Тема 4. Основы семейного права

Контрольные вопросы

Местное самоуправление в Российской Федерации

Местное самоуправление составляет одну из основ конститу­ционного строя Российской Федерации, т. к. является важней­шим демократическим принципом организации и осуществле­ния власти, обеспечивающим децентрализацию системы управ­ления с учетом интересов местного населения. Конституция РФ признает и гарантирует осуществление местного самоуправле­ния на всей территории Российской Федерации (ст. 12).

Местное самоуправлениеопределяется как форма осуще­ствления народом своей власти, обеспечивающая самостоятель­ное и под свою ответственность решение населением непосред­ственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения.Местное самоуправ­ление самостоятельно в пределах своих полномочий и функци­онирует в соответствии с Конституцией РФ, федеральными за­конами и законами субъектов Федерации.

Местное самоуправление реализуется в форме непосредствен­ной и представительной демократии (ст. 130 Конституции РФ). Особую роль в осуществлении местного самоуправления играют формы прямого волеизъявления граждан — референдум, выбо­ры, собрания, сходы граждан.

Местный референдум— это голосование граждан РФ, по­стоянно или преимущественно проживающих в границах муни­ципального образования, по важным вопросам местного значения. На местный референдум могут быть вынесены вопросы, находя­щиеся в ведении местного самоуправления. Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утвер­ждении какими-либо органами государственной власти, их долж­ностными лицами или органами местного самоуправления.

Реализация концепции местного самоуправления ориенти­рует на использование местных референдумов для решения широкого круга вопросов местной жизни. Местный референдум может использоваться не только как способ принятия важных решений или для выявления общественного мнения, но и как выбранная населением форма самоуправления, полностью за­меняющая представительные органы. Безусловно, проведение регулярных референдумов возможно при наличии ряда усло­вий: экономической и социальной стабильности, высокого уровня правовой и политической культуры населения.

Выборы — это наиболее массовая и широко применяемая форма непосредственной демократии, с помощью которой фор­мируются представительные органы местного самоуправления, а также наделяются полномочиями главы местной администра­ции. Муниципальные выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосова­нии. Правом на участие в муниципальных выборах обладают все граждане РФ, постоянно проживающие на территории соот­ветствующих муниципальных образований.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принци­пах организации местного самоуправления в РФ» предусматри­вает возможность проведения голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, которое прово­дится по инициативе населения. Основаниями для отзыва мо­гут служить только конкретные противоправные решения или действия (бездействие) депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления в случае их подтверждения в судеб­ном порядке.

Наиболее доступным способом самоорганизации граждан и формой их привлечения к осуществлению управленческих функ­ций являются сходы. Их проведение предусмотрено в поселе­ниях с численностью жителей не более 100 человек, обладаю­щих избирательным правом. Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образова­ния. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обяза­тельному исполнению на территории поселения.

Федеральный закон «Об общих принципах организации ме­стного самоуправления в РФ» ввел понятие «территориальное общественное самоуправление», которое предполагает самоор­ганизацию граждан по месту их жительства на части террито­рии поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Территориальное общественное самоуправлениемо­жет осуществляться в пределах следующих территорий прожи­вания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; мно­гоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микро­район; сельский населенный пункт, не являющийся поселени­ем; иные территории проживания граждан. Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением в форме собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления. Органы территориального общественного са­моуправления избираются на собраниях или конференциях граж­дан, проживающих на соответствующей территории.

Собрания гражданпроводятся для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального обществен­ного самоуправления на части территории муниципального об­разования. Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам мест­ного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органа­ми местного самоуправления и должностными лицами местно­го самоуправления. Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного са­моуправления и должностными лицами местного самоуправле­ния с направлением письменного ответа.

Конференция граждан (собрание делегатов) вправе осуще­ствлять полномочия собрания в случаях, предусмотренных ус­тавом муниципального образования, нормативными правовы­ми актами представительного органа муниципального образо­вания, уставом территориального общественного самоуправле­ния.

Федеральный закон «Об общих принципах организации ме­стного самоуправления в РФ» предусмотрел и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления. К их числу относится опрос граждан. Он проводится для вы­явления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Результаты опроса носят рекоменда­тельный характер.

Граждане имеют право на индивидуальныеи коллектив­ные обращения в органы местного самоуправления. Федераль­ный закон «Об общих принципах организации местного само­управления в РФ» обязывает должностных лиц местного само­управления давать письменные ответы по существу обращений в течение одного месяца. За нарушение порядка и срока пись­менного ответа на обращения граждан в органы местного само­управления устанавливается административная ответственность. Неотъемлемой частью системы местного самоуправления являются органы местного самоуправления.Они не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ). Это означает, что государственные органы не вправе вме­шиваться в компетенцию местного самоуправления. В то же время Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих прин­ципах организации местного самоуправления в РФ» предусмот­рел возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. По вопросам осу­ществления органами местного самоуправления отдельных го­сударственных полномочий федеральные органы исполнитель­ной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять конт­роль за их исполнением.

Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с федеральными за­конами, законами субъектов РФ с учетом национальных, исто­рических, местных условий. Обязательным является наличие выборных органов местного самоуправления. Численный состав и полномочия представительного органа местного самоуправле­ния определяются уставом муниципального образования. Кро­ме того, устав может предусматривать должность главы муни­ципального образования — выборного должностного лица, воз­главляющего деятельность местного самоуправления, а также иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Уставы определяют роль главы муниципального образова­ния (мэра) достаточно подробно. В одних муниципальных обра­зованиях уставы ограничивают полномочия главы муниципального образования, возглавляющего представительный орган; но в большинстве случаев он наделен широкими полномочиями. В основном отличия в статусе главы муниципального образова­ния зависят от порядка его избрания: избран он населением или представительным органом.

Полномочия местного самоуправления подразделяются на несколько групп: вопросы местного бюджета и финансов; уп­равление муниципальной собственностью; регулирование земель­ных отношений в пределах муниципального образования и ох­рана окружающей среды; строительство, жилищное хозяйство, коммунальное, бытовое обслуживание населения, транспорт и связь; социальная защита населения; охрана общественного по­рядка, прав и свобод граждан.

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством на­ступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции РФ, федеральных законов, законов субъектов Федерации, устава муниципального образования а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.

 

1. Каковы сущность и содержание основ конституционного строя Российской Федерации?

2. Каковы сущность и содержание основ правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации.

3. Раскройте сущность и содержание федеративного устройства Российской Федерации.

4. Какова система органов власти в Российской Федерации?

5. Каково правовое положение Президента Российской Федерации?

6. Какова структура и полномочия Федерального собрания Российской Федерации?

7. Охарактеризуйте организацию и компетенцию Правительства Российской Федерации и других органов исполнительной власти Российской Федерации.

8. Что такое местное самоуправление? Какие формы местного самоуправления вы знаете?

9. Раскройте основные черты избирательной системы в Российской Федерации.

 

Нормативные акты и литература

1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст] : офиц. текст в ред. закона РФ о поправках к Конституции от 30.12.2008. - № 6 –ФКЗ – Новосибирск: Сиб. универ. изд-во, 2009. – 33с.

2. Российская Федерация. Законы. О Правительстве Российской Федерации. [Текст] : федеральный закон: [принят Гос. Думой 17.12.1997.: по состоянию на 10.01.2009] – Новосибирск: Сиб. универ. изд-во, 2009. – 68с.

3. Российская Федерация. Законы. О референдуме Российской Федерации. [Текст] : федеральный закон: [принят Гос. Думой 23.06.2004.: по состоянию на 24.04.2008] - Новосибирск: Сиб. универ. изд-во, 2009. – 77с.

4. Российская Федерация. Законы. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. [Текст] : федеральный закон: [принят Гос. Думой 22.05.2002.: по состоянию на 30.12.2008] - Новосибирск: Сиб. универ. изд-во, 2009. – 120с.

5. Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. [Текст] : федеральный закон: [принят Гос. Думой 06.10.2003.: по состоянию на 10.01.2009] - Новосибирск: Сиб. универ. изд-во, 2009. – 70с.

6. Российская Федерация. Законы. О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации. [Текст] : федеральный закон: [принят Гос. Думой 18.05.2005.: по состоянию на 7.09.2007] - Новосибирск: Сиб. универ. изд-во, 2009. – 102с.

7. Российская Федерация. Законы. О выборах Президента Российской Федерации. [Текст] : федеральный закон: [принят Гос. Думой 10.01.2003.: по состоянию на 24.07.2007] - Новосибирск: Сиб. универ. изд-во, 2009. – 98с.

8. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права: учебник [Текст] / Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин – М.: ИНФРА-НОРМА, 2004. – 678с.

9. Баглай М.В. Конституционное право РФ: учебник [Текст] / М.В. Баглай – М.: Юристь, 2008. – 756с.

10. Козлов Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право. – М.: Норма, 2008. – 659с.