Полибий, II в.н.э.

Введение

ПЛАН

Тула - 2010

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………… 3

 

1. История зарождения и этапы развития римского права …….. 3

 

2. Понятие и основные черты римского частного прав ……….. 17

 

3. Рецепция римского права……………………………………… 24

 

4. Влияние римского права на развитие российского права……30

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………. 33

 

ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………….. 33

 

* Слайд 1

* Слайд 2

* Слайд 3

* Слайд 4

Едва ли найдется человек, настолько легкомысленный и

равнодушный к окружающей жизни, который бы не заинтересовался

вопросом о том, какими средствами, какими приемами

политики римляне в промежуток менее 53 лет победили почти все страны населенного мира и подчинили их своей единой власти

- факт в истории беспримерный.

Еще в 1835 году Эдуард Гиббон в своем «Историческом обозрении римского права» писал, что он с недоверчивостью принимается за изображение предмета, глубоко изученного многими учеными, юрисконсультами и наполнившего собой обширные книгохранилища. Но, несмотря на широкомасштабность многовекового процесса, изучение наследия Древнего Рима, предмет римского права остается актуальным и по сей день.

Прежде всего, надо сказать, что термином “римское право” обозначается право античного Рима, право Римского государства рабовладельческой формации.

По одному известному выражению, римляне “трижды покоряли мир”. Первый раз - легионами, второй - христианством, третий раз - правом.

Возведенное в ранг «писаного разума» (ratio scripta), римское право классического периода было широко воспринято феодальными госу­дарствами Западной Европы, оно и по сей день лежит в основе многих институтов буржуазного права.

Наш курс по­священ римскому праву периода его наибольшего развития (начиная с I в. н.э.).

* Слайд 5

1. История зарождения и этапы развитияримского права

* Слайд 6

За свою более чем тысячелетнюю историю римское право с развитием общества не раз претерпевало глубокие структурные из­менения. Выделение характерных черт на отдельных этапах его эво­люции позволяет описать эти перемены в понятиях периода — круп­ного хронологического отрезка, в течение которого наблюдается известная целостность правовой системы. При изучении отдельных институтов римского права, каждый из которых рассматривается в этом курсе на всем протяжении его существования, указание на оп­ределенный период позволяет установить соответствия между институтами на отдельных стадиях их развития.

Существует несколько периодизаций развития римского права. Согласно одной из них, современному состоянию романистики — науки о римском праве — отвечает деление на пять основных периодов:

1. архаический (753—367 гг. до н.э.),

2. предклассический (367—17 гг. до н.э.),

3. классический (17 г. до н.э.—235 г. н.э./305 г. н.э.),

4. постклассический (IV—V вв.)

5. юстиниановский (527—565 гг.).

Границы между периодами условны, хотя в большинстве случаев определяются с точностью до года, когда произошло значительное событие, с которым связан целый комплекс перемен в правовой системе.

По другой периодизации существуют:

1. "Царский" период (Ранний Рим) - сер. VIII - VI в.в. до н.э.

2. Период республики - конец VI - 30 г. до н.э.

а) ранняя республика - конец VI – 265 г. до н.э.

б) эпоха великих завоеваний - 265 – 230 г.г. - сер. II в. до н.э.

в) кризис республики - 133 - 131 г.г. до н.э. -30 г. до н.э.

3. Римская империя - 30 г. до н. э. – 476 г. н. э.

а) принципат - 30 г. до н. э. - конец Ш в. н. э.

б) доминат - III в. н. э. - 476 г. н. э.

Мы будем придерживаться именно этой периодизации.

* Слайд 7

Зародилось римское право в далекой глубине времени — тогда, когда Рим представлял еще едва заметное пятно на территории земного шара, маленькую общину (civitas) среди многих других подобных же общин средней Италии. Как и весь примитивный склад жизни этой общины, римское право являло собою тогда несложную, во многом архаическую систему, проникнутую патриархальным и узконациональным характером. И если бы оно осталось на этой стадии, оно, конечно, было бы давным-давно затеряно в архивах истории.

Но судьба вела Рим к иному будущему. Борясь за свое существование, маленькая civitas Roma постепенно растет, поглощая в себя другие соседние civitates, и крепнет в своей внутренней организации.

Чем далее, тем все более и более расширяется ее территория, распространяется на всю Италию, захватывает близлежащие острова, перебрасывается на все побережье Средиземного моря, — и на сцене истории появляется огромное государство, объединяющее под своей властью почти весь тогдашний культурный мир; Рим стал синонимом мира.

(просмотр видеофайла - 3 мин.)

История Рима и само его имя связаны с именем Ромула, в образе которого спрессовались воспоминания о целом роде реальных вождей правителей, имена которых оказались забытыми. Существуют многочисленные легенды, связанные с тем, кто такие Рем и Ромул. Согласно римскому преданию, основатель Рима и первый царь (754/753 — 717/716 до н. э.). По легенде, Ромул и его брат Рем, рожденные от весталки Реи Сильвии и бога Марса, были вскормлены волчицей и воспитаны пастухом.

Дата возникновения Рима является началом "царского" периода в римской истории (753 г. до н.э. - 510 г. до н.э.).

Рим первых царей еще не походил на настоящий город. Он представлял собой группу укрепленных поселков; был создан союз на семи холмах (septimonimum), чтобы обороняться от нападений соседних племен.

* Слайд 8

Согласно традиции, "римский народ" (populus Romanus) в начале своей истории был родо-племенным объединением, состоявшим из 300 родов. Каждый род представлял собой замкнутое, экзогамное и натуральное объединение потомков какого-либо легендарного героя и других лиц, принятых в члены рода через посвя­щение. Во главе рода стоял старейшина рода (pater gentes), кото­рый вместе с советом всех мужчин управлял родом.

Роды объединялись в курии или братства. Каждая курия представляла собой союз 10 родов, которые жили в непосредственной близости. Целями этих объединений были орга­низация совместной жизни, совместная оборона и разрешение меж­родовых споров. Курией управляло собрание, которое избирало ста­рейшину — curio.

Более высокой степенью объединения было объединение в пле­мя, или трибу. Каждое племя состояло из 10 курий, 100 родов. Союз трех триб именовался Populus romanus Quiritium (или римский народ квиритов). Во главе его находился гех, а также сенат — собрание старейшин всех родов, и куриатные комиции — собрание всех членов рода, организованных по куриям. Такая троичная структура римского общества сложилась, вероятно, к концу "царской" эпохи.

Царь (rex) - был пожизненно избираемый вождь племенного союза. Царь считался господином общины точно так, как глава семейства считался господином всех, кто в нее входил. Власть царя (imperium) была принципиально полной как в военных, так и в мирных делах; символом ее выступали шествующие впереди его вестники (lictores) c секирами и прутьями. Власть царя включала право сообщения с богами общины; право заключения договоров с иноземцами от имени общины; право отправлять правосудие по гражданским и уголовным делам; право налагать наказания (палочные удары) за нарушение обязанностей военной службы; право отнимать у граждан жизнь и свободу (постановление смертных приговоров или приказание о продаже гражданина в рабство), при этом только от него самого зависело предоставление права на обращение осужденного к народу с просьбой о помиловании. Именно царь собирал гражданское ополчение на войну и начальствовал над армией. Именно царю принадлежало право распоряжения общинной казной.

Юридически царская власть ограничивалась правилом, что "царь уполномочен только применять законы, а не изменять их, и что всякое уклонение от закона предварительно должно было быть одобрено народным собранием и советом старейшин.

Сенат - совет старейшин (от senex - старик) - состоял из верхушки патрициев-родовладык (300 чел). Важнейшей функцией сената была организация избрания нового царя. Сенат рассматривал также дела не первостепенной важности.

Народное собрание существовало в форме сходок (куриатных комиций) членов курии. Народ группировался для голосования по куриям. Плебеи к политическому управлению не допускались. Важнейшей функцией куриатных комиций было избрание царя. Законодательной функции куриатные комиции не имели.

Новым этапом в политическом развитии Рима явилось правление этрусских царей, один из которых - Сервий Туллий. С ним также связан целый ряд интересных легенд. Сервий Туллий родился в городе Корникуле, разрушенном впоследствии римскими войсками под предводительством Тарквиния Приска. В бою погиб отец Сервия, а его мать, женщина знатного происхождения, попала в плен к римлянам. Там она вошла в расположение к Танаквиле — жене римского царя. Сервий Туллий рос при царском дворе, пока с ним не случилось чудо: однажды, когда он спал в атрии, яркое пламя короной охватило его голову. Танаквила увидела в этом событии знамение и посоветовала царю обратить внимание на мальчика и дать ему хорошее образование. Сервий Туллий действительно проявил большие способности и стал любимцем царя, патрициев и народа. Царь отдал ему в жёны свою дочь. После убийства Тарквиния Приска Танаквила сумела привести Сервия Туллия к власти.

С именем Сервия Туллия связывают реформы, способствовавшие утверждению государственного строя Рима:

1. Территориальное деление Рима (на 21 округ – 4 городских и 17 сельских).

2. Цензовый принцип деления общества (все мужское население - на 6 имущественных разрядов: 1 - имущество 100000 ассов, 2 - 75000, 3- 50000, 4-25000, 5 - 11550, 6 - пролетарии).

3. Каждый разряд выставлял определенное количество центурий.

Реформа Сервия Туллия носила демократический характер. Она явилась первым шагом на пути включения плебса в состав царствия. Вместе с появлением новых комиций оттеснялись куриатные собрания, в ведении которых остались в основном религиозные функции - это ослабило значение патрициев и усиливало царя. Эти реформы нанесли первый удар по первоначальному сословному строю Рима.

* Слайд 9

Вторым периодом римской истории является эпоха республики (VI в. до н. э. - 30 г. до н.э.).

Сосредоточение всей полноты власти у одного лица, обеспечивая прочность государства, не могло не проявляться в злоупотреблениях, которые были нетерпимы для граждан. Сервиева реформа обеспечила организационную базу для развития другого противоречия в государстве - между богатыми и бедными, между гражданами и негражданами, и подтолкнула стремление последних к политическому равноправию.

И к концу VI в. до Р.Х. было упразднено монархическое правление, при этом полагают, что именно злоупотребления властью последним царем Тарквинием Гордым послужили мотивом для объединения всех политических тенденций в едином восстании. Рим превращается из монархии в республику (res publicum - общее дело, общее достояние).

Высшим государственным органом римской республики считалось народное собрание (комиции). В Риме существовало три типа комиций; куриатные, центуриатные и трибутные.

А) В основе центуриатных комиций лежало деление по имущественным классам, каждый из которых выставлял определенное число центурий. В период между 241 и 238 г.г. до н.э. распределение центурий было изменено. Каждый класс получил равное число центурий (по 70); их общее число достигло 373. Строгого разделения между комициями не было. Центуриатные комиции избирали высших магистратов (консулов, цензоров, преторов) и решали вопросы войны и мира.

Б) Трибутные комиции возникали из сходок плебса по территориальным округам - трибам. По закону Гортензия их решения стали обязательными для всего народа. Каждая триба имела 1 голос, всего в Риме было 35 триб (4 городские и 31 сельская). Они же избирали низших магистратов (квесторов, эдилов и др.)

В) Куриатные комиции к тому времени утратили свое значение и реально перестали собираться.

Юридически царская власть не была устранена: вместо одного пожизненного царя теперь назначались два - и только на год. Они назывались полководцами (praetores), судьями (iudices) или сотоварищами (consules). Полнота консульской власти определялась тем, что распространялась на все области военного и гражданского управления и включала все полномочия, необходимые для принятия властного решения и приведения его в исполнение. Так, ему принадлежало право общения с богами; право вносить законодательные предложения; право издания общеобязательных постановлений – эдиктов.

Срочность (даже скорее краткость) этой власти устраняла основания для безответственности ее носителя: по истечении года со дня вступления в должность прекращались властные полномочия, и консул, провинившийся в измене или убийстве, подлежал уголовному суду наравне с прочими гражданами; кроме того, он отвечал за всякое дурное и своекорыстное пользование законной властью.

Своеобразным механизмом устранения возможностей злоупотребления консульской властью явился принцип коллегиальности. Верховная власть была возложена не на обоих должностных лиц в совокупности, а в целом на каждого из них. Они не совместно принимали решения, а каждый в отдельности, но во всей его полноте. Не допускалось разделение компетенций (не существовало даже такого понятия), так что нельзя было поручить одному судебную власть, а другому командование армией, но оба одновременно осуществляли и то, и другое.

Однако каждый из консулов был наделен правом кассировать (парализовать) решение другого (право интерцессий (ius intercessionis)), если оно было, по его мнению, направлено против интересов общины. Таким образом, власть осуществляла не коллегия, а коллеги, наделенные сильным оружием взаимного контроля.

Существенное ограничение консульских правомочий, послужившее основанием для преобразования всего гражданского и уголовного судопроизводства, состояло в том, что ему было вменено в обязанность (тогда как для пожизненного царя это было правом) действовать в этой сфере через делегатов. При разрешении частных тяжб консул обязывался удостовериться в личности тяжущихся, выяснить существо спора, а затем передать его на решение выбранного им частного лица.

Наряду с двумя выбираемыми общиной консулами, предусматривался для чрезвычайных случаев (государственная смута, неудачная война и пр.) единственный правитель (magister populi), называемый диктатором. Он избирался любым из консулов, и ни его коллега, ни община не могли этому препятствовать. После его назначения все должностные лица становились его подчиненными. Срок его полномочий имел двоякое ограничение: ни в коем случае он не мог превышать шести месяцев; кроме того, этот срок истекал с истечением срока полномочий консула, избравшего диктатора. Образование этой магистратуры объясняется, по-видимому, желанием общины устранить на случай войны и при других чрезвычайных обстоятельствах неудобства принципа коллегиальности консулата и вызвать к жизни всю полноту царской власти для скорого решения возникшей перед государством задачи.

Вследствие этих перемен община приобрела важнейшие права: право ежегодно избирать консула и право пересматривать в последней инстанции смертные приговоры над гражданами. Но важнее всего, что изменился самый субъект этих прав.

В отличие от народного собрания коллегия старейшин осталась исключительно патрицианской и сохранила свои главные прерогативы: право утверждать должностное лицо в период между истечением полномочий одного консула и началом полномочий другого, а также - право утверждать или отменять решения общины.

В добавление к этому сенат получил право утверждать или не утверждать выбранных общиной должностных лиц.

Таким образом, было установлено господство аристократии: она поставляла кадры для высших должностных лиц; в лице сената контролировала их действия, оказывала решающее влияние на законодательство и заведовала финансами.

Бедственное положение крестьянства, строгое применение жестокого долгового законодательства привели к политическим потрясениям 495-494 годов до Р.Х. Призванные для ведения предстоящей войны военнообязанные отказались повиноваться. Тогда консул временно отменил действие долговых законов, выпустил арестованных должников и прекратил дальнейшие аресты. Но по возвращении из победоносного похода люди увидели, что их ожидает прежняя долговая кабала. Тогда войско, еще не распущенное полководцем, в боевом порядке удалилось на один из окрестных холмов с намерением основать там новый плебейский город. По сути, это было объявлением гражданской войны. Сенат уступил, и последовали реформы, имевшие важные последствия.

Диктатор Маний Валерий провел закон, учреждающий новую, плебейскую магистратуру. Постановлялось, что кроме двух патрицианских консулов будут действовать два плебейских трибуна, избираемые плебеями по куриям. Трибуны получили только право интерцессии (трибунское veto), то есть право заявить протест и отменить всякое отданное должностным лицом приказание, нарушающее права граждан. Отношения трибуната и консулата определялись принципом: между двумя равноправными лицами запрещающему принадлежит первенство над повелевающим.

Таким образом, власть трибунов заключалась в том, что они по своему усмотрению могли парализовать любое действие администрации и отправление правосудия; полномочия их не распространялись только на действия военных властей. Трибун был вправе своим словом аннулировать любое постановление общины. Всякое сопротивление трибуну было признано преступлением, караемым смертной казнью.

В помощь трибунам назначались два плебейских эдила (aediles - "домоначальники"), наделенные правом производить аресты, налагать штрафы, выносить решения по незначительным проступкам.

Введение трибуната, предоставив плебеям острое оружие в сословном противостоянии, не могло улучшить их экономического положения, так как причины обеднения - захват знатью общинных земель, плохая кредитная система и несправедливое налогообложение - не были устранены. Тем самым не были устранены основания гражданских раздоров.

И эти раздоры продолжались с ожесточением, которое равнялось социальному напряжению в общине, вызывая преступления и даже подводя саму общину к краю гибели. Одновременно предлагались и законодательные меры, нацеленные на погашение внутриобщинной вражды.

Самым значительным по своим социально-экономическим последствиям и по влиянию на развитие самого римского права, оказалось предложение народного трибуна Гая Терентилия Арса (462 г. до Р.Х.) о назначении специальной комиссии для составления проекта общего гражданского уложения. С этой целью была избрана по центуриям комиссия из десяти человек, наделенных на время этой работы полномочиями консулов - комиссию децемвиров. Одновременно прекращалась деятельность народных трибунов.

Децемвиры представили проект. Община одобрила его, текст был вырезан на десяти медных досках и выставлен на форуме. При обсуждении выявилась потребность в дополнениях, и децемвиры были переизбраны на следующий год, в который они добавили к десяти еще две таблицы.

Таким образом, было составлено первое и единственное римское гражданское уложение - законы "Двенадцати таблиц".

* Слайд 10

Будучи результатом компромисса между сословиями, это уложение не содержало существенных изменений предшествующего правопорядка и, возможно, именно поэтому представляется в истории примером если не мудрости, то здравого смысла народа.

Таблицы I—III — процессуальное право (I — приглашение на процесс, II — виды исков и жалоб, III — исполнительное право).

Таблица IV — семейное право (признание отцовства, продажа-покупка детей).

Таблица V — наследственное право (завещание, наследование по закону, определение законного порядка наследников).

Таблица VI — виновное право (договор, купля-продажа, заём, кредит и кредитные ставки, приобретение и утрата движимого и недвижимого имущества).

Таблица VII — право соседское.

Таблицы VIII—IX — уголовное право (наносящее вред колдовство, телесные повреждения, кража, обман клиентов, предательство).

Таблица Х — погребальное право.

Таблицы ХI-XII — разное (например, запрет браков между патрициями и плебеями)

В кредитной сфере устанавливалось верхнее ограничение ссудного процента и строгие наказания за ростовщичество (более тяжкие, чем за воровство); долговое законодательство сохранило свои карательные черты; подтверждена незаконность брачных союзов между знатью и простыми гражданами; но право апелляции по уголовным делам было отнято у триб в пользу центурий, что означало переход уголовной юрисдикции под контроль плебеев.

Стремление ограничить произвол должностных лиц вызвало к жизни и закрепило в уложении два великих юридических принципа: позднейший закон отменяет предшествующий и - должностные лица, как и простые граждане, обязаны подчиняться в своих решениях опубликованному закону.

Сословная вражда не прекратилась выставлением на форуме таблиц с уложением. Децемвиры (все из патрициев) отказывались сложить полномочия, ссылаясь на незавершенность законов. Это упорство аристократии в удержании экстраординарной власти в соединении с драматическими событиями в Риме привели к новому восстанию. Войско отказалось повиноваться начальникам, вновь избрало народных трибунов и появилось на Авентине, угрожая гражданской войной. Децемвиры вынуждены были сложить узурпированную власть; двое, наиболее упорных, покончили самоубийством в тюрьме, остальные подверглись изгнанию, имущество всех было конфисковано. Помимо этого был восстановлен трибунат.

Последующий, хотя и длительный процесс реформирования государственного строя дает основания утверждать, что это первоначальное римское законодательство заложило основы того правосознания граждан и той государственности, которые совокупно обеспечили необыкновенную прочность римских политических и правовых механизмов, а вместе с тем и римское мировое господство.

* Слайд 11

Август, сосредоточив в своих руках огромную власть, став принцепсом (первым лицом в списке сенаторов), создал форму рабовладельческой монархии, но при этом все же сохранил традиционные республиканские учреждения, которые какое-то время продолжали сохранять черты прежних республиканских институтов, пока не утратили их вовсе.

Решения Сената в конце концов превратились в пустую формальность. Отныне любой закон принимался или отклонялся не голосованием, а аккламацией, т.е. на основе одобрительных высказываний типа: "каким бы ни было высказывание императора, все равно оно пойдет на благо государства".

Центром государственной власти во всех отношениях, как вы видите на этой схеме, стал сам император.

Можно сказать, что римское государство в период принципата превратилось в военную монархию эллинского типа.

* Слайд 12

Последующее изменение государственности и судьба римского права были предопределены распространением римского владычество на огромные территории Европы, Африки и Азии, которые осуществились в эпоху империи.

Естественно, что освоение пространств, вовлечение в управленческую орбиту общины полиэтнического и поликонфессионального множества, перемена хозяйственной, идеологической и, в целом, культурной парадигмы не могло не вызвать перенапряжения всех сил государства.

* Слайд 13

(просмотр видеофайла – 6 мин.)

* Слайд 14

В III в. на Римское государство обрушились большие несчастья как внутреннего, так и внешнего характера. Извне на его территорию вторглись соседние народы, разорившие и опустошившие огромные пространства. На империю обрушились и другие более тяжелые по последствиям беды. К этому следует добавить еще и то, что в середине III в. римская армия, состоявшая из множества представителей самых различных этнических групп населения, в культурном отношении имевших довольно низкий уровень, заняла господствующее положение в государстве. Армия стала назначать, или наоборот, смещать своих императоров по своему усмотрению. Беспрестанные, то в одном, то в другом месте вспыхивавшие военные бунты поглотили все необъятное пространство империи и привели, наконец, к падению государственных административных и правовых структур власти, тем самым расчистив путь новой форме государственного устройства, господству неограниченное монархии - доминату.

Переход к неограниченной монархии - доминату, формально был ознаменован тем, что римский император Аврелиан (214-215-275г н.э.) принял титул "царя и бога" и диадему - восточный символ царского достоинства.

Но именно в 284 г., с воцарением Диоклетиана, государственный строй Рима приобретает черты абсолютной монархии (доминат).

С этого момента император уже перестал бытоцарением Диоклетиана, государственный строй Рима приобретает черты абсолютной монархии (доминат).

С этого момента император уже перестал быть первым гражданином своего государства, отныне он был, раз и навсегда, владыка, обладающий абсолютной властью над своими подданными. Переход к доминату характеризовался радикальным изменением государственного права. Так, если в период принципата император соблюдал предписанный ему его положением правовой статус государственной власти, в духе уважения относился к традициям Республики, то в период домината император стал уже самодержцем, не связанным никакими законами, его желание стало законом.

Нравственная, хозяйственная и политическая деградация страны в соединении с германской и готской агрессиями составляют содержание этой завершающей историю Рима эпохи.

В 476 г н.э. произошло крушение западной половины империи, Западного Рима, который был образован при разделе империи в 395 г. н.э.. Восточный Рим, наоборот, хотя и начал сдавать свои позиции, постепенно утрачивая одну область за другой, тем не менее все же выстоял это лихолетье и продолжался вплоть до завоевания турками Константинополя в 1453 г.

Мастерски разработанное в деталях беспримерной юриспруденцией классического периода, римское право таком виде было завещано новому миру.

* Слайд 15