Экстраординарный процесс

* Слайд 21

Третья форма римского гражданского процесса — экстраор­динарный процесс (cognitio extraordinaria). Дословно производство extra ordinem означает произ­водство "вне очереди". Вначале дела, поступавшие на обсуждение extra ordinem, не были связаны временем и очередью, установленной для разбора остальных дел[57][29]. Однако при Августе принцип приобретает право устанавливать судебный процесс наравне с претором. Обращение к административному, экстраординарному производству происходит все чаще. Начинается это в провинциях, где правители постепенно привыкают разбирать все дела самостоятельно или при помощи особых делегатов, взя­тых не из числа присяжных, а преимущественно из адвокатов. Со временем этот обычай распространился и на Рим.

Конституция Диоклетиана 294 г. провозгласила оконча­тельный переход от формулярного процесса к экстраординарно­му[58][30]. В Конституции император указывал на то, что правители провинций чрезмерно злоупотребляют передачей всех судеб­ных дел на рассмотрение низшим чиновникам, и предписывал им лично решать все дела, за исключением случаев их особой занятости.

В 342 г. формулярный процесс отменяется, и к началу периода абсолютной монархии экстраординарный процесс стано­вится единственным[59][31]. Все судопроизводство в государстве осуществляется на принципах, выработанных в практике экстраординарного судопроизводства. И эти принципы решительно отличаются от тех начал, на которых строились предыдущие процессы.

1. В новом процессе уже не было деления на две стадии; юридическая квалификация претензии и решение спора производятся одним государственным органом (в лице имперского чиновника).

2. В экстраординарном процессе меняется процедура вызова в суд, приобретая официальный письменный характер. Государство брало на себя обязанность по вызову ответчика в суд

3. Формула уходит в прошлое, а иск превращается в жалобу истца, заноси­мую в протокол суда.

4. Ответчик спаривал притязания истца.

5. Литисконтестация в собственном смысле в экстраординарном процессе стала невозможной, так как исчез момент завершения процесса, характерный для первой стадии производства in jure, в частности, выдача формулы. К литисконтестации приравнивался теперь момент окончание изложе­ния сторонами их взаимных требований.

6. Приговор суда представлял собой приказ носителя власти (decretum), а не мнение третейского судьи (sententia). Забота об его исполне­нии лежит теперь не на истце, а на суде.

7. На это решение стала возможной апелляция (apellatio) в высшую инстанцию, вплоть до императора. Первоначально стороны могли неоднократно апеллиро­вать в высшую инстанцию на решение низшей инстанции, однако со времен Юстиниана не допускалось более двух апелляций по од­ному и тому же делу. Подача апелляционной жалобы со­вершалась устно или письменно в течение двух дней, если апелляция касалась своего дела, и в течение трех дней - чужого. Юстиниан ввел десятидневный срок для подачи апелляции[60][32]. Институт апелляции в результате рецепции был воспринят многими странами Западной Европы и приобрел различные фор­мы.

8. Именно в экстраорди­нарном процессе исполнительное производство принимает тот вид, который оно имеет в современном процессе. Вводится пись­менность, процесс становится платным.

9. В экстраординарном процессе в отличие от предыдущих форм гражданского процесса был ограничен принцип публичности. Су­дебные заседания проходят закрыто. Присутствовать на них могут только помощники судебных магистратов и сторон, а также особо почетные лица, по положению своему имеющие доступ на суд. Все происходящее в суде заносилось в судебный протокол, и таким образом развивалась письменность в производстве. Вводилась систе­ма вознаграждения канцелярского персонала суда. Процесс пере­стал быть бесплатным. Стороны должны были вносить судебные пошлины на покрытие судебных издержек и т.д. Однако граждан­ский процесс сохранял состязательную форму и диспозитивность, т.е. дело начиналось по просьбе истца, суд сам не собирал доказа­тельств, не присуждал больше, чем просил истец.

* Слайд 22

Таким образом, третья форма римского процесса приобрела более бюрокра­тические черты, чем формулярное производство. Для экстраординарного процесса стали характерны:

1. Совмещение судебных и административных функций.

2. Ограничение принципа публичности.

3. Введение института апелляции.

Однако благода­ря развитию письменности, шло совершенствование техники про­цесса. Судья превратился в судейского чиновника, а процесс стал завершаться произнесением речей от имени императора.