундий для оживления хозяйственной деятельности главы семей были вынуждены доверять лицам alieni juris и даже рабам управление отдельными секторами хозяйственной деятельности и отдельными частями имущества. Таким образом, лица alieni juris получили право заключать все сделки, необходимые для правильного исполнения доверенности. По возникающим при этом обязательствам отвечал pater familias. Участие лиц alieni juris в экономической деятельности как уполномоченных pater familias, привело к тому, что и за ними были признаны определенные имущественные права. Признание имущественной правоспособности лиц alieni juris было особенно очевидно в так называемых пекулиумах.
В самом широком смысле термин peculium означал любое имущество, доверенное для свободного хозяйствования лицам под раtria potestas. Лица alieni juris должны были управлять доверенным им имуществом как добрые хозяева: приумножать, а не терять. Между тем, pater familias в любое время и по собственной воле мог отобрать у них это имущество, и не только доверенное, но и приобретенное. Право собственности на пекулиум и на все вещи, заработанные при управлении им, принадлежало pater familias.
Лица alieni juris прежде всего получили право собственности в связи с так называемым peculium castrense - имущество, приобретенное лицами alieni juris на военной службе и связанное с военной службой (дары, полученные при вступление в войско, дары от товарищей по службе). Это была собственность этих лиц, которым они имели право распоряжаться в правовых сделках.
Во время императора Константина, кроме peculium castrense, сформировался и так называемый peculium quasicastrense, который составлял имущество, приобретенное лицами alieni juris на общественной службе. Правовой режим на pecilium quasicastrense был тем же, что и режим на peculium castrense: имущество этого пекулиума находилось в собственности лиц alieni juris.
Когда путем pecilium castrense, а особенно, peculium quasicastrense была утверждена имущественная правоспособность лиц alieni juris, Юстиниан постановил: лица alieni juris имеют право управлять всем имуществом, которое им доверил отец (bona profecticia), иметь в собственности и управлять peculium castrense и quasicastrense, обладать собственностью на bona adventicia, т.е. на предметы, полученные от кого бы то ни было, кроме отца и его предков. Право управления и право пользования bona adventicia имел и их отец.
(Схема 7)
Прекращение отцовской власти. Отцовская власть прекращалась с естественной или гражданской смертью отца семейства или же при недостойном поведении отца. Физическая смерть отца погашала эту власть лишь над лицами, находящимися с ним в первой степени родства, т.е. над его агнатическими родственниками из класса sui. Агнатические родственники более отдаленных степеней родства только меняли pater familias: они оставались под patria potestas лица, через которое было связано с умершим pater farniias.
Patria potestas погашалась и в случае лишения гражданства независимо от того, шла ли речь об alieni juris или о главе семьи.
Наиболее частым случаем погашения отцовской власти при жизни pater familias и лиц alieni juris была эманципация, или освобождение от отцовский власти по воле главы семьи. В древние времена эманципация содержала элементы наказания, так как эманципированное лицо оставалось без семейной защиты и предоставлялось самому себе. Позднее, эманципация превратилась в привилегию для лиц alieni juris, наиболее способных и находчивых. Формой эманципации была тройная фиктивная продажа мужчины и одна фиктивная продажа женщины. В постклассическое время эманципация совершалась рескриптом императора и путем заявления pater familias. зафиксированного соответствующим государственным органом.
return false">ссылка скрытаЗаконная эманципация, или освобождение от власти отца силой закона, в старое время наступала в случае, когда лица alieni juris получали статус жреца Юпитера или жрицы богини Весты. По Юстиниану, эманципация наступала и тогда, когда лица alieni juris достигали высокого государственного статуса патрициев, консулов, префектов преторианцев, городских префектов и т. д.
Наконец, patria potestas могла быть погашена при недостойном поведении отца. Считалось, что он недостоин отцовской власти, если выбросил своего ребенка, сводничал в отношении своей дочери или заключил инцестуозный брак.
Положение внебрачных детей. Внебрачные дети женщин sui juris рождались как лица sui juris. Они состояли в когнатическом родстве с матерью, так как мать не имела на них родительских прав. Долгое время вопросы, как и кто должен содержать таких детей, вообще не были урегулированы. Лишь от pater familias зависело, будут ли они включены в семью.
В классическом и постклассическом праве положение внебрачных детей было отчасти урегулировано. Внебрачные дети имели право на алименты от матери и ее родственников. Но если речь шла о детях, рожденных в конкубинате, можно было обеспечить их алиментами и со стороны отца, как и долей наследства, если их родной отец не имел потомков в браке. Кроме того, дети, рожденные в конкубинате, могли быть узаконены (legitimatio).