Рецепция римского права

* Слайд 20

Под рецепцией права понимают возрождение права, восприятие его духа, главных его принципов и положений на новом витке развития последующих цивилизаций.

Как правило, этот процесс может идти в следующих направлениях:

- восприятие и усвоение правового наследия в качестве действующего права;

- возрождение системы права, существовавшей ранее;

- прививание одной правовой системы к другой;

- построение сходных правовых институтов.

Как же это происходило с римским частным правом?

Развитие производства и обмена, расширение торговли с соседними государствами влекло за собой, и притом весьма постепенно, расширение круга лиц, являвшихся субъектами частного права в римском государстве.

Этот процесс шел двумя путями. С одной стороны, по мере роста терри­тории римской державы и завоевания соседних государств, происходило включение в римское государство ряда чужеземных общин; тем самым непрерывно увеличивалось количество римских граждан. К началу н.э. римская империя включала в свой состав самые разнообразные муници­пии, колонии, общины, провинции. Римское гражданство потеряло свои прежние, узко национальные, черты.

С другой стороны, развитие торговли с другими народами вызвало необходимость признания и за купцами других стран основных частных прав, которые необходимы для торгового оборота: права собственности, права вступать в договоры и требовать ис­полнения договора путем судебного иска и т. п. Это предоставление прав чужакам достигалось главным образом не путем распространения на не­римлян норм, исконно регламентировавших частные права римских граж­дан, но путем выработки претором для взаимоотношений римлян и нери­млян (перегринов) и неримлян между собой, особой системы частного права — «права народов» (ius gentium).

Однако железный колосс, державший в своих руках судьбы мира, дряхлел: разнообразные народности, входившие в состав всемирного римского государства, тянулись в разные стороны; с границ напирали варвары новые претенденты на активное участие в мировой истории. Наступил момент, они хлынули могучими потоками и затопили весь античный мир. Настала беспокойная эпоха великого переселения народов, и кажется, что вся богатая культура древности погибла навсегда, что порвались все связи между старым и новым, что история вовсе зачеркивает страницы прошлого и начинает писать все заново.

Но это "кажется" — обманчиво. На некоторое время, действительно, ход человеческого культурного развития как будто приостанавливается; влившийся большой массой новый человеческий материал нуждается в предварительной обработке. Несколько веков проходит в беспрерывных передвижениях новых народов, в их взаимных столкновениях; пришельцы еще не могут освоиться на новых местах, двигаются, устраиваются. Много ценного, конечно, погибает при этом из античной культуры, но не все.

Как известно, начиная с XIII в., развивающаяся промышленность и торговля тре­бовали развитой правовой надстройки, не тормозящей, но стимули­рующей прогресс производительных сил и производственных отношений, и притом надстройки, выходящей за границы отдельных фео­дальных государств. Хозяйственные отношения выходили за пределы мелких феодальных территорий, и их правовое регулирование должно было быть адекватно им — и территориально и по существу. Примене­ние косных и дробных феодальных обычно-правовых норм являлось бы существенным тормозом для развития производительных сил.

И выход был найден в признании силы закона за римским частным правом, т.к. по своему содержанию римское частное право удо­влетворяло потребностям средневековья в регламентации частной соб­ственности и договорных отношений и было овеяно величием славно­го прошлого. Немалую роль сыграли при этом отмеченная выше «абстрактность» римского частного права, утрата им в первые века н. э. черт узко национального, местного права, его приспособленность к регулированию хозяйственного оборота различных народов.

Римское частное право стало, таким образом, «общим правом» ряда государств и фундаментом дальнейшего развития и феодального и буржуазного права. Оно приобрело уже через ряд столетий после паде­ния Рима значение действующего права в ряде государств Централь­ной и Южной Европы.

Но следует подчеркнуть, что предметом рецепции явилось преиму­щественно римское частное право. Наоборот, римское публичное пра­во, по общему правилу, умерло вместе с падением Рима.

Однако и римское частное право не могло в своем неприкосновенном виде стать зако­ном общества, в недрах которого уже начали развиваться буржуаз­ные отношения. Римское право в период его рецепции подверга­лось многочисленным приспособлениям, далеко идущим толкова­ниям и переработке, и этим путем создалось, преимущественно в Германии XVI -XVII вв., то «искаженное» римское право, которое получило название пандектного права, или же странное и нело­гичное название «современного римского права». Наряду с этим, тексты римских источников под­вергались формально-логической обработке, из них извлекались общие принципы, которые располагались во внешне стройном по­рядке. Эта переработка не являлась, однако, результатом созна­тельного стремления исказить римское частное право; она являлась исторически необходимым процессом приспособления римского права к новым производственным отношениям.

Мало-помалу беспокойный период переселения и устроения проходит. Новые народы начинают вести более или менее спокойную жизнь, развиваются, и еще через несколько столетий наступает момент, когда все, что было продумано и создано античным гением, делается понятным и ценным его наследникам. Наступает возрождение античного права, античной культуры, античного искусства.

Естественное экономическое развитие новых народов приводит их также мало-помалу к международным торговым отношениям. Снова, как в старом мире, на почве международного обмена сходятся друг с другом представители разных национальностей, и снова для регулирования этого обмена возникает нужда в едином общем праве, праве универсальном. Снова экономический прогресс требует освобождения личности от всяких феодальных, общинных и патриархальных пут, требует предоставления индивиду свободы деятельности, свободы самоопределения. И наследники вспоминают о заброшенном ими завещании античного мира, о римском праве, и находят в нем как раз то, что было нужно.

Римское право делается предметом изучения: оно начинает применяться в судах: оно переходит в местное и национальное законодательство, совершается то, что носит название рецепции римского права. Во многих местах Corpus Juris Civilis Юстиниана делается прямо законом. Римское право воскресло для новой жизни и во второй раз объединило мир. Все правовое развитие Западной Европы идет под знаком римского права вплоть до настоящего времени: лишь со времени вступления в действие нового общегерманского гражданского уложения — лишь с 1 января 1900 г. исчезло формальное действие Юстиниановского Свода в тех частях Германии, в которых оно еще сохранялось. Но материальное действие его не исчезло и теперь: все самое ценное из него перелито в параграфы и статьи современных кодексов и действует под именем этих последних.

return false">ссылка скрыта

Таким образом, мы видим, что непрерывное многовековое изучение римского права, в особенности остатков римской юридической литературы, формировало юридическое мышление Западной Европы и создавало сильный класс юристов, руководителей и деятельных помощников во всякой законодательной работе. Объединяя Европу на практике, римское право объединяло ее и в теоретических исканиях: юриспруденция французская работала все время рука об руку с юриспруденцией немецкой или итальянской, говорила с ней на одном и том же языке, искала разрешения одних и тех же проблем. Так возникала на почве римского права дружная общая работа всей европейской юриспруденции, продолжавшая работу мыслителей античного мира: факел, зажженный каким—либо римским Юлианом или Папиньяном, через бесконечную цепь сменявшихся рук дошел до современных ученых всех наций.

Такова историческая судьба римского права. Явившись синтезом всего юридического творчества античного мира, оно легло затем в качестве фундамента для правового развития новых народов, и в качестве такого фундамента, общего для всех народов Западной Европы, оно изучается повсеместно — в Германии, Франции, Италии, Англии и т.д. Явившись базисом, на котором веками формировалась юридическая мысль, оно изучается и теперь, как теория гражданского права, как правовая система, в которой основные юридические институты и понятия нашли себе наиболее чистое от всяких случайных и национальных окрасок выражение. Недаром в прежнее время оно считалось за самый писаный разум, за ratio scripta.

* Слайд 21