Правоспособность и дееспособность
В современной юридической науке достаточно полно и емко представлена характеристика правового положения участников правовых отношений, раскрываемая при помощи таких понятий, как правоспособность, дееспособность, объединенных единым понятием правосубъектность.
Правоспособность- это возможность лица иметь и быть носителем закрепленных в правовых нормах субъективных прав и обязанностей.
Дееспособность- степень и характер самостоятельности лица в осуществлении субъективных прав и обязанностей.
Римляне не использовали термины правоспособность и дееспособность. Появление этих понятий - результат правового творчества юристов позднейших эпох. В римском праве способность лица участвовать в правоотношениях называлась caput habere. При этом наличие у лица caput habere характеризовало его и как субъекта публично-, так и частноправовых отношений. Следовательно, римляне не различали, как это имеет место в современном праве, общую отраслевую и специальную правоспособность.
В римском праве не все люди автоматически являлись субъектами права. Огромное количество населения - рабы - являлись объектами права, признавались вещью, говорящим орудием (instrumentum vocale). С ними были разрешены все те манипуляции, что и с неодушевленными вещами. Их стоимость определялась стоимостью вещей. Соответственно у них отсутствовал caput habere. Не случайно возникла сентенция: «Рабы не имеют «лица», т. е. правоспособности.
Виды и содержание правоспособности лиц.
Как уже отмечалось, свобода являлась общим условием участия лица в правоотношениях в качестве субъекта права, то есть он был носителем субъективных прав и обязанностей, а не их объектом.
Однако наличие свободы не означало, что лицо - полноправный участник правоотношений. Дело в том, что в римском праве, в отличие от современного, фундаментальным являлось неравенство всех субъектов права. Наоборот, действовала презумпция правового неравенства,характеризовавшаяся тем, что существовали различные по объему и содержанию виды правоспособности участников правоотношений в Древнем Риме.
Существование различных видов правоспособности - это главное, пожалуй, отличие римского учения о лицах от современного, где существуют различные виды дееспособности, но за лицом признается только одна правоспособность, приобретаемая с рождения. Именно данное отличие следует иметь в виду в процессе последующего изучения как бы это ни было абсурдно и неверно с точки зрения современной теории права и государства.
А. Наибольшей правоспособностью наделялись лица, обладающие римским гражданством.
"Простые незаметные люди незнатного происхождения, путешествуя по морям, приезжают в местности, которых они никогда не видели раньше, где они незнакомы тем, к кому они приехали, и где они не всегда могут сослаться на людей, которые могли бы удостоверить их личность. И все же они, полагаясь на свои права римского гражданства, уверены в своей безопасности не только перед нашими должностными лицами, ответственными и перед законом и перед всеобщим мнением, и не только среди римских граждан, которых объединяют язык, право и общие интересы, но и везде, куда бы они ни приехали. Отними у римских граждан эту надежду, этот оплот, установи за правило, что слова "Я - римский гражданин" - бесполезны, что претор или любое другое лицо может безнаказанно, под предлогом, что не знает, кто перед ним находится, подвергнуть любой казни человека, называющего себя римским гражданином, и тогда все провинции, все царства, все независимые городские общины, одним словом, весь мир, который всегда был открыт и доступен для наших соотечественников, ты, этим своим утверждением, для римских граждан закроешь"[64][4]. "Заковать римского гражданина - преступление, подвергнуть его сечению розгами - злодеяние, убить его, - можно сказать, братоубийство"[65][5].
Пафосность и образность Цицерона, все же следует признать, были не случайны. Вплоть до империи, каждый носитель подобного звания мог вполне обоснованно именовать себя властелином мира.
Римское государство предоставляло его носителю целую совокупность прав публичного и частного характера:
1. Правоспособность римского гражданина в сфере частноправовых отношений складывается из двух элементов: 1) ius conubi— право вступать в римский брак; 2) ius commercii — право быть субъектом имущественных правоотношений (вещных и обязательственных).
Ius conubii- право вступать в законный римский брак, потомство от которого приобретает права римского гражданства с рождения, а глава семьи в отношении новорожденных - право отеческой власти.
Ius commercii- право свободной хозяйственной деятельности, связанное с правом, в случае необходимости, от своего имени вчинить иск и участвовать в судебном процессе, то есть фактически это полная правоспособность в сфере всего частного права, кроме того, в рамках ius commerciiможно выделить еще отдельный элемент правоспособности - полная свобода действий в области наследственного права.
2.Правоспособность в сфере публично-правовых отношенийскладывалась из следующих элементов:
Ius honorum- право быть избранным магистратом.
Ius suffragii- право голосовать в народном собрании, то есть принимать законы, тем самым творить право.
Ius militiae- право служить в римской армии.
Ius terra - право на оккупацию общественного участка земли. В годы империи в связи с образованием крупных поместий это право было практически заменено бесплатными раздачами зерна.
Кроме того, римский гражданин для защиты своих прав мог прибегнуть не только к процессуальным, но и к административным (интердикты) средствам защиты, основанным как на цивильном, так и на преторском праве.
Правоспособностью в рассмотренном объеме наделялись не все римляне, а только свободнорожденные. Меньший объем правоспособности был у вольноотпущенников, которые вынуждены были нести определенные обременения в отношении своих бывших хозяев, ставших их патронами.
Обременения, главным образом, носили имущественный характер, как то:
ü завещать часть наследства патрону;
ü оказывать разного рода услуги, временную материальную помощь, или постоянную (выплачивать алименты);
ü выказывать надлежащее уважение, например, не вчинять иска.
Б. Латинская правоспособность (ius latinum) первоначально принадлежала жителям италийских общин. Она являлась промежуточной между римской и иностранной.
Категория латинов в правовом и этническом отношениях была неоднородной. Прежде всего латинами являлись жители Лациума, находившиеся до IV в. до н. э. в Латинском союзе с Римом. Кроме того, ими были жители некоторых италийских общин за пределами Лациума, которым положение латина предоставлялось публичными актами со времен Латинского союза. Наконец, аналогичное положение приобретали лица, освобожденные из рабства латином, а в дальнейшем — при определенных условиях и римлянином.
Латины признавались полноправными участниками всех частноправовых отношений, то есть они обладали ius commercium. В этом плане они ничем не отличались от римских граждан. Их отличие состояло в публично-правовой сфере. Из публично-правовых возможностей все латины имели одну - право участия и голосования в римских народных собраниях. Их имущественные споры, как и споры римлян, были подведомственны римским судам. У латинов имущество не подлежало наследованию ни по закону, ни по завещанию, а переходило в собственность освободившего их из рабства господина. О них поэтому говорили: «Живут как свободные, умирают как рабы».
Именно отсутствие прав в публичной сфере сближает их с иностранцами. Однако характер и объем ограничений был одинаков не у всех латин. Различали несколько категорий латинских граждан:
1. Древних. Они имели ius conubii, а переселяясь в Рим, автоматически приобретали и римское гражданство.
2. Латины-колониарии имели только ius commercium. Большие изменения в судьбе колониариев происходят с изданием в годы Союзнической войны (91-88 г.г. до н. э.) законов Луция Цезаря и Плавция Папирия. Согласно им, жители Италии приобретали все права римского гражданства. С этого времени ius latinum предоставляется и жителям территорий, находящихся далеко за пределами Италии.
Как правило, латинское гражданство предоставлялось жителям римских колоний. При этом оно могло быть в виде
ü latinum maius (то есть в большем объеме) - колонисты, избранные магистратами или сенаторами у себя в колонии автоматически, в подобном случае приобретали права римского гражданства;
ü latinum minus (в меньшем объеме) - римское гражданство могут приобрести только колонисты, избранные магистратами.
3. Латины-юниании - рабы, отпущенные на свободу и не получившие прав римского гражданства. Данная категория латин ни при каких условиях не могла обрести публично-правовую правоспособность. Именно отсутствие подобных прав сближает их с иностранцами.
Таким образом, латины, хотя и были свободными, но полной правоспособности ни в одной из сфер деятельности человека не имели и на первых порах даже считались врагами, в связи с чем имущество их могло быть захвачено, а сами они обращены в рабство. Потребности торгового оборота издавна вызвали к жизни институт клиентеллы, в соответствии с которым чужеземец в результате специального соглашения становился клиентомримлянина (патрона).Последний от собственного имени (т. е. не как представитель) совершал в интересах клиента разнообразные правовые действия: заключал сделки, выступал в римском суде и т. п. Исполнение обязанностей патроном обеспечивалось средствами сакрального права (религии): недобросовестный патрон, как вызвавший гнев богов, ставился вне охраны закона. Дальнейшее развитие международных экономических связей обусловило тенденцию постепенного предоставления иностранцам элементов правоспособности в частноправовых отношениях, которая в конце концов имела своим следствием забвение статуса гражданства как предпосылки правоспособности в сфере частного права.
В. Иностранцы (peregrini) обладали наименьшей из возможных правоспособностью. Весь объем прав, которыми они были наделены, регулировался нормами ius gentium, то есть они не имели тех возможностей, которые содержали в себе цивильное и в особенности преторское право.
Развитие экономических связей привело к необходимости регулирования частноправовых отношений перегринов, первоначально выразившегося в договорах, заключавшихся Римом с дружественными государствами о взаимной защите интересов своих граждан. Такая защита распространялась и на жителей римских колоний (т.н. «капитулировавших перегринов»). Наряду с нею постепенно выработался другой и основной способ регулирования частноправовых отношений между перегринами, а также между перегринами и римлянами, — посредством созданной преторами и юристами правовой системы. После эдикта Каракаллы 212 г., объявившего римскими гражданами всех подданных Римской империи, перегринами считались иностранцы, г. е не подданные Рима — германцы, славяне и т д. Но уже к этому времени различие в частноправовом положении римских граждан и иностранцев едва ли ощущалось.
Помимо этого, среди иностранцев еще более ограниченной правоспособностью были наделены так называемые иностранцы, покоренные с оружием в руках – «так называются те, которые с оружием в руках сражались против римского народа, а затем, будучи побеждены, сдались»[66][6]. Объем их правоспособности невелик: "Те же, которые причисляются к покоренным, никоим образом не могут ничего приобретать по завещанию, как каждый иностранец, и по мнению большинства юристов, они не могут также составлять завещания. Таким образом, свобода тех, которые поступили в число покоренных, самая незавидная, никакой закон, никакое сенатское постановление, никакой императорский указ не дает им прав римского гражданства. Они даже не могут оставаться в Риме или в округ его на сто миль, под страхом публичной продажи их самих вместе с имуществом, с тем условием, чтобы не исполняли рабских обязанностей ни в Риме, ни в его округе на сто миль и чтобы никогда не получали свободы. А если бы они были отпущены на волю, то они опять делаются рабами римского народа"[67][7].
Изменения в правоспособности лиц в классическом и постклассическом праве.
Значительные изменения в правоспособности произошли в 212 году в связи с изданием эдикта Каракаллы о даровании римского гражданства всем жителям империи, чем было устранено не только деление на граждан и неграждан, но произошло нечто большее: полный и всеобщий охват субъектов и объектов правоотношений стал невозможен, так как система статусов фактически исчезла, сохранившись лишь в упрощенном виде. Кроме того, возникают новые юридические признаки, характеризующие правовой статус лица.
Возникают категории лиц, имеющих различный объем прав и обязанностей' "почтенные" (honestiores) и "низшие" (humiliores)[68][8]. Существенной особенностью нового деления было то, что принадлежность к той или иной категории впервые стала наследственной.
Различия между почтенными и низшими носили, в основном, имущественно-правовой характер. Почтенные были освобождены от всех публичных обременении имущественного характера: налоги, повинности и т.д., которые возлагались исключительно на низших. Кроме того, в отношении humiliores возможны были различные "процессуальные" средства и методы, неприменимые к почтенным: пытки, позорящие и тяжелые наказания и т.д.
Естественно, различия между ними были и в публично-правовой сфере. Высшие и средние гражданские и военные должности были недоступны для humiliores.
С признанием христианства в качестве официальной религии[69][9] происходят новые существенные изменения в правовом состоянии лиц. Возникает совершенно иная системы статусов, за основу которой были взяты не три признака - свобода, гражданство, семейная принадлежность, - как ранее, а только один - религиозная принадлежность, точнее - отношение к Никейскому символу веры[70][10]. Все население империи относительно данного Символа представляло из себя несколько категорий:
1. Те, кто придерживаются Никейского символа (personae christiani catholicorum). В свою очередь, лица данной категории подразделяются на клириков и мирян.
2. Те, кто не исповедуют Никейский символ, но признают Христа и называют себя христианами (personae christiani). Как и в предыдущей категории, в ее рамках можно выделить ариан (лиц, исповедующих символ веры, сформулированный Арием) и еретиков.
3. Те, кто придерживаются старых, дохристианских культов (personae non christiani). Среди них законодательство называет евреев (iudaei) и всех остальных нехристиан (pagani).
Особенностью новой системы статусов, по сравнению с прежней, стал ее иерархический признак. Лица, являвшиеся сторонниками Никейского символа, обладали полной гражданской дееспособностью, при этом клирики, в отличие от мирян, были наделены еще рядом привилегий. Частичное поражение в дееспособности испытывали христиане, противники Никейского символа, и совершенно ограниченной дееспособностью обладали нехристиане.
Различная степень дееспособности проявилась наиболее ярко в нормах права, регулирующих вопросы, связанные с наследованием имущества. Так, полной завещательной способностью были наделены лица, обладающие статусом католических христиан. Ограничения касались лиц других статусов, при этом степень их ограничений была разной.
Если лицо или лица относятся к personae christiani, то ограничения, налагаемые на них, имеют индивидуально-избирательный характер, также допускаются послабления и отмена.
В отношении же personae non christiani ограничения имеют коллективный, мы бы сказали, коллективно-тотальный характер. Вот типичные указания, где первое касается язычников, а второе - евреев: "Те христиане, которые стали язычниками, должны быть лишены силы и права совершать завещания, и если есть завещание, то оно будет отменено посредством уничтожения завещания"[71][11]. "Если сын, дочь, внучка в одиночку или в большем (количестве) из евреев или самаритян вернутся к свету христианской религии ... их родителям ... не будет позволено лишать их наследства, или пропустить в своем завещании молчанием, или оставлять им меньше, чем они смогли бы приобрести, если бы они были призваны к наследству в случае отсутствия завещания. Но, если такая случайность будет иметь место, то мы приказываем, чтобы завещание было отменено и, чтобы вышеназванные лица были призваны к наследованию"[72][12].