Общий строй римской семьи

* Слайд 5

Основой всех брачно-семейных отношений в Древнем Риме являлось особое понимание семьи, статус семьи.

Семья, по латыни "familia", - объединение, общность лиц и имуще­ства, находящегося под властью главы семьи (pater familias). Поэтому качественная особенность брачно-семейных отношений - это отсутствие формального равенства между субъектами данных отношений. Наоборот, суть всех взаимоотношений между членами семьи - стро­гая субординация и иерархичность.

(Схема 1)

На протяжении римской истории появилось и сменилось три вида семьи: консорциум, патриархальная семья агнатов и когнати­ческая семья.

Consortium. Consortium, или семейная община агнатов, предшествовал римской патриархальной семье и утвердился непо­средственно после распада рода, когда для отдельных групп произ­водителей, меньших чем прежние роды, появилась возможность жить и работать самостоятельно.

Эту общину составляли свободные и равноправные агнатические сородичи. Как правило, их потомки вступали в брак между собой. Об организации и общественной роли римского консорциума почти нет сведений. Вероятнее всего, эта семейная организация не отличалась от семейных общин других народов. Во главе общины находился старейшина, а мужчины стар­шего поколения, с одинаковыми правами и заодно с ним, участво­вали в решении дел общины.

Патриархальная семья агнатов. — Когда развитие произ­водительных сил сделало возможным самостоятельное существование производственных групп меньших, чем консорциум, в Риме образовались так называемые патриархальные семьи агнатов (familia, domus). Так, уже во времена Законов XII таблиц существовали тяжбы о разделе. Тяжбой о разделе, если его не удавалось согласовать, каждый представитель старшего поколения мог добиваться раздела общинного имущества и, вместе с лицами, которые в консорциуме были связаны с ним, основать свою собст­венную семью. Такой гражданин получал статус главы семьи (pater familias), в то время как другие члены находились под его властью (лица alieni juris).

Новые семьи, находились под patria potestas главы семьи и были замкнутыми хозяйственными объединениями. Целью этих объединений было совместное проживание и совместный труд, обес­печивающий получение самых необходимых средств для собствен­ного существования и продолжения семьи. Названная цель подчер­кивалась и терминами, обозначающими семью агнатов. Термин familia охватывал и земли, и средства произ­водства, и продукты производства, и всех людей, трудящихся в рамках семьи. Такое же значение имел и позднейший термин domus — дом, домашнее хозяйство.

В агнатической семье pater familias был лицом, которое имело власть в семье. Patria potestas простиралась на собственную жену и на жен его женатых сыновей; и являлась 2) полной и пожизненной властью над собственными детьми и детьми других членов семьи; 3) полной и пожиз­ненной властью над рабами; 4) властью над лицами, живущими в domus на осно­вании долгового рабства и т. д. и 5) полной властью над землями, средствами производства, продуктами труда и другим иму­ществом в составе домуса.

Поскольку римская семья — это совокупность лиц, подчиненных одной и той же patria potestas, все они состоят в агнатском родстве. Агнатами являлись не только кровные родственники (сын, дочь, внуки), но некровные (жена подвластного сына или усыновленный). Причем агнатическое родство возникало по мужской линии. Так, дочь pater familias, выйдя замуж, станови­лась агнаткой в семье мужа, агнатические связи с семьей отца прекращались.

Содержание власти главы семьи отражало истинную сущность такой семьи, которая заключалась в совместном проживании и труде, качественно отличном от консорциума. Именно patria potestas была этим новым качеством — установлением, неизвестным прежним семейным общностям.

Такая пожизненная и почти неограниченная власть pater familias, управителя и собственника средств произ­водства, целые поколения свободных лиц удерживала в положении, почти одинаковом с положением рабов.

Установление латифундий приве­ло к делению патрицианской семьи на familia rustica — семью про­изводителей — и familia urbana — семью потребителей. В этом факте коренятся начала создания семьи когнатов. Социальные процессы, следовавшие за развитием экономи­ческих отношений, последовательно ограничивавшие patria potestas с одновременным расширением личных и имуществен­ных прав подвластных, привели в конечном счете к вытесне­нию агнатического родства когнатическим. Инициатива в этой эволюции принадлежала претору, затем была продолжена им­ператорским законодательством. Окончательно принцип ког­натического родства был утвержден Новеллами Юстиниана.

Когнатическая семья.Когнатическая семья возникала постепенно и расширялась вместе с хозяйственным и персональным улучшением положения лиц alieni juris, с преобладанием брака без manus и с новым правопорядком наследования. Когнатическая семья, независимо от факта совместного проживания и труда, была союзом кров­ных родственников, происходящих от общего предка.

В трудах римских юристов когнатическая семья делилась на два вида: семью в узком и семью в широком смысле.

А. Когнатическая семья в узком смысле была союзом кровных родственников, живущих в одном домашнем хозяйстве. В эту семью, как правило, входили pater familias с женой, детьми и присоединенными лицами. В этой семье власть pater fa­milias над лицами alieni juris больше не была ни неограниченной, ни пожизненной. Она сводилась к праву «благоразумного наказания» и к праву pater familias требовать от них почитания, а когда необходимо — и издержек. Он же, с другой стороны, должен был воспитывать и содержать детей и других членов семьи.

В. Когнатическая семья в широком смысле не была особым видом союза. Это была общность родственников, которые происходили от общего предка и между которыми, только благодаря этому факту, условно могли устанавливаться какие-то права и обязанности, главным об­разом, связанные с проблемами издержек и наследования.

В когнатическом родстве различаются линиии степени.Линия называется прямой восходящей,если речь идет о лицах, происходящих один от другого, от потомка к предку (внук, сын, отец), и прямой нисходящей,если речь идет о происхожде­нии от предка к потомку (отец, сын, внук). Боковая линияобъединяет лиц, имеющих общего предка (брат и сестра, дядя и племянник).

Степень родства как в прямой, так и в боковой линии определяется числом рождений между двумя родственни­ками, на которое они отстоят одно от другого. Мать и сын находятся в первой степени родства — их родство возникло в результате рождения сына. Родные брат и сес­тра — родственники второй степени, дядя и племянник — третьей. Боковое родство может быть полнородным (при общности отца и матери) и неполнородным: еди­нокровным (при общем отце) и единоутробным (при общей матери).

От родства отличается свойство,представляющее собой отношение одного из супругов к родственникам другого. Сле­довательно, родственники супругов между собой в свойстве не состоят. Степень свойства соответствует степени родства меж­ду супругом и тем из его родственников, применительно к ко­торому определяется степень свойства, связывающего его с другим супругом. Так, сестра жены состоит во второй степе­ни свойства с ее мужем. Отношения свойства прекращаются с расторжением брака.

return false">ссылка скрыта

До появления когнатического родства семейные отношения рабов не имели никакого значения. Но с этого времени римляне в какой-то мере признали и родственные связи рабов, проявляющиеся в существующих семейных союзах рабов — контуберниумах.