Ответственность за экологические правонарушения

Понятие, содержание и источники экологического права

ТЕМА 11. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

Экологическое право является самостоятельной отраслью в системе российского права и представляет собой совокупностпъ норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений людей.

Из данного определения следует, что предметом экологи­ческого права как отрасли права являются общественные от­ношения, возникающие между людьми по поводу окружаю­щей среды, ее отдельных компонентов, а также природных, природно-антропогенных и антропогенных объектов.

Так, к компонентам природной среды отнесены земля, не­дра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприят­ные условия для существования жизни на Земле.

Природный объект — это естественная экологическая сис­тема, природный ландшафт и составляющие их элементы, со­хранившие свои природные свойства;

Природно-антропогенный объект — природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойства­ми природного объекта и имеющий рекреационное и защит­ное значение;

Антропогенный объект — объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладаю­щий свойствами природных объектов.

Поскольку регулируемые экологическим правом общест­венные отношения возникают по поводу как отдельных ком­понентов окружающей среды, так и их комплексов, можно выделить две группы таких отношений: отраслевые и ком­плексные.

Отраслевые экологические отношения предусматривают регулирование использования и охраны земель, лесов, атмо­сферного воздуха, водоемов, животного мира, недр, а также хранения, обработки и утилизации радиоактивных веществ и других опасных отходов.

Комплексные экологические отношения регулируют права природопользования и охраны природных ресурсов в це­лом — заповедников, лечебно-оздоровительных, санитарных, рекреационных и иных природных территорий.

Взаимодействие этих двух видов отношений и обеспечи­вает возможность охраны окружающей природной среды, бе­режного отношения к природным богатствам посредством со­блюдения норм экологического права.

Субъектами экологических правоотношений являются: государство в лице своих компетентных органов, а также фи­зические и юридические лица, воздействующие на природную среду с целью ее потребления (природопользователи). Специ­фическим субъектом экологических правоотношений высту­пают общественные организации экологического профиля, наделенные правом участия в экологических правоотношени­ях и правом общественного контроля за выполнением эколо­гических предписаний.

Из анализа субъектов экологических правоотношений можно сделать вывод, что экологическое право в основном носит публичный характер, а его нормы направлены в первую очередь на охрану окружающей среды. Поэтому основным методом правового регулирования (способом воздействия на общественные отношения) для него является административ­но-правовой метод, суть которого заключается в установлении предписания, запрета, в обеспечении государственного при­нуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. Вместе с тем, в настоящее время все большее значение приобретают экономические способы воздействия, основанные на равенстве сторон, их экономической заинтере­сованности в исполнении природоохранных предписаний, что является характерным для гражданско-правового метода пра­вового регулирования.

Таким образом, можно сделать вывод, что для экологиче­ского права характерно применение как административно-правового, так и гражданско-правового методов правового ре­гулирования.

К источникам экологического права относятся норматив­но-правовые акты, содержащие правовые нормы, регулирую­щие экологические отношения.

В настоящее время в Российской Федерации сложилась система экологического законодательства, основу которой со­ставляет Конституция Российской Федерации 1993 г., в кото­рой закреплены основные положения экологической стратегии государства и определены направления экологической дея­тельности человека в сфере взаимодействия общества и при­роды, а именно: природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.

Центральное место среди экологических норм Конститу­ции РФ занимает ч. 1 ст. 9, где указывается, что земля и дру­гие природные ресурсы в Российской Федерации используют­ся и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В развитие этого положения Конституция закрепляет пра­во каждого человека на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью и имуще­ству, а также на достоверную информацию об окружающей среде (ст. 42). Кроме того, Конституция закрепила право гра­ждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы (ст. 9, ч. 2).

Вместе с тем Конституция оформляет организационно-правовые взаимоотношения Российской Федерации и ее субъектов в области экологических отношений на основании Фе­деративного договора.

В соответствии со ст. 72 Конституции, пользование, вла­дение и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окру­жающей среды и экологическая безопасность являются совме­стной компетенцией Федерации и субъектов Федерации.

По предмету своего ведения Российская Федерация при­нимает федеральные законы, являющиеся обязательными на территории всей страны. Основным федеральным законом в области экологии является Федеральный закон «Об охране окружающей среды».

Вне этих пределов субъекты Федерации имеют право на собственное регулирование экологических отношений, включая принятие законов и иных нормативно-право­вых актов, которые не могут противоречить федеральным законам.

Все иные (помимо Конституции) нормативно-правовые акты, составляющие систему экологического законодательст­ва, можно разделить на две группы: природоохранительные и природноресурсовые.

К природоохранительным относится прежде всего ука­занный выше Федеральный закон «Об охране окружающей среды», который содержит основные понятия и принципы охраны окружающей среды, определяет основы управления и экологической культуры, права и обязанности граждан, об­щественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды, требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Кроме того, в законе урегулированы во­просы государственного мониторинга и экологического кон­троля, научных исследований в области охраны окружающей среды (экологический контроль), охраны природных объек­тов и другие.

В группу природноресурсового законодательства входят: Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г., Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г., Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1-ФЗ «О недрах», Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе»; Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и приле­жащей зоне Российской Федерации», Федеральный закон от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире», а также другие законы и нормативные акты, регулирующие использо­вание природных ресурсов.

Субъекты Российской Федерации в пределах своей компе­тенции вправе принимать нормативно-правовые акты, не про­тиворечащие федеральному законодательству.

Особое место среди источников экологического права за­нимают общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, нормы международного права, которые являются составной частью ее правовой системы. Такими источниками являются, например, Хартия экономических прав и обязанностей госу­дарств, Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 29 октяб­ря 1982 г. № 37/7 «Всемирная хартия природы», Конвенция о защите Черного моря от загрязнения (Бухарест, 1992 г.), Кон­венция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (Канберра, 1980 г.) и другие.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ, если междуна­родным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются пра­вила международного договора.

Анализируя законодательство об охране окружающей сре­ды, можно сделать вывод о том, что нормы экологического права направлены на сохранение объектов земной природы и обеспечение экологических прав человека.

Выше нами было приведено определение природного объ­екта, как естественной экологической системы, природного ландшафта и составляющих их элементов, сохранивших свои природные свойства. Природный объект — составная часть ок­ружающей природной среды, его признаки находят свое прояв­ление в трех выполняемых им функциях — экологической, экономической и культурно-оздоровительной. Экологическая функция является главной, поскольку она позволяет природно­му объекту находиться в естественной взаимосвязи с природой. Сохранение за природным объектом экологической функции предопределяет существование экономической функции, а за­тем и культурно-оздоровительной, которую выполняет практи­чески каждый объект в рамках своих возможностей.

Все охраняемые законом объекты земной природы можно подразделить на три категории: интегрированные, дифферен­цированные и особо охраняемые. К интегрированным относят природную среду, к дифференцированным — отдельные при­родные объекты (земля, недра, воды и пр.), остальные объек­ты — особо охраняемые.

Под окружающей человека средой понимается та часть ес­тественной среды, которая преобразована в процессе антропогенной деятельности человека, состоящая в органическом единстве естественных, модифицированных, трансформиро­ванных экологических систем. Внешние границы охраняемой законом окружающей природной среды очерчиваются рамка­ми атмосферы и околоземного пространства в той части, в ко­торой она испытывает влияние земной природы и антропоген­ной деятельности жителей Земли, и в той степени, в какой она испытывает на себе влияние космического пространства. Внутренние пределы охраны окружающей природной среды обусловлены признаками охраняемого законом природного объекта или комплекса.

В соответствии с этим в круг охраняемой законом естест­венной среды обитания не входят: социальные ценности, соз­данные человеком; компоненты природы, вышедшие из эко­логической связи с природой; элементы природы, не представляющие ценности для общества; природные явления или условия, охрана которых невозможна на данном этапе развития науки.

Интегрированный подход к характеристике окружающей среды ставит в центр ее внимания охрану экологических сис­тем, три вида которых названы во Всемирной хартии приро­ды: естественные, т.е. сохранившиеся в той или иной степени от воздействия человека; модифицированные, т.е. измененные в процессе экономической и иной преобразовательной дея­тельности; трансформированные, т.е. преобразованные чело­веком для удовлетворения своих хозяйственных потребностей естественные структуры.

Охрана природных экосистем ведется посредством рацио­нального природопользования, а также путем организации за­поведников и других форм особо охраняемых территорий.

Экологические права человека являются особым объектом охраны экологического права. Согласно ст. 42 Конституции РФ они делятся на две группы: 1) право человека на чистую, здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду; 2) право гражданина на охрану здоровья от небла­гоприятного воздействия окружающей среды. Обеспечение экологических прав человека гарантируется также Федераль­ным законом «Об охране окружающей среды».

Так, ст. 13 данного Закона предусматривает систему госу­дарственных мер по обеспечению экологических прав челове­ка, а именно:

1) обязанность органов государственной власти Россий­ской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц содействовать гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды;

2) учет мнения населения или результатов референдума при принятии решения о размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окру­жающей среде;

3) ответственность должностных лиц, препятствующих гражданам, общественным и иным некоммерческим объеди­нениям в осуществлении деятельности в области охраны ок­ружающей среды, в реализации их прав, предусмотренных за­конами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В основе норм экологического права, направленных на со­хранение окружающей среды и обеспечение экологических прав человека, лежат как общие принципы российского права, относящиеся ко всем отраслям права, так и специальные или отраслевые.

К последним относятся следующие: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспече­ние благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономиче­ских и социальных интересов человека, общества и государ­ства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рацио­нальное использование природных ресурсов как необходи­мые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов го­сударственной власти Российской Федерации, органов госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации, орга­нов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соот­ветствующих территориях; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; независимость кон­троля в области охраны окружающей среды; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществле­нии хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения государственной экологической экспертизы про­ектов и иной документации, обосновывающих хозяйствен­ную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан; учет природных и социаль­но-экономических особенностей территорий при планирова­нии и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допусти­мость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воз­действия хозяйственной и иной деятельности на окружаю­щую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с уче­том экономических и социальных факторов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды орга­нов государственной власти Российской Федерации, органовную среду; право гражданина на охрану здоровья от небла­гоприятного воздействия окружающей среды.

Обеспечение экологических прав человека гарантируется также Федераль­ным законом «Об охране окружающей среды».

Так, ст. 13 данного Закона предусматривает систему госу­дарственных мер по обеспечению экологических прав челове­ка, а именно:

1) обязанность органов государственной власти Россий­ской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц содействовать гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды;

2) учет мнения населения или результатов референдума при принятии решения о размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окру­жающей среде;

3) ответственность должностных лиц, препятствующих гражданам, общественным и иным некоммерческим объеди­нениям в осуществлении деятельности в области охраны ок­ружающей среды, в реализации их прав, предусмотренных за­конами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации.

В основе норм экологического права, направленных на со­хранение окружающей среды и обеспечение экологических прав человека, лежат как общие принципы российского права, относящиеся ко всем отраслям права, так и специальные или отраслевые.

К последним относятся следующие: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспече­ние благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономиче­ских и социальных интересов человека, общества и государ­ства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рацио­нальное использование природных ресурсов как необходи­мые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов го­сударственной власти Российской Федерации, органов госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации, орга­нов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соот­ветствующих территориях; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; независимость кон­троля в области охраны окружающей среды; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществле­нии хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения государственной экологической экспертизы про­ектов и иной документации, обосновывающих хозяйствен­ную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан; учет природных и социаль­но-экономических особенностей территорий при планирова­нии и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допусти­мость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воз­действия хозяйственной и иной деятельности на окружаю­щую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с уче­том экономических и социальных факторов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды орга­нов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных не­коммерческих объединений, юридических и физических лиц; сохранение биологического разнообразия; обеспечение ин­тегрированного и индивидуального подходов к установле­нию требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществ­ляющим такую деятельность или планирующим осуществле­ние такой деятельности; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредска­зуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологи­ческих систем, изменению и (или) уничтожению генетиче­ского фонда растений, животных и других организмов, ис­тощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окру­жающей среды, а также участие граждан в принятии реше­ний, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружаю­щей среды; организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры; участие граждан, общественных и иных неком­мерческих объединений в решении задач охраны окружаю­щей среды; международное сотрудничество Российской Фе­дерации в области охраны окружающей среды.

Все эти принципы нашли свое закрепление в ст. 3 Феде­рального закона РФ «Об охране окружающей среды» и их соблюдение органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органами местного самоуправ­ления, юридическими и физическими лицами, оказываю­щими воздействие на окружающую среду безусловно, обя­зательно.

Экологическая ответственность — сложный социальный и эколого-правовой институт, включающий в себя, с одной сто­роны, обязанность соблюдать нормы взаимоотношений обще­ства и природы, а с другой — обязанность претерпевать не­благоприятные последствия нарушения норм экологического права.

Законодательством об охране окружающей среды опреде­лены возможные способы причинения вреда окружающей среде, а именно: загрязнение, истощение, порча, уничтожение, нерациональное использование природных ресурсов, деграда­ция и разрушение естественных экологических систем, при­родных комплексов и природных ландшафтов. Законом также предусмотрено и иное нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Экологическая ответственность выполняет три функции: стимулирующую, превентивную и компенсационную. Стиму­лирующая функция проявляется в наличии экономических и правовых стимулов, понуждающих к охране экологических интересов; компенсационная направлена на восстановление потерь природной среды в форме натуральной или денежной компенсации; превентивная предупредительно воздействует на поведение контрагента возможностью применения мер на­казания и взыскания ущерба.

Существуют экономическая и юридическая формы данной ответственности.

Экономическая ответственность базируется на правомер­ной деятельности и регулируется экономическими методами. Экономическая ответственность, в отличие от юридической, которая наступает по факту правонарушения, возникает по факту причинения вреда. Предусматривая экономическую от­ветственность, законодательство исходит из того, что практи­чески любая человеческая деятельность наносит окружающей среде определенный ущерб, вред. Поэтому любой вред, при­чиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, подлежит компенсации заказчиком и (или) этим субъектом даже в том случае, если на проект такой деятельности имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Размер вреда окружающей среде, подлежащего возмеще­нию, определяется в соответствии с утвержденными в уста­новленном порядке таксами и методиками его исчисления. При отсутствии таких методик вред возмещается исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состоя­ния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Механизм эколого-экономической ответственности зави­сит от конкретных видов данной ответственности. В законода­тельстве закреплены следующие ее виды в сфере взаимодей­ствия общества и природы: обязательные платежи предприятий за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в воздух и водоемы, за захоро­нение вредных отходов; возмещение потерь сельско- и лесохозяйственного производства при изъятии земель; взимание платы за использование вод в промышленности и другие.

Эколого-правовая ответственность — одна из разновидно­стей юридической ответственности, действующая в системе российского права. Юридическая ответственность порождает­ся неправомерными деяниями и регулируется административ­но-правовыми и уголовно-правовыми методами. Первая ее часть возникает из природоохранительных правоотношений по факту нарушения требований охраны природной среды. Вторая часть рождается из уголовных, административных, гражданских, трудовых правоотношений, возникающих в связи с применением соответствующих санкций за допущенные правонарушения.

Экологическое правонарушение — это виновное, противо­правное деяние, посягающее на установленный в РФ экологи­ческий правопорядок и причиняющее вред природной среде ли­бо создающее реальную угрозу такого причинения.

Субъектами экологического правонарушения являются предприятия, объединения и т.д., а также должностные лица и граждане. Объектами нарушения является природная среда, охраняемая законом от загрязнения, истощения и разрушения. Экологические правонарушения классифицируются по пред­мету правонарушения, объекту, санкциям, способам причине­ния вреда и общественной опасности.

В частности, к административным правонарушениям отнесены такие, как: несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектирова­нии, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в экс­плуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (ст. 8.1.); порча земель (ст. 8.6.); нарушение требова­ний по охране недр и гидроминеральных ресурсов (ст. 8.9.); нарушение правил охраны атмосферного воздуха (ст. 8.21.); выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.22.); эксплуа­тация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.23.); нарушение правил лесопользования (ст. 8.25.) и другие.

За совершение данных административных правонарушений виновные лица несут административную ответственность в ви­де штрафа. Административную ответственность несут граждане, юридиче­ские лица, а также должностные лица, принимающие решения, которые затрагивают экологические правоотношения.

Экологические преступления сходны по своим признакам с административными правонарушениями и отличаются от последних большим объемом причиненного вреда и, соответ­ственно, большей степенью общественной опасности.

К экологическим отнесены такие преступления, как: нарушение правил охраны окружающей среды при произ­водстве работ (ст. 246); нарушение правил обращения эколо­гически опасных веществ и отходов (ст. 247); нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248); нарушение ветеринарных правил и правил, уста­новленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249); загрязнение вод (ст. 250); загрязнение атмосферы (ст. 251); загрязнение морской среды (ст. 252); нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Россий­ской Федерации (ст. 253); порча земли (ст. 254); нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255); незаконная добыча водных животных и растений (ст. 256); нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257); незаконная охота (ст. 258); уничтожение критических местообитаний для ор­ганизмов, занесенных в Красную книгу Российской Федера­ции (ст. 259); незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260); уничтожение или повреждение лесов (ст. 261); на­рушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262).

За совершение этих экологических преступлений уголов­ным законом установлены следующие виды уголовных нака­заний: штраф в размере до пятисот МРОТ или в размере зара­ботной платы или иного дохода осужденного за определенный период, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, арест. Кроме того, за совершение наиболее опасных экологических преступлений предусмотрено лишение свобо­ды на срок до восьми лет.

Одной из основных причин экологических правонаруше­ний является потребительская психология основной части на­селения, отсутствие надлежащего экологического воспитания. Поэтому одной из принципиальных особенностей нового под­хода к охране окружающей среды является экологическая ре­волюция в сознании человека. Она выражается в повороте его миропонимания от потребительского отношения к природе к рациональному использованию ее богатств, бережному к ней отношению.