ТЕМА 10. ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА
1. Информация: понятие и классификация
Слово «информация» употребляется современным человеком так же часто, как и слова «политика», «бизнес», «компьютеризация». Информация переросла свои коммуникативные возможности и стала мощным политическим и экономическим ресурсом. Она обрела материальные формы и стала товаром, который можно продать, купить, завещать и т. п. Развитие информационных технологий привело к появлению новых инструментов познания, лавинообразному расширению и совершенствованию производства вычислительной и другой информационной техники.
Прежде всего, выясним сущность понятия «информация», неоднозначно трактуемого в нормативных документах. В словаре С.И. Ожегова информация — это:
1) сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах;
2) сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо.
В «Толковом словаре по вычислительной технике и программированию» указано, что информация — одно из первичных, не определяемых в рамках кибернетики понятий. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. определяет информацию как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления (ст. 2), исключая программы для ЭВМ, отнесенные названным законом к средствам обеспечения ЭВМ.
Законодатель широко применяет в нормативных правовых актах понятие «информация» в разных ее видах:
- массовая информация — предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудиосообщения, аудио-визульные и иные сообщения и материалы;
- информация о гражданах (персональные данные) — сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность;
- официальные документы — законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера, а также их официальные переводы или документы, принятые органами законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие обязательный, рекомендательный или информационный характер;
- конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ;
- реклама — распространяемые в любой форме, с помощью любых средств сведения о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которые предназначены для неопределенного круга лиц и призваны формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
Информации любого вида и назначения присущи свойства, влекущие за собой определенные юридические последствия при ее обращении и использовании в информационной сфере. Основными свойствами информации являются: физическая неотъемлемость от носителя, обособленность от производителя и ее оборотоспособность, взаимосвязанность с носителем информации, тиражируемость в любом количестве экземпляров без изменения содержания.
По степени доступности информация делится на массовую, неконфиденциальную и конфиденциальную. Массовая информация — это сообщения информационного характера, подготавливаемые и распространяемые СМИ для информирования населения, в том числе реклама товаров и услуг.
К неконфиденциальной информацииможно отнести: произведения науки и литературы, официальные документы и другую открытую информацию.
Конфиденциальная(от латинского слова confidentia — доверие) — документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ и подлежит дальнейшей защите ее собственником в зависимости от степени секретности.
Отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов и технологий, а также защите информации иправ субъектов, участвующих в информационных процессах, называются информационными правоотношениями.Рассмотрим правовое регулирование этих отношений. Для этого проанализируем основные законодательные акты, содержащие информационно-правовые нормы.
В соответствии со ст. 139 ГК РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну в следующих случаях: когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность, если к ней отсутствует свободный доступ на законном основании или обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Таким образом, законодатель выделил в качестве объекта самостоятельного оборота из всего объема информационных отношений только те, которые представляют материальную ценность.
В первую очередь к актам, целиком посвященным вопросам информационного законодательства, относится Федеральный закон РФ от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации». В нем регулируются отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления информации потребителю; создании и использовании информационных ресурсов, технологий и средств их обеспечения; защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах. Закон не затрагивает отношения, возникающие в связи с созданием и распространением произведений науки, литературы и искусства, а также фонограмм, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания. Эти отношения урегулированы гражданским кодексом.