Правовая защита информационной сферы

 

Понятие «безопасность» Законом РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства. Жизненно важными интересами законодатель называет сово­купность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития лично­сти, общества, государства, а угроза безопасности предстает как совокупность условий и факторов, создающих опасность жиз­ненно важным интересам личности, общества, государства. Обес­печение безопасности — функция государства, осуществляюще­го систему адекватных мер экономического, политического, орга­низационного и иного характера, направленных на выявление и предупреждение угроз жизненно важным интересам личнос­ти, общества и государства.

Понятие «информационная безопасность»определено Фе­деральным законом от 4 июля 1996 г. «Об участии в междуна­родном информационном обмене». Это состояние защищеннос­ти информационной среды общества, обеспечивающее ее фор­мирование, использование и развитие в интересах граждан, орга­низаций, государства. Основные правовые нормы, гарантирую­щие защиту информации, информационных ресурсов и систем от неправомерного вмешательства третьих лиц, а также разви­вающие содержание конституционных норм, содержатся в За­коне от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации». Согласно статье 21 Закона, защите под­лежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, вла­дельцу, пользователю и иному лицу. При этом объектами за­щиты информации могут быть как информационные процессы, так и носители информации (физическое лицо или материаль­ный объект), в том числе физическое поле, в котором информа­ция находит свое отображение в виде символов, образов, сигна­лов, технических решений и процессов.

Цели защиты информации сформулированы в ст. 20 Феде­рального закона «Об информации, информатизации и защите информации», а именно: предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации; предупреждение угроз безопасности личности, общества, государства; пред­отвращение несанкционированных действий по уничтожению, копированию, блокированию информации и других форм неза­конного вмешательства в информационные системы; обеспече­ние правового режима документированной информации как объекта собственности; защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональ­ных данных, имеющихся в информационных системах; сохра­нение государственной тайны, конфиденциальности докумен­тированной информации в соответствии с законодательством; охрана прав субъектов в информационных процессах и при раз­работке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения.

На основании анализа российского законодательства можно выявить три основных направления развития отечественной системы правового обеспечения информационной безопасности.

Первое— защита чести, достоинства и деловой репутации граж­дан и организаций; стабильности и устойчивости развития об­щества; информационного суверенитета и целостности государ­ства от угроз воздействия вредной, опасной, недоброкачествен­ной, недостоверной информации; от сокрытия информации об опасности для жизни личности, развития общества и государ­ства; от нарушения порядка распространения информации.

Вто­рое— защита-информации и информационных ресурсов, преж­де всего ограниченного доступа (все виды тайн, в том числе и личной тайны), а также информационных систем и техноло­гий, средств связи и телекоммуникаций от угроз несанкциони­рованного и неправомерного воздействия посторонних лиц.

И, наконец, третье— защита информационных прав и свобод личности (право на производство, распространение, поиск, по­лучение, передачу и использование информации; право на ин­теллектуальную собственность; право собственности на инфор­мационные ресурсы и на документированную информацию).

Ответственность за распространение недоброкачественной информации, за нарушение порядка распространения инфор­мации предусмотрена нормами Уголовного кодекса РФ. Это клевета (ст. 129), оскорбление (ст. 130), воспрепятствование за­конной профессиональной деятельности журналистов (ст. 144), заведомо ложная реклама (ст. 182), злоупотребления при вы­пуске ценных бумаг (эмиссии) (ст. 185), заведомо ложное сооб­щение об акте терроризма (ст. 207), сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237), незаконное распространение порнографических материалов или предметов (ст. 242), публичные призывы к на­сильственному изменению конституционного строя РФ (ст. 280), возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282), публичные призывы к развязыванию агрессивной вой­ны (ст. 354).

Ответственность за административные правонарушения в информационной сфере устанавливается нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях. В частности, за нару­шение установленного порядка опубликования документов, свя­занных с подготовкой и проведением выборов, референдумов; нарушение правил проведения предвыборной агитации в пери­одических печатных изданиях и на каналах организаций, осу­ществляющих теле- и (или) радиовещание; изготовление или распространение анонимных агитационных материалов; не пре­доставление сведений об итогах голосования; нарушение поряд­ка изготовления и распространения продукции средствами мас­совой информации и др.

Законодательную основу второго направления информаци­онной безопасности составляют: конституционные нормы (пе­речень сведений, содержащих государственную тайну; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тай­ну), ряд статей закона «Об информации...» (режим защиты ин­формации, ст. 21), права и обязанности субъектов в области защиты информации (ст. 22), защита прав субъектов в сфере информационных процессов (ст. 23).

В российском законодательстве существенное внимание уде­лено также защите информационных прав и свобод. И это не случайно. Нарушение информационной безопасности отдельной личности и общественных организаций приводит к управляе­мости их социальным поведением, приближающейся к прямо­му манипулированию. Это снижает возможности адаптации об­щества к реальным условиям существования, особенно в экст­ремальных ситуациях. Отсутствие осознания полноты инфор­мации субъект склонен восполнять воспроизводством мифологем, конструируемых частично из вновь воспринимаемой ин­формации, но в основном на базе усвоенных представлений и идеологических штампов предшествующего периода.

Информированность субъекта подразумевает возможность получения им необходимой информации, ее переработки в за­данный промежуток времени, классификации, а также осмыс­ления с целью выработки стратегических и тактических моти­ваций принимаемых решений. Конечным ориентиром фильтра­ции и направленности информационного потока является со­здание заданного стереотипа общественного сознания и управ­ление им государственными, политическими или иными власт­ными структурами.

Стремительное развитие информационных технологий и по­вышение стоимости информации как товара требует постоянно­го совершенствования законодательства и частичной переоцен­ки охраняемых законом ценностей. Признание «де-факто» и «де-юре» информации как объекта права собственности, зако­нодательное закрепление информационных прав и свобод граж­дан, установление ряда запретов на осуществление действий с «дефектной» информацией — лишь первый шаг на пути к ин­формационной безопасности России.