Экстраординарный процесс
* Слайд 21
Третья форма римского гражданского процесса — экстраординарный процесс (cognitio extraordinaria). Дословно производство extra ordinem означает производство "вне очереди". Вначале дела, поступавшие на обсуждение extra ordinem, не были связаны временем и очередью, установленной для разбора остальных дел[57][29]. Однако при Августе принцип приобретает право устанавливать судебный процесс наравне с претором. Обращение к административному, экстраординарному производству происходит все чаще. Начинается это в провинциях, где правители постепенно привыкают разбирать все дела самостоятельно или при помощи особых делегатов, взятых не из числа присяжных, а преимущественно из адвокатов. Со временем этот обычай распространился и на Рим.
Конституция Диоклетиана 294 г. провозгласила окончательный переход от формулярного процесса к экстраординарному[58][30]. В Конституции император указывал на то, что правители провинций чрезмерно злоупотребляют передачей всех судебных дел на рассмотрение низшим чиновникам, и предписывал им лично решать все дела, за исключением случаев их особой занятости.
В 342 г. формулярный процесс отменяется, и к началу периода абсолютной монархии экстраординарный процесс становится единственным[59][31]. Все судопроизводство в государстве осуществляется на принципах, выработанных в практике экстраординарного судопроизводства. И эти принципы решительно отличаются от тех начал, на которых строились предыдущие процессы.
1. В новом процессе уже не было деления на две стадии; юридическая квалификация претензии и решение спора производятся одним государственным органом (в лице имперского чиновника).
2. В экстраординарном процессе меняется процедура вызова в суд, приобретая официальный письменный характер. Государство брало на себя обязанность по вызову ответчика в суд
3. Формула уходит в прошлое, а иск превращается в жалобу истца, заносимую в протокол суда.
4. Ответчик спаривал притязания истца.
5. Литисконтестация в собственном смысле в экстраординарном процессе стала невозможной, так как исчез момент завершения процесса, характерный для первой стадии производства in jure, в частности, выдача формулы. К литисконтестации приравнивался теперь момент окончание изложения сторонами их взаимных требований.
6. Приговор суда представлял собой приказ носителя власти (decretum), а не мнение третейского судьи (sententia). Забота об его исполнении лежит теперь не на истце, а на суде.
7. На это решение стала возможной апелляция (apellatio) в высшую инстанцию, вплоть до императора. Первоначально стороны могли неоднократно апеллировать в высшую инстанцию на решение низшей инстанции, однако со времен Юстиниана не допускалось более двух апелляций по одному и тому же делу. Подача апелляционной жалобы совершалась устно или письменно в течение двух дней, если апелляция касалась своего дела, и в течение трех дней - чужого. Юстиниан ввел десятидневный срок для подачи апелляции[60][32]. Институт апелляции в результате рецепции был воспринят многими странами Западной Европы и приобрел различные формы.
8. Именно в экстраординарном процессе исполнительное производство принимает тот вид, который оно имеет в современном процессе. Вводится письменность, процесс становится платным.
9. В экстраординарном процессе в отличие от предыдущих форм гражданского процесса был ограничен принцип публичности. Судебные заседания проходят закрыто. Присутствовать на них могут только помощники судебных магистратов и сторон, а также особо почетные лица, по положению своему имеющие доступ на суд. Все происходящее в суде заносилось в судебный протокол, и таким образом развивалась письменность в производстве. Вводилась система вознаграждения канцелярского персонала суда. Процесс перестал быть бесплатным. Стороны должны были вносить судебные пошлины на покрытие судебных издержек и т.д. Однако гражданский процесс сохранял состязательную форму и диспозитивность, т.е. дело начиналось по просьбе истца, суд сам не собирал доказательств, не присуждал больше, чем просил истец.
* Слайд 22
Таким образом, третья форма римского процесса приобрела более бюрократические черты, чем формулярное производство. Для экстраординарного процесса стали характерны:
1. Совмещение судебных и административных функций.
2. Ограничение принципа публичности.
3. Введение института апелляции.
Однако благодаря развитию письменности, шло совершенствование техники процесса. Судья превратился в судейского чиновника, а процесс стал завершаться произнесением речей от имени императора.