Установление отцовской власти. Patria potestas над лицами alieni juris могла быть установлена или фактом рождения, или актом воли pater familias.

В древние времена для установления patria potestas над деть­ми, рожденными в семье, требовалось соблюдение двух условий:

1) ребенок должен родиться от женщины, находящейся в браке с pater familias или с каким-нибудь мужчиной из его домуса и

2) pater familias должен был признать ребенка, рожденного в рам­ках домуса, членом своей семьи. Ребенок, родив­шийся вне брака, как и ребенок, которого pater familias не хотел признавать членом домуса и агнатического семейства, мог быть от­вергнут и, таким образом, обречен на гибель.

Власть pater familias над жизнью и смертью новорожденного была смягчена уже в Законах XII таблиц. По этим поправкам самим фактом рождения, без специального признания со стороны pater familias, членами семьи становились все здоровые мальчики и первородные дочери. Другие дочери и дети, рожденные с выраженными дефек­тами, и впредь могли быть отвергнуты.

В классический период права отвергались, в виде исключения, только нежизнеспособные дети. С это­го же времени, уже в момент рождения, все новорожденные де­ти от законного брака становились членами семьи под patria potes­tas.

По воле pater famitias в его семью могли быть включены и некоторые лица, рожденные вне состава семьи. Включение таких лиц в состав семьи или их приведение под patria potestas могло осуществляться усыновлением или легитимацией.

1. Adoptio, или усыновление чужого ребенка, чаще происходило в древнем Риме. Тогда римские бездетные граждане, по экономиче­ским соображениям или для продолжения семьи и семейного куль­та усыновляли детей своих родственников или пролетариев. Древ­нейшая форма adoptio была очень запутанной. Для adoptio мальчи­ка требовалась тройная, а для adoptio девочки одна фиктивная манципация. После манципации pater adoptans, или усыновитель, и прежний pater familias должны были явиться к магистрату и в фиктивном процессе добиться решения о присоединении ребенка к новой семье pater adoptans. В классическом и постклассическом праве процедура усыновления была отрегулирована лучше. Было установлено, что усыновитель должен быть старше усыновленного не менее чем на 18 лет. Адопция совершалась или рескрип­том императора, или подтверждалась записью, составленной соот­ветствующим государственным органом. Сама адопция могла быть adoptio plena или adoptio minus plena. При adoptio plena усынов­ленное лицо прерывало все связи с прежним семейством, а при adoptio minus plena усыновленный получал все права в семье усы­новителя, но не терял основных прав в семье родного отца.

2. Во время императора Константина была введена и legitimatio, или узаконивание как новая форма установления отцовской вла­сти. Legitimatio применялась для утверждения отцовской власти над собственными детьми, рожденными в конкубинате. Такие дети могли быть уравнены в правах с детьми, рожден­ными в римском браке, или при заключении дополнительного бра­ка между родителями детей, или отда­чей детей на службу в курию, или по милости принцепса (rescriptum principis).

Имущественное положение лиц alieni juris. В старом праве имущественное положение лиц alieni juris было совершенно неблагоприятным; они не имели никаких имуществен­ных прав. Все, что они приобретали, они приобретали для отца, а в правовых действиях служили лишь орудиями изъявления воли pater familias. Первым признанным за ними имущественным правом было право наследования. При возникновении латифундий для оживления хозяйственной деятельности главы семей были вы­нуждены доверять лицам alieni juris и даже рабам управление от­дельными секторами хозяйственной деятельности и отдельными частями имущества. Таким образом, лица alieni juris получили пра­во заключать все сделки, необходимые для правильного исполне­ния доверенности. По возникающим при этом обязательствам отве­чал pater familias. Участие лиц alieni juris в экономической деятельности как уполномоченных pater familias, привело к тому, что и за ними были признаны определенные имущественные права. Признание имуществен­ной правоспособности лиц alieni juris было особенно очевидно в так называемых пекулиумах.

В самом широком смысле термин peculium означал любое иму­щество, доверенное для свободного хозяйствования лицам под раtria potestas. Лица alieni juris должны были управлять доверенным им имуществом как добрые хозяева: приумножать, а не терять. Между тем, pater familias в любое время и по собственной воле мог отобрать у них это имущество, и не только доверенное, но и приобретенное. Право собственности на пекулиум и на все вещи, заработанные при управлении им, принадлежало pater familias.

Лица alieni juris прежде всего получили право собственности в связи с так называемым peculium castrense - имущество, приобретенное лицами alieni juris на военной службе и связанное с военной службой (дары, полученные при вступление в войско, дары от товарищей по службе). Это была собственность этих лиц, которым они имели право распо­ряжаться в правовых сделках.

Во время императора Константина, кроме peculium castrense, сформировался и так называемый peculium quasicastrense, кото­рый составлял имущество, приобретенное лицами alieni juris на общественной службе. Правовой режим на pecilium quasicastrense был тем же, что и режим на peculium castrense: имущество этого пекулиума находилось в собственности лиц alieni juris.

Когда путем pecilium castrense, а особенно, peculium quasicas­trense была утверждена имущественная правоспособность лиц al­ieni juris, Юстиниан постановил: лица alieni juris имеют право управ­лять всем имуществом, которое им доверил отец (bona profecticia), иметь в собственности и управлять peculium castrense и quasicast­rense, обладать собственностью на bona adventicia, т.е. на предме­ты, полученные от кого бы то ни было, кроме отца и его предков. Право управления и право пользования bona adventicia имел и их отец.

(Схема 7)

Прекращение отцовской власти. Отцовская власть прекращалась с естественной или гражданской смертью отца семейства или же при недостойном поведении отца. Физическая смерть отца погашала эту власть лишь над лицами, находящимися с ним в первой степени родства, т.е. над его агнатическими родственниками из класса sui. Агнатические родственники более отдаленных степеней родства только меняли pater familias: они оставались под patria potestas лица, через которое было связано с умершим pater farniias.

Patria potestas погашалась и в случае лишения гражданства независимо от того, шла ли речь об alieni juris или о главе семьи.

Наиболее частым случаем погашения отцовской власти при жизни pater familias и лиц alieni juris была эманципация, или осво­бождение от отцовский власти по воле главы семьи. В древние вре­мена эманципация содержала элементы наказания, так как эманципированное лицо оставалось без семейной защиты и предостав­лялось самому себе. Позднее, эманципация превратилась в приви­легию для лиц alieni juris, наиболее способных и находчивых. Фор­мой эманципации была тройная фиктивная продажа мужчины и одна фиктивная продажа женщины. В постклассическое время эман­ципация совершалась рескриптом императора и путем заявления pater familias. зафиксированного соответствующим государствен­ным органом.

return false">ссылка скрыта

Законная эманципация, или освобождение от власти отца си­лой закона, в старое время наступала в случае, когда лица alieni juris получали статус жреца Юпитера или жрицы богини Весты. По Юстиниану, эманципация наступала и тогда, когда лица alieni juris достигали высокого государственного статуса патрициев, кон­сулов, префектов преторианцев, городских префектов и т. д.

Наконец, patria potestas могла быть погашена при недостойном поведении отца. Считалось, что он недостоин отцовской власти, если выбросил своего ребенка, сводничал в отношении своей дочери или заключил инцестуозный брак.

Положение внебрачных детей. Внебрачные дети женщин sui juris рождались как лица sui juris. Они состояли в когнатическом родстве с матерью, так как мать не име­ла на них родительских прав. Долгое время вопросы, как и кто должен содержать таких детей, вообще не были урегулированы. Лишь от pater familias зависело, будут ли они включены в семью.

В классическом и постклассическом праве положение внебрач­ных детей было отчасти урегулировано. Внебрачные дети имели право на алименты от матери и ее родственников. Но если речь шла о детях, рожденных в конкубинате, можно было обес­печить их алиментами и со стороны отца, как и долей наследства, если их родной отец не имел потомков в браке. Кроме того, дети, рожденные в конкубинате, могли быть узаконены (legitimatio).