Ответственность за экологические правонарушения
Понятие, содержание и источники экологического права
ТЕМА 11. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА
Экологическое право является самостоятельной отраслью в системе российского права и представляет собой совокупностпъ норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений людей.
Из данного определения следует, что предметом экологического права как отрасли права являются общественные отношения, возникающие между людьми по поводу окружающей среды, ее отдельных компонентов, а также природных, природно-антропогенных и антропогенных объектов.
Так, к компонентам природной среды отнесены земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Природный объект — это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;
Природно-антропогенный объект — природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;
Антропогенный объект — объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.
Поскольку регулируемые экологическим правом общественные отношения возникают по поводу как отдельных компонентов окружающей среды, так и их комплексов, можно выделить две группы таких отношений: отраслевые и комплексные.
Отраслевые экологические отношения предусматривают регулирование использования и охраны земель, лесов, атмосферного воздуха, водоемов, животного мира, недр, а также хранения, обработки и утилизации радиоактивных веществ и других опасных отходов.
Комплексные экологические отношения регулируют права природопользования и охраны природных ресурсов в целом — заповедников, лечебно-оздоровительных, санитарных, рекреационных и иных природных территорий.
Взаимодействие этих двух видов отношений и обеспечивает возможность охраны окружающей природной среды, бережного отношения к природным богатствам посредством соблюдения норм экологического права.
Субъектами экологических правоотношений являются: государство в лице своих компетентных органов, а также физические и юридические лица, воздействующие на природную среду с целью ее потребления (природопользователи). Специфическим субъектом экологических правоотношений выступают общественные организации экологического профиля, наделенные правом участия в экологических правоотношениях и правом общественного контроля за выполнением экологических предписаний.
Из анализа субъектов экологических правоотношений можно сделать вывод, что экологическое право в основном носит публичный характер, а его нормы направлены в первую очередь на охрану окружающей среды. Поэтому основным методом правового регулирования (способом воздействия на общественные отношения) для него является административно-правовой метод, суть которого заключается в установлении предписания, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. Вместе с тем, в настоящее время все большее значение приобретают экономические способы воздействия, основанные на равенстве сторон, их экономической заинтересованности в исполнении природоохранных предписаний, что является характерным для гражданско-правового метода правового регулирования.
Таким образом, можно сделать вывод, что для экологического права характерно применение как административно-правового, так и гражданско-правового методов правового регулирования.
К источникам экологического права относятся нормативно-правовые акты, содержащие правовые нормы, регулирующие экологические отношения.
В настоящее время в Российской Федерации сложилась система экологического законодательства, основу которой составляет Конституция Российской Федерации 1993 г., в которой закреплены основные положения экологической стратегии государства и определены направления экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы, а именно: природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.
Центральное место среди экологических норм Конституции РФ занимает ч. 1 ст. 9, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В развитие этого положения Конституция закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу, а также на достоверную информацию об окружающей среде (ст. 42). Кроме того, Конституция закрепила право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы (ст. 9, ч. 2).
Вместе с тем Конституция оформляет организационно-правовые взаимоотношения Российской Федерации и ее субъектов в области экологических отношений на основании Федеративного договора.
В соответствии со ст. 72 Конституции, пользование, владение и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и экологическая безопасность являются совместной компетенцией Федерации и субъектов Федерации.
По предмету своего ведения Российская Федерация принимает федеральные законы, являющиеся обязательными на территории всей страны. Основным федеральным законом в области экологии является Федеральный закон «Об охране окружающей среды».
Вне этих пределов субъекты Федерации имеют право на собственное регулирование экологических отношений, включая принятие законов и иных нормативно-правовых актов, которые не могут противоречить федеральным законам.
Все иные (помимо Конституции) нормативно-правовые акты, составляющие систему экологического законодательства, можно разделить на две группы: природоохранительные и природноресурсовые.
К природоохранительным относится прежде всего указанный выше Федеральный закон «Об охране окружающей среды», который содержит основные понятия и принципы охраны окружающей среды, определяет основы управления и экологической культуры, права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды, требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Кроме того, в законе урегулированы вопросы государственного мониторинга и экологического контроля, научных исследований в области охраны окружающей среды (экологический контроль), охраны природных объектов и другие.
В группу природноресурсового законодательства входят: Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г., Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г., Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1-ФЗ «О недрах», Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе»; Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», Федеральный закон от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире», а также другие законы и нормативные акты, регулирующие использование природных ресурсов.
Субъекты Российской Федерации в пределах своей компетенции вправе принимать нормативно-правовые акты, не противоречащие федеральному законодательству.
Особое место среди источников экологического права занимают общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, нормы международного права, которые являются составной частью ее правовой системы. Такими источниками являются, например, Хартия экономических прав и обязанностей государств, Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 29 октября 1982 г. № 37/7 «Всемирная хартия природы», Конвенция о защите Черного моря от загрязнения (Бухарест, 1992 г.), Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (Канберра, 1980 г.) и другие.
В соответствии со ст. 15 Конституции РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Анализируя законодательство об охране окружающей среды, можно сделать вывод о том, что нормы экологического права направлены на сохранение объектов земной природы и обеспечение экологических прав человека.
Выше нами было приведено определение природного объекта, как естественной экологической системы, природного ландшафта и составляющих их элементов, сохранивших свои природные свойства. Природный объект — составная часть окружающей природной среды, его признаки находят свое проявление в трех выполняемых им функциях — экологической, экономической и культурно-оздоровительной. Экологическая функция является главной, поскольку она позволяет природному объекту находиться в естественной взаимосвязи с природой. Сохранение за природным объектом экологической функции предопределяет существование экономической функции, а затем и культурно-оздоровительной, которую выполняет практически каждый объект в рамках своих возможностей.
Все охраняемые законом объекты земной природы можно подразделить на три категории: интегрированные, дифференцированные и особо охраняемые. К интегрированным относят природную среду, к дифференцированным — отдельные природные объекты (земля, недра, воды и пр.), остальные объекты — особо охраняемые.
Под окружающей человека средой понимается та часть естественной среды, которая преобразована в процессе антропогенной деятельности человека, состоящая в органическом единстве естественных, модифицированных, трансформированных экологических систем. Внешние границы охраняемой законом окружающей природной среды очерчиваются рамками атмосферы и околоземного пространства в той части, в которой она испытывает влияние земной природы и антропогенной деятельности жителей Земли, и в той степени, в какой она испытывает на себе влияние космического пространства. Внутренние пределы охраны окружающей природной среды обусловлены признаками охраняемого законом природного объекта или комплекса.
В соответствии с этим в круг охраняемой законом естественной среды обитания не входят: социальные ценности, созданные человеком; компоненты природы, вышедшие из экологической связи с природой; элементы природы, не представляющие ценности для общества; природные явления или условия, охрана которых невозможна на данном этапе развития науки.
Интегрированный подход к характеристике окружающей среды ставит в центр ее внимания охрану экологических систем, три вида которых названы во Всемирной хартии природы: естественные, т.е. сохранившиеся в той или иной степени от воздействия человека; модифицированные, т.е. измененные в процессе экономической и иной преобразовательной деятельности; трансформированные, т.е. преобразованные человеком для удовлетворения своих хозяйственных потребностей естественные структуры.
Охрана природных экосистем ведется посредством рационального природопользования, а также путем организации заповедников и других форм особо охраняемых территорий.
Экологические права человека являются особым объектом охраны экологического права. Согласно ст. 42 Конституции РФ они делятся на две группы: 1) право человека на чистую, здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду; 2) право гражданина на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Обеспечение экологических прав человека гарантируется также Федеральным законом «Об охране окружающей среды».
Так, ст. 13 данного Закона предусматривает систему государственных мер по обеспечению экологических прав человека, а именно:
1) обязанность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц содействовать гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды;
2) учет мнения населения или результатов референдума при принятии решения о размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде;
3) ответственность должностных лиц, препятствующих гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, в реализации их прав, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В основе норм экологического права, направленных на сохранение окружающей среды и обеспечение экологических прав человека, лежат как общие принципы российского права, относящиеся ко всем отраслям права, так и специальные или отраслевые.
К последним относятся следующие: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; независимость контроля в области охраны окружающей среды; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан; учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органовную среду; право гражданина на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды.
Обеспечение экологических прав человека гарантируется также Федеральным законом «Об охране окружающей среды».
Так, ст. 13 данного Закона предусматривает систему государственных мер по обеспечению экологических прав человека, а именно:
1) обязанность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц содействовать гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды;
2) учет мнения населения или результатов референдума при принятии решения о размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде;
3) ответственность должностных лиц, препятствующих гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, в реализации их прав, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации.
В основе норм экологического права, направленных на сохранение окружающей среды и обеспечение экологических прав человека, лежат как общие принципы российского права, относящиеся ко всем отраслям права, так и специальные или отраслевые.
К последним относятся следующие: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; независимость контроля в области охраны окружающей среды; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан; учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; сохранение биологического разнообразия; обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры; участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды; международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Все эти принципы нашли свое закрепление в ст. 3 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» и их соблюдение органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, оказывающими воздействие на окружающую среду безусловно, обязательно.
Экологическая ответственность — сложный социальный и эколого-правовой институт, включающий в себя, с одной стороны, обязанность соблюдать нормы взаимоотношений общества и природы, а с другой — обязанность претерпевать неблагоприятные последствия нарушения норм экологического права.
Законодательством об охране окружающей среды определены возможные способы причинения вреда окружающей среде, а именно: загрязнение, истощение, порча, уничтожение, нерациональное использование природных ресурсов, деградация и разрушение естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов. Законом также предусмотрено и иное нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Экологическая ответственность выполняет три функции: стимулирующую, превентивную и компенсационную. Стимулирующая функция проявляется в наличии экономических и правовых стимулов, понуждающих к охране экологических интересов; компенсационная направлена на восстановление потерь природной среды в форме натуральной или денежной компенсации; превентивная предупредительно воздействует на поведение контрагента возможностью применения мер наказания и взыскания ущерба.
Существуют экономическая и юридическая формы данной ответственности.
Экономическая ответственность базируется на правомерной деятельности и регулируется экономическими методами. Экономическая ответственность, в отличие от юридической, которая наступает по факту правонарушения, возникает по факту причинения вреда. Предусматривая экономическую ответственность, законодательство исходит из того, что практически любая человеческая деятельность наносит окружающей среде определенный ущерб, вред. Поэтому любой вред, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, подлежит компенсации заказчиком и (или) этим субъектом даже в том случае, если на проект такой деятельности имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Размер вреда окружающей среде, подлежащего возмещению, определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками его исчисления. При отсутствии таких методик вред возмещается исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Механизм эколого-экономической ответственности зависит от конкретных видов данной ответственности. В законодательстве закреплены следующие ее виды в сфере взаимодействия общества и природы: обязательные платежи предприятий за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в воздух и водоемы, за захоронение вредных отходов; возмещение потерь сельско- и лесохозяйственного производства при изъятии земель; взимание платы за использование вод в промышленности и другие.
Эколого-правовая ответственность — одна из разновидностей юридической ответственности, действующая в системе российского права. Юридическая ответственность порождается неправомерными деяниями и регулируется административно-правовыми и уголовно-правовыми методами. Первая ее часть возникает из природоохранительных правоотношений по факту нарушения требований охраны природной среды. Вторая часть рождается из уголовных, административных, гражданских, трудовых правоотношений, возникающих в связи с применением соответствующих санкций за допущенные правонарушения.
Экологическое правонарушение — это виновное, противоправное деяние, посягающее на установленный в РФ экологический правопорядок и причиняющее вред природной среде либо создающее реальную угрозу такого причинения.
Субъектами экологического правонарушения являются предприятия, объединения и т.д., а также должностные лица и граждане. Объектами нарушения является природная среда, охраняемая законом от загрязнения, истощения и разрушения. Экологические правонарушения классифицируются по предмету правонарушения, объекту, санкциям, способам причинения вреда и общественной опасности.
В частности, к административным правонарушениям отнесены такие, как: несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (ст. 8.1.); порча земель (ст. 8.6.); нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов (ст. 8.9.); нарушение правил охраны атмосферного воздуха (ст. 8.21.); выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.22.); эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.23.); нарушение правил лесопользования (ст. 8.25.) и другие.
За совершение данных административных правонарушений виновные лица несут административную ответственность в виде штрафа. Административную ответственность несут граждане, юридические лица, а также должностные лица, принимающие решения, которые затрагивают экологические правоотношения.
Экологические преступления сходны по своим признакам с административными правонарушениями и отличаются от последних большим объемом причиненного вреда и, соответственно, большей степенью общественной опасности.
К экологическим отнесены такие преступления, как: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246); нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247); нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248); нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249); загрязнение вод (ст. 250); загрязнение атмосферы (ст. 251); загрязнение морской среды (ст. 252); нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253); порча земли (ст. 254); нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255); незаконная добыча водных животных и растений (ст. 256); нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257); незаконная охота (ст. 258); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259); незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260); уничтожение или повреждение лесов (ст. 261); нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262).
За совершение этих экологических преступлений уголовным законом установлены следующие виды уголовных наказаний: штраф в размере до пятисот МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, арест. Кроме того, за совершение наиболее опасных экологических преступлений предусмотрено лишение свободы на срок до восьми лет.
Одной из основных причин экологических правонарушений является потребительская психология основной части населения, отсутствие надлежащего экологического воспитания. Поэтому одной из принципиальных особенностей нового подхода к охране окружающей среды является экологическая революция в сознании человека. Она выражается в повороте его миропонимания от потребительского отношения к природе к рациональному использованию ее богатств, бережному к ней отношению.