Правоспособность и дееспособность

 

В современной юридической науке достаточно полно и емко представле­на характеристика правового положения участников правовых отношений, раскрываемая при помощи таких понятий, как правоспособность, дееспособ­ность, объединенных единым понятием правосубъектность.

Правоспособность- это возможность лица иметь и быть носителем зак­репленных в правовых нормах субъективных прав и обязанностей.

Дееспособность- степень и характер самостоятельности лица в осуще­ствлении субъективных прав и обязанностей.

Римляне не использовали термины правоспособность и дееспособ­ность. Появление этих понятий - результат правового творчества юри­стов позднейших эпох. В римском праве способность лица участвовать в правоотношениях называлась caput habere. При этом наличие у лица caput habere характеризовало его и как субъекта публично-, так и час­тноправовых отношений. Следовательно, римляне не различали, как это имеет место в современном праве, общую отраслевую и специ­альную правоспособность.

В римском праве не все люди автоматически являлись субъектами права. Огромное количество населения - рабы - являлись объектами права, признавались вещью, говорящим орудием (instrumentum vocale). С ними были разрешены все те манипуляции, что и с неоду­шевленными вещами. Их стоимость определялась стоимостью вещей. Соответственно у них отсутствовал caput habere. Не случайно возникла сентенция: «Рабы не имеют «лица», т. е. правоспособности.

Виды и содержание правоспособности лиц.

Как уже отмечалось, свобода являлась общим условием участия лица в правоотношениях в качестве субъекта права, то есть он был носителем субъек­тивных прав и обязанностей, а не их объектом.

Однако наличие свободы не означало, что лицо - полноправный участ­ник правоотношений. Дело в том, что в римском праве, в отличие от совре­менного, фундаментальным являлось неравенство всех субъектов права. Наоборот, действовала презумпция правового неравенства,характеризовав­шаяся тем, что существовали различные по объему и содержанию виды пра­воспособности участников правоотношений в Древнем Риме.

Существование различных видов правоспособности - это главное, пожа­луй, отличие римского учения о лицах от современного, где существуют раз­личные виды дееспособности, но за лицом признается только одна правоспособность, приобретаемая с рождения. Именно данное отличие сле­дует иметь в виду в процессе последующего изучения как бы это ни было абсурдно и неверно с точки зрения современной теории права и государства.

А. Наибольшей правоспособностью наделялись лица, обладающие римс­ким гражданством.

"Простые незаметные люди незнатного происхождения, путешествуя по морям, приезжают в местности, которых они никогда не видели раньше, где они незнакомы тем, к кому они приехали, и где они не всегда могут сослаться на людей, которые могли бы удостоверить их личность. И все же они, полага­ясь на свои права римского гражданства, уверены в своей безопасности не только перед нашими должностными лицами, ответственными и перед зако­ном и перед всеобщим мнением, и не только среди римских граждан, которых объединяют язык, право и общие интересы, но и везде, куда бы они ни приехали. Отними у римских граждан эту надежду, этот оплот, установи за прави­ло, что слова "Я - римский гражданин" - бесполезны, что претор или любое другое лицо может безнаказанно, под предлогом, что не знает, кто перед ним находится, подвергнуть любой казни человека, называющего себя римским граж­данином, и тогда все провинции, все царства, все независимые городские об­щины, одним словом, весь мир, который всегда был открыт и доступен для наших соотечественников, ты, этим своим утверждением, для римских граждан закроешь"[64][4]. "Заковать римского гражданина - преступление, подвергнуть его сечению розгами - злодеяние, убить его, - можно сказать, братоубийство"[65][5].

Пафосность и образность Цицерона, все же следует признать, были не случайны. Вплоть до империи, каждый носитель подобного звания мог впол­не обоснованно именовать себя властелином мира.

Римское государство предоставляло его носителю целую совокупность прав публичного и частного характера:

1. Правоспособность римского гражданина в сфере частноправовых от­ношений складывается из двух элементов: 1) ius conubi— право вступать в римский брак; 2) ius commercii — право быть субъектом имущественных правоотношений (вещных и обяза­тельственных).

Ius conubii- право вступать в законный римский брак, потомство от которого приобретает права римского гражданства с рож­дения, а глава семьи в отношении новорожденных - право отеческой власти.

Ius commercii- право свободной хозяйственной деятельности, связанное с правом, в случае необходимости, от своего имени вчинить иск и участвовать в судебном процессе, то есть фактически это полная правоспособность в сфере всего частного права, кроме того, в рамках ius commerciiможно выделить еще от­дельный элемент правоспособности - полная свобода дей­ствий в области наследственного права.

2.Правоспособность в сфере публично-правовых отношенийскладывалась из следующих элементов:

Ius honorum- право быть избранным магистратом.

Ius suffragii- право голосовать в народном собрании, то есть прини­мать законы, тем самым творить право.

Ius militiae- право служить в римской армии.

Ius terra - право на оккупацию общественного участка земли. В годы империи в связи с образованием крупных поместий это право было практически заменено бесплат­ными раздачами зерна.

Кроме того, римский гражданин для защиты своих прав мог прибегнуть не только к процессуальным, но и к административным (интердикты) сред­ствам защиты, основанным как на цивильном, так и на преторском праве.

Правоспособностью в рассмотренном объеме наделялись не все римляне, а только свободнорожденные. Меньший объем пра­воспособности был у вольноотпущенников, которые вынуждены были нести определенные обременения в отношении своих быв­ших хозяев, ставших их патронами.

Обременения, главным образом, носили имущественный характер, как то:

ü завещать часть наследства патрону;

ü оказывать разного рода услуги, временную материальную помощь, или постоянную (выплачивать алименты);

ü выказывать надлежащее уважение, например, не вчинять иска.

Б. Латинская правоспособность (ius latinum) первоначально принадлежа­ла жителям италийских общин. Она являлась промежуточной между римской и иностранной.

Категория латинов в правовом и этническом отношениях была неоднородной. Прежде всего латинами являлись жители Лациума, находившиеся до IV в. до н. э. в Латин­ском союзе с Римом. Кроме того, ими были жители некоторых италийских общин за пределами Лациума, которым положение латина предоставлялось публичными ак­тами со времен Латинского союза. Наконец, аналогичное по­ложение приобретали лица, освобожденные из рабства латином, а в дальнейшем — при определенных условиях и римлянином.

Латины признавались полноправными участниками всех част­ноправовых отношений, то есть они обладали ius commercium. В этом плане они ничем не отличались от римских граждан. Их отличие состояло в публично-правовой сфере. Из публично-правовых возможностей все латины имели одну - право участия и голосования в римских народных собраниях. Их имущественные споры, как и споры римлян, были подведомственны римским судам. У латинов имущество не подлежало наследо­ванию ни по закону, ни по завещанию, а переходило в собственность освободившего их из рабства господина. О них поэтому говорили: «Живут как свободные, умирают как рабы».

Именно отсутствие прав в публичной сфере сближает их с иностранцами. Однако характер и объем ограничений был одинаков не у всех латин. Различали несколько категорий латинских граждан:

1. Древних. Они имели ius conubii, а переселяясь в Рим, автоматически приобретали и римское гражданство.

2. Латины-колониарии имели только ius commercium. Большие измене­ния в судьбе колониариев происходят с изданием в годы Союзничес­кой войны (91-88 г.г. до н. э.) законов Луция Цезаря и Плавция Папирия. Согласно им, жители Италии приобретали все права римского граж­данства. С этого времени ius latinum предоставляется и жителям тер­риторий, находящихся далеко за пределами Италии.

Как правило, латинское гражданство предоставлялось жителям римских колоний. При этом оно могло быть в виде

ü latinum maius (то есть в большем объеме) - колонисты, избран­ные магистратами или сенаторами у себя в колонии автоматичес­ки, в подобном случае приобретали права римского гражданства;

ü latinum minus (в меньшем объеме) - римское гражданство мо­гут приобрести только колонисты, избранные магистратами.

3. Латины-юниании - рабы, отпущенные на свободу и не получившие прав римского гражданства. Данная категория латин ни при каких ус­ловиях не могла обрести публично-правовую правоспособность. Имен­но отсутствие подобных прав сближает их с иностранцами.

Таким образом, латины, хотя и были свободными, но полной правоспособности ни в одной из сфер деятельности человека не имели и на первых порах даже считались врагами, в связи с чем имущество их могло быть захвачено, а сами они обращены в рабство. Потребности торгового оборота издавна вызвали к жизни институт клиентеллы, в соответствии с которым чужеземец в результате специального соглашения становился клиентомримлянина (патрона).Последний от собственного имени (т. е. не как представитель) совершал в интересах клиента раз­нообразные правовые действия: заключал сделки, выступал в римском суде и т. п. Исполнение обязанностей патроном обеспечивалось средствами сакрального права (религии): не­добросовестный патрон, как вызвавший гнев богов, ставился вне охраны закона. Дальнейшее развитие международных экономических свя­зей обусловило тенденцию постепенного предоставления ино­странцам элементов правоспособности в частноправовых от­ношениях, которая в конце концов имела своим следствием забвение статуса гражданства как предпосылки правоспособ­ности в сфере частного права.

В. Иностранцы (peregrini) обладали наименьшей из возможных правоспо­собностью. Весь объем прав, которыми они были наделены, регулировался нормами ius gentium, то есть они не имели тех возможностей, которые содер­жали в себе цивильное и в особенности преторское право.

Развитие экономических связей привело к необходимости регулирования частноправовых отношений перегринов, первоначально выразившегося в договорах, заключавшихся Римом с дружественными государствами о взаимной защите интересов своих граждан. Такая защита распространялась и на жителей римских колоний (т.н. «капитулировавших перегринов»). Наряду с нею постепенно выработался другой и основной способ регулиро­вания частноправовых отношений между перегринами, а также между перегринами и римлянами, — посредством созданной преторами и юристами правовой системы. После эдикта Каракаллы 212 г., объявившего римскими гражданами всех подданных Римской империи, перегринами считались иностранцы, г. е не подданные Рима — германцы, славяне и т д. Но уже к этому времени различие в частно­правовом положении римских граждан и иностранцев едва ли ощущалось.

Помимо этого, среди иностранцев еще более ограниченной правоспособ­ностью были наделены так называемые иностранцы, покоренные с оружием в руках – «так называются те, которые с оружием в руках сража­лись против римского народа, а затем, будучи побеждены, сдались»[66][6]. Объем их правоспособности невелик: "Те же, которые причисляются к покоренным, никоим образом не могут ничего приобретать по завещанию, как каждый ино­странец, и по мнению большинства юристов, они не могут также составлять завещания. Таким образом, свобода тех, которые поступили в число покорен­ных, самая незавидная, никакой закон, никакое сенатское постановление, ника­кой императорский указ не дает им прав римского гражданства. Они даже не могут оставаться в Риме или в округ его на сто миль, под страхом публичной продажи их самих вместе с имуществом, с тем условием, чтобы не исполняли рабских обязанностей ни в Риме, ни в его округе на сто миль и чтобы никогда не получали свободы. А если бы они были отпущены на волю, то они опять делаются рабами римского народа"[67][7].

Изменения в правоспособности лиц в классическом и постклассическом праве.

Значительные изменения в правоспособности произошли в 212 году в связи с изданием эдикта Каракаллы о даровании римского гражданства всем жителям империи, чем было устранено не только деление на граждан и не­граждан, но произошло нечто большее: полный и всеобщий охват субъектов и объектов правоотношений стал невозможен, так как система статусов фактически исчезла, сохранившись лишь в упрощенном виде. Кроме того, возникают новые юридические признаки, характеризую­щие правовой статус лица.

Возникают категории лиц, имеющих различный объем прав и обязаннос­тей' "почтенные" (honestiores) и "низшие" (humiliores)[68][8]. Существенной особен­ностью нового деления было то, что принадлежность к той или иной категории впервые стала наследственной.

Различия между почтенными и низшими носили, в основном, имуществен­но-правовой характер. Почтенные были освобождены от всех публичных об­ременении имущественного характера: налоги, повинности и т.д., которые возлагались исключительно на низших. Кроме того, в отношении humiliores возможны были различные "процессуальные" средства и методы, непримени­мые к почтенным: пытки, позорящие и тяжелые наказания и т.д.

Естественно, различия между ними были и в публично-правовой сфере. Высшие и средние гражданские и военные должности были недоступны для humiliores.

С признанием христианства в качестве официальной религии[69][9] происхо­дят новые существенные изменения в правовом состоянии лиц. Возникает совершенно иная системы статусов, за основу которой были взяты не три при­знака - свобода, гражданство, семейная принадлежность, - как ранее, а только один - религиозная принадлежность, точнее - отношение к Никейскому символу веры[70][10]. Все население империи относительно данного Символа представляло из себя несколько категорий:

1. Те, кто придерживаются Никейского символа (personae christiani catholicorum). В свою очередь, лица данной кате­гории подразделяются на клириков и мирян.

2. Те, кто не исповедуют Никейский символ, но признают Христа и назы­вают себя христианами (personae christiani). Как и в преды­дущей категории, в ее рамках можно выделить ариан (лиц, исповедующих символ веры, сформулированный Арием) и еретиков.

3. Те, кто придерживаются старых, дохристианских культов (personae non christiani). Среди них законодательство называет евреев (iudaei) и всех остальных нехристиан (pagani).

Особенностью новой системы статусов, по сравнению с прежней, стал ее иерархический признак. Лица, являвшиеся сторонниками Никейского симво­ла, обладали полной гражданской дееспособностью, при этом клирики, в от­личие от мирян, были наделены еще рядом привилегий. Частичное поражение в дееспособности испытывали христиане, противники Никейского символа, и совершенно ограниченной дееспособностью обладали нехристиане.

Различная степень дееспособности проявилась наиболее ярко в нормах права, регулирующих вопросы, связанные с наследованием имущества. Так, полной завещательной способностью были наделены лица, обладающие ста­тусом католических христиан. Ограничения касались лиц других статусов, при этом степень их ограничений была разной.

Если лицо или лица относятся к personae christiani, то ограничения, на­лагаемые на них, имеют индивидуально-избирательный характер, также до­пускаются послабления и отмена.

В отношении же personae non christiani ограничения имеют коллектив­ный, мы бы сказали, коллективно-тотальный характер. Вот типичные указа­ния, где первое касается язычников, а второе - евреев: "Те христиане, которые стали язычниками, должны быть лишены силы и права совершать завещания, и если есть завещание, то оно будет отменено посредством уничтожения завещания"[71][11]. "Если сын, дочь, внучка в одиночку или в большем (количестве) из евреев или самаритян вернутся к свету христианской религии ... их родите­лям ... не будет позволено лишать их наследства, или пропустить в своем завещании молчанием, или оставлять им меньше, чем они смогли бы приоб­рести, если бы они были призваны к наследству в случае отсутствия завеща­ния. Но, если такая случайность будет иметь место, то мы приказываем, чтобы завещание было отменено и, чтобы вышеназванные лица были призваны к наследованию"[72][12].