Источники

Дополнительная

Основная

ЛИТЕРАТУРА

Заключение

 

Подводя итог, можно сказать: римское учение о лицах - субъектах права – является весьма интересным, хотя и сильно отлича­ется от современных определений и трактовок.

Однако именно в римском праве впер­вые нашло отражение развитие сути и содержания тех юридических характеристик и процессов, которые мы в настоящее время используем в современном праве.

Сущностная сторона таких понятий, как правоспособность, дееспособность и др., разработана в римском праве так глубоко и подробно, что их выводы до сих пор представляют интерес как с научной, так и с практической точки зрения.

Дождев Д.В. Римское частное право. М.: Норма, 2008.

Кудинов О.А. Римское право: курс лекций. М.: Экзамен, 2008.

Омельченко О.А. Римское право. М.: Эксмо, 2008.

Новицкий И.Б. Римское право. М.: Зерцало-М, 2007.

Пиляева В.В. Римское право в схемах и определениях. М.: КноРус, 2005.

Пухан Иво, Мирьяна Поленак-Акимовская. Римское право: базовый учебник. М., 1999.

Арендаренко А.В., Афанасьев Н.Н. Частное римское право. М.: Юриспруденция, 2007.

Всеобщая история государства и права: Учебник. В 2-х т. Т. 1. М., 1998.

Боголепов И. Учебник истории римского права. СПб, 1907 (Фонд Тульской областной библиотеки).

Гримм Д.Д. Курс римского права. СПб, 1901 (Фонд Тульской областной библиотеки).

Дыдынский Ф.М. Латино-русский словарь к источникам римского права. М., 1998.

Моммзен Т. История Рима: Т. 1-5 (разделы по праву). М., 1995.

Муромцев С.А. Гражданское право Древнего Рима. М., 1883 (Фонд Тульской областной библиотеки).

Памятники римского права: Законы XII таблиц. Институции Гая Дигесты Юстиниана. М., 1997

Гай. Институции / Пер с латинского Ф. Дыдынского (под ред. В.А. Савельева, Л.Л. Кофанова). М., 1996.

Дигесты Юстиниана / Пер. И.С. Перетерского. М., 1984.

Законы XII таблиц / Перевод Л.Л. Кофанова. М., 1996.

 

Нике́йский (Никео-Константинопольский) символ веры (лат. Symbolum Nicaeum) — принятый на Первом Никейском соборе (325 год) Символ веры — формула вероисповедания, в которой провозгласилась божественность Бога-Сына, названного «единосущным Отцу», а после краткого третьего компонента формулы («веруем в Духа Святого») следовала анафема арианству. То, что утверждали ариане, было следующим: Бог-Отец по устроении мира, стал причиной рождения Сына и по своей воле сущность свою воплотил в иную, созданную из ничего, в Бога нового и другого; и было время, когда Сын не существовал.

В дальнейшем, чтобы подчеркнуть равенство Отца и Сына, к словам об исхождении Святого Духа на западе было добавлено филиокве[28][24] (восточные, православные церкви это изменение не приняли).

Раскол христианской церкви в 1054 году ( Великий раскол) окончательно разделил Церковь на римско-католическую церковь на Западе и православную — на Востоке с центром в Константинополе. В чем разница:

(а) Непогрешимость Папы. Согласно этому католическому догмату, Римский первосвященник не может ошибаться, когда проповедует о вере. Православная же церковь полагает, что вообще не существует внешнего критерия непогрешимости суждений.

(б) Непорочное зачатие Девы Марии. Католическая церковь учит, что Дева Мария была зачата непорочно. Согласно учению православной церкви, здесь кроется опасность монофизитства, то есть отрицания того, что Христос был совершенным человеком, так как здесь Пресвятая Богородица Мария исключается из человеческого рода.

(в) Филиокве. Согласно учению католической церкви, Св. Дух исходит от Отца и Сына, тогда как согласно учению православной церкви Св. Дух исходит только от Отца. Здесь православная церковь видит нарушение принципа монархии Отца, то есть некоего первенства Отца среди единосущных и собезначальных Лиц Пресвятой Троицы.

 

 


МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РФ

РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

Тульский филиал