Избирательное права и избирательная система
Система органов государственной власти в Российской Федерации
Федеративное устройство Российской Федерации
По форме государственного устройства все государства делятся на унитарные и федеративные. Унитарным признается государство, не имеющее внутри своей территории других государств, и оно делится только на административно-территориальные единицы.
Федеративное государство представляет собой объединение двух или нескольких государств (субъектов) в одно. Российская Федерация является федеративным государством.
Однако не все образования, входящие в состав России, являются государствами. Среди субъектов имеются и национально-государственные образования народов, населяющих территорию Российской Федерации.
Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.
В составе Российской Федерации в настоящее время насчитывается 82 субъектов (20 республик, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа; в них проживает более 140 наций и народов).
Вопросы изменения состава субъектов Российской Федерации регулируются Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта — процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации в результате присоединения к Российской Федерации иностранного государства или его части. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта — процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации в соответствии с указанным Федеральным конституционным законом и не связанная с принятием в Российскую Федерацию иностранного государства или его части.
Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются на добровольной основе. При принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта должны соблюдаться государственные интересы Российской Федерации, принципы федеративного устройства Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, а также учитываться сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов Российской Федерации, их социально-экономические возможности. В качестве нового субъекта в Российскую Федерацию может быть принято иностранное государство или его часть по взаимному согласию Российской Федерации и данного иностранного государства в соответствии с международным (межгосударственным) договором о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части. В случае принятия в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства этому субъекту предоставляется статус республики, если международным договором не предусматривается предоставление новому субъекту статуса края или области. В случае принятия в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта части иностранного государства этому субъекту предоставляется статус республики, края, области, автономной области или автономного округа в соответствии с международным договором.
Образование в составе Российской Федерации нового субъекта может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов Российской Федерации. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта может повлечь за собой прекращение существования субъектов Российской Федерации, территории которых подлежат объединению. В настоящее время отмечается тенденция к укрупнению субъектов Российской Федерации путем их объединения.
Изменение наименования субъекта Российской Федерации, предусмотренное ч. 2 ст. 137 Конституции РФ, не влечет за собой образование в составе Российской Федерации нового субъекта. Новое наименование субъекта Российской Федерации включается в текст ст. 65 Конституции РФ и учитывается при переиздании текста Конституции РФ.
Инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта принадлежит субъектам Российской Федерации, на территориях которых образуется новый субъект Российской Федерации (далее — заинтересованные субъекты Российской Федерации).
Предложение об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта направляется Президенту Российской Федерации. Указанное предложение должно быть обоснованным и содержать предполагаемые наименование, статус и границы нового субъекта, а также прогноз социально-экономических и иных последствий, связанных с образованием в составе Российской Федерации нового субъекта.
Президент РФ уведомляет о полученном предложении об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Совет Федерации, Государственную Думу, Правительство РФ и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации.
Федерализм в России означает свободное развитие наций и народностей, проживающих на ее территории. Он имеет преимущества перед унитаризмом. Децентрализация государственной власти и распределение ее по регионам — важная гарантия демократизма в управлении государством. Центр в таких условиях лишается монополии на власть и поэтому не может употребить ее произвольно. Открывается больше возможностей для устройства управления на местах в соответствии со своими интересами, не причиняется вреда интересам других субъектов.
Российская Федерация осуществляет свои многообразные функции через государственные органы. Государственный орган (орган государства) —это составная часть государственного аппарата, образуемая в установленном законом порядке и наделенная государственно-властными полномочиями, необходимыми для осуществления функций государственной власти.
Государственным органам присущи специфические черты, отличающие их от общественных и иных объединений (организаций):
1. Государственные органы образуются в точном соответствии с законом. Их состав определяется Конституцией Российской Федерации и принятыми на ее основе нормативно-правовыми актами. Порядок образования государственных органов регламентируется федеральными законами (о выборах депутатов в Государственную Думу, о выборах депутатов в соответствующие органы власти субъектов Российской Федерации, о Правительстве Российской Федерации и т.п.).
2. Государственный орган уполномочен Российским государством осуществлять строго определенные задачи. В этих целях государство наделяет свои органы государственно-властными полномочиями. Сущность этих полномочий состоит в том, что государственные органы имеют право принимать общеобязательные решения. Властные полномочия государственных органов находят свое воплощение в компетенции конкретного государственного органа, закрепленной в соответствующем нормативно-правовом акте.
3. Каждый государственный орган имеет четко определенную законом структуру, осуществляет свою деятельность в присущих ему организационно-правовых формах. Законодательством регулируется и процедура деятельности государственных органов.
return false">ссылка скрыта4. Государственные органы в Российской Федерации составляют единую систему государственной власти. Такое единство определяется федеративным устройством России, ее государственной целостностью (п. 3 ст. 5 Конституции РФ) и производно от полновластия многонационального народа Российской Федерации и его возможности формировать государственные органы (ст. 3, 32 Конституции РФ).
Система органов государственной власти в Российской Федерации на федеральном уровне представлена: Президентом РФ, Федеральным Собранием (парламентом), Правительством РФ и судебной системой Российской Федерации. Организация государственной власти основана на разделении властей — законодательной, исполнительной и судебной.
Принцип разделения властей предполагает полную самостоятельность и независимость всех трех ветвей власти, что достигается юридическим закреплением их компетенции (полномочий). Государство устанавливает объем прав и обязанностей конкретных органов и тем самым определяет границы их воздействия на общество. Следующим не менее важным принципом организации государственной власти является так называемая система сдержек и противовесов, или, говоря иначе, система баланса ветвей власти. Смысл ее состоит в том, чтобы все три ветви власти были уравновешены взаимными полномочиями, с помощью которых каждая из ветвей может ограничивать другие «ветви», и, таким образом, ни одна из них не смогла бы присвоить всю государственную власть целиком.
Принципом организации государственной власти является также федерализм, предполагающий наличие двух уровней органов государственной власти: федерального (федеральные органы государственной власти) и субъектов Российской Федерации (органы государственной власти субъектов Российской Федерации).
Для осуществления функций государства создается специальный государственный аппарат. Он представляет собой сложную систему государственных органов, которые характеризуются наличием властных государственных полномочий и имеют определенную структуру. Каждый орган государства наделяется компетенцией — кругом (объемом) прав и обязанностей, установленных законом.
Каждый государственный орган —это структурно обобщенное звено, относительно самостоятельная часть государственного аппарата, которая:
1) осуществляет от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области;
2) обладает властными полномочиями, чем и отличается от государственных учреждений и предприятий;
3) имеет определенную компетенцию, то есть закрепленную совокупность задач, функций, прав и обязанностей (правомочий);
4) характеризуется определенной структурой, то есть подразделением на отдельные виды служб и закреплением численного состава (штата);
5) имеет территориальные пределы деятельности;
6) образуется в порядке, определенном законами, и устанавливает правовые связи личного состава, отражаемые в должностных инструкциях.
Основным признаком государственного органа (федерального или уровня субъектов Российской Федерации) является наличие у него права издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы, применять меры принуждения, убеждения, воспитания, поощрения, чтобы обеспечить выполнение требований этих актов; осуществлять надзор за их реализацией.
Предписания государственного органа могут быть обязательными либо для всех граждан, либо для определенного их круга, они могут выходить за рамки данного государственного органа и распространяться на ту или иную область или отрасль экономического, социально-культурного строительства, на административно-политическую деятельность, связанную с функционированием данного государственного органа.
Президент Российской Федерации. Институт президентства получил распространение во многих странах. Его введение в Российской Федерации открыло новый этап в развитии российской государственности, свидетельствуя об огромных переменах, происходящих в нашей стране, переходе России к принятым в мире демократическим системам правления.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент России является главой государства. В статье 80 Конституции РФ определяются основные функции института главы Российского государства:
1. Как гарант Конституции Президент РФ обязан не только
сам действовать в рамках закона, но и гарантировать ее соблюдение всеми другими государственными органами и должностными лицами, а значит, принимать для этого все необходимые меры.
2. Как гарант прав и свобод человека и гражданина глава
Российского государства, опираясь на изложенные в Конституции Российской Федерации (п. 2 ст. 17) положения о неотчуждаемости и принадлежности каждому от рождения основных прав и свобод человека, которые должны лежать в основе взаимоотношения между личностью и государством,
обязан:
- во-первых, создать систему гарантий прав и свобод граждан, содержащихся как в Конституции России, так и в отраслевом законодательстве, определяющем прежде всего судебную защиту прав граждан;
- во-вторых, обеспечить взаимную ответственность государства и личности, когда государство посредством закона должно брать на себя обязательства по обеспечению в своих отношениях с гражданином справедливости и устанавливать меры ответственности своих органов и должностных лиц за действия, нарушающие права и законные интересы личности.
3. Как Верховный Главнокомандующий Президент Российской Федерации должен являться гарантом прав и свобод военнослужащих исходя из особенностей их правового статуса.
4. Президент обладает рядом правовых возможностей для оказания влияния на государственные органы с целью обеспечения прав и свобод: в ежегодном послании он ориентирует парламент на первоочередные меры и законопроекты в этой области; вносит проекты законов; оказывает значительное влияние на формирование бюджета, вопросы гражданства, политического убежища, осуществление помилования.
5. Президент России как глава государства призван представлять Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
6. Как глава государства Президент России призван в соответствии с Конституцией в установленном порядке принимать меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.
7. Президент РФ в силу своего правового статуса главы государства призван обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
8. Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
Согласно Конституции РФ Президент Российской Федерации избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Активное избирательное право обеспечивается отсутствием различного рода имущественных ограничений, ценза оседлости и обеспечивается включением всех граждан Российской Федерации в списки избирателей. Ограничение права избирать и быть избранным четко зафиксировано в ст. 32 Конституции, которая гласит: «Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда».
Что же касается пассивного избирательного права — права быть избранным Президентом, то оно включает ряд дополнительных условий, вытекающих из особой роли и ответственности главы государства. Конституция РФ (ст. 81) устанавливает два дополнительных условия. Первое — более высокий возраст для Президента по сравнению с активными избирателями. Президентом Российской Федерации может быть гражданин не моложе 35 лет. И второе — так называемый «ценз оседлости» — постоянное проживание в России не менее десяти лет.
Согласно Конституции РФ одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Это положение направлено на обеспечение реальной преемственности в целях периодического замещения должности Президента и направлено на упорядоченную передачу власти от одного Президента другому.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 91) Президент России обладает неприкосновенностью. Это означает, что личность главы Российского государства, его достоинство и правовой статус охраняются в особом, установленном законом порядке. Конституцией Российской Федерации (ст. ст. 92, 93) установлен и особый порядок прекращения полномочий Президента России.
Согласно Конституции Российской Федерации существуют следующие основания прекращения полномочий Президента России:
а) истечение сроков его пребывания в должности (6 лет).
Временем истечения срока является момент принесения присяги вновь избранным Президентом России;
б) досрочно в случае его отставки, т. е. в случае добро
вольного сложения Президентом России своих полномочий в
силу каких-либо политических, личных или иных обстоятельств (причин);
в) досрочно в случае стойкой неспособности Президента
России по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие
ему полномочия. В соответствии с законодательством в этом
случае создается независимая медицинская комиссия, заключение которой является основанием для прекращения полномочий главы государства;
г) в случае отрешения Президента России от должности на основании его обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Порядок отрешения детально регулируется Конституцией Российской Федерации (ст. 93). Правом выдвигать обвинения в совершении вышеуказанных преступлений обладает нижняя палата парламента России — Государственная Дума. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента России должно быть принято двумя третями голосов от общего числа депутатов по инициативе не менее одной трети депутатов этой палаты и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. Кроме того, при выдвижении обвинения необходимо соблюсти ряд условий: оно должно быть подтверждено заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента России признаков преступления, а также заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Решение об отрешении Президента России от должности принимает верхняя палата парламента — Совет Федерации большинством не менее двух третей от общего числа членов этой палаты. При этом решение Совета Федерации должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, то обвинение против Президента России считается отклоненным.
Конституция Российской Федерации (п. 3 ст. 92) устанавливает правило, что во всех случаях, когда Президент России не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Выборы нового Президента России должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий главой государства.
Президент Российской Федерации оказывает самое непосредственное влияние на организацию деятельности исполнительной власти. Это проявляется прежде всего в его праве определять в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами основные направления внутренней и внешней политики государства. Кроме того, Президент России активно участвует в определении персонального состава Правительства Российской Федерации и организации его работы. Так, согласно Конституции Российской Федерации Президент России назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации; принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации; по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров и руководителей других федеральных органов исполнительной власти, подчиненных Президенту России; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации; формирует Администрацию Президента России; назначает и освобождает своих полномочных представителей в субъектах Российской Федерации.
Президент Российской Федерации представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; представляет Совету Федерации кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации, а также вносит предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 84 Конституции РФ Президент России назначает выборы Государственной Думы; распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации; вносит законопроекты в Государственную Думу; подписывает и обнародует федеральные законы; назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Президент России обращается также к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
Во взаимоотношениях с судебной властью Президент РФ должен руководствоваться тем, что суд независим и вмешиваться в его деятельность нельзя.
Президент России наделяется обширными полномочиями в сфере внешнеполитической деятельности Российского государства. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 86) Президент России осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации; ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации; подписывает ратифицированные грамоты (после ратификации международных договоров парламентом России); принимает верительные и отзывные грамоты аккредитируемых при нем дипломатических представителей иностранных государств и международных организаций; назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
Президенту России присущ ряд полномочий, характерных для главы любого государства (ст. 89 Конституции РФ) в сфере его личного статуса: решение вопросов гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища; награждение государственными наградами Российской Федерации; присвоение почетных званий Российской Федерации; осуществление помилования.
Сущность полномочий Президента РФ в области организации обороны страны определяется тем, что, получая власть от народа Российской Федерации, он обязан в соответствии с присягой (ст. 80, 82 Конституции РФ) принимать меры по охране суверенитета России, ее независимости, безопасности и территориальной целостности государства. В связи с этим Президент России наделяется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и военным законодательством весьма обширными и ответственными полномочиями.
К числу военно-политических полномочий Президента РФ можно отнести определенные в Конституции РФ и Федеральном законе от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» полномочия по: утверждению и реализации различного рода доктринальных, концептуальных, программных документов, составляющих основу военной политики; формированию Совета Безопасности РФ и руководству его деятельностью; ведению переговоров и подписанию международных договоров Российской Федерации о совместной обороне, военном сотрудничестве и по вопросам коллективной безопасности и разоружению.
К числу военно-административных полномочий Президента РФ можно отнести его полномочия по: назначению и освобождению высшего командования Вооруженных Сил Российской Федерации; утверждению нормативно-правовых актов, определяющих организацию и деятельность органов военного управления, дислокацию Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, размещение военных объектов и объектов по ликвидации оружия массового поражения, ядерных отходов на территории Российской Федерации; изданию указов о призыве граждан Российской Федерации на военную службу; награждению военнослужащих государственными наградами Российской Федерации, присвоению им почетных, высших воинских и специальных званий РФ.
Управление Вооруженными Силами Российской Федерации в условиях военного времени осуществляется главой Российского государства в соответствии с его военными полномочиями Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации.
К числу военных полномочий Президента РФ можно отнести его полномочия по: применению Вооруженных Сил Российской Федерации, ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения; участию главы Российского государства в юридических процедурах объявления состояния войны и введения военного положения, и др.
Деятельность Президента Российского государства, как и всякого государственного органа, строится в определенных формах. По вопросам своей компетенции Президент России издает указы и распоряжения. Указы Президента России по своей юридической силе бывают нормативными (т.е. имеющими общеобязательный характер и содержащими предписания общего характера) и ненормативными, индивидуальными (т.е. распространяющими свое действие на конкретных субъектов правоотношений и рассчитанными на одноразовое применение). К нормативным указам Президента России относит например, указ о введении чрезвычайного положения, а к «нормативным — о назначении руководителя того или иного министерства или ведомства.
Федеральное Собрание Российской Федерации. Конституция Российской Федерации (ст. 94) определяет, что парламент России — Федеральное Собрание — является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Это означает, во-первых, что Российский парламент состоит из представителей народа — депутатов. О представительном характере Федерального Собрания свидетельствует и его структура. Федеральное Собрание состоит из двух палат. Государственная Дума (нижняя палата) представляет интересы всего населения России и избирается в составе 450 депутатов, работающих в ней на профессиональной постоянной основе. Совет Федерации (верхняя палата) представляет интересы субъектов Российской Федерации, каждый из которых представлен в нем двумя членами. Совет Федерации не избирается, а формируется. В него входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти субъектов РФ.
Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью. Депутатом Государственной Думы может быть гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Государственная Дума избирается на 4 года. Срок полномочий Совета Федерации не определен. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.
Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, депутаты образуют фракции и депутатские группы (депутатские объединения), которые обладают равными правами.
Закрепляя полномочия палат российского парламента Конституция Российской Федерации (ст. 102, 103) исходит из того, что Совет Федерации призван представлять интересы всех регионов страны, а Государственная Дума — политических партий, иных избирательных объединений, а также различных групп населения.
В связи с этим к полномочиям Совета Федерации относятся: а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации. Следует иметь в виду, что такие изменения могут осуществляться только с взаимного согласия субъектов Федерации (п. 3 ст. 67 Конституции РФ); б) утверждение указа Президента России о введении военного положения, принятого им в соответствии со ст. 87 Конституции РФ; в) утверждение указа Президента России о введении им чрезвычайного положения в случаях, указанных в ст. 88 Конституции РФ; г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами России; д) назначение выборов Президента России как в связи с истечением срока полномочий, так и в случаях их досрочного прекращения; е) отрешение Президента России от должности в порядке, предусмотренном Конституцией РФ (ст. 93); ж) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ (по представлению Президента России).
По всем перечисленным вопросам Совет Федерации большинством голосов от общего числа членов палаты принимает постановления.
К числу полномочий Государственной Думы Конституция Российской Федерации (ст. 103) относит: дачу согласия Президенту России на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации по представлению Президента России; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; объявление амнистии и выдвижение обвинения против Президента России для отрешения его от должности.
По всем названным вопросам Государственная Дума принимает постановления большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Законодательный процесс. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.
Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Те из них, которые связаны с введением или отменой налогов, освобождением от их уплаты, выпуском государственных займов, изменением финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены на обсуждение только при наличии заключения Правительства РФ.
Поступивший из Государственной Думы федеральный закон регистрируется в Совете Федерации и в срок, не превышающий 48 часов, вместе с сопровождающими его документами и материалами направляется всем членам Совета Феде, рации. Официальные отзывы Правительства РФ о рассматриваемых Советом Федерации федеральных законах подлежат оглашению или распространению на заседании комитета, комиссии Совета Федерации.
В соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.
Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.
Федеральный закон считается отклоненным, если за его одобрение не проголосовало необходимое число членов Совета Федерации. В постановлении Совета Федерации об отклонении закона может содержаться перечень разделов, глав, статей, а также частей и пунктов статей закона, по которым необходимо преодолеть разногласия между Советом Федерации и Государственной Думой, а также предложение о создании согласительной комиссии.
Постановление Совета Федерации об отклонении принятого Государственной Думой федерального закона вместе с федеральным законом, а также постановление Совета Федерации об одобрении принятого Государственной Думой федерального закона в пятидневный срок направляются в Государственную Думу.
Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон вместе с текстом постановление Совета Федерации в пятидневный срок со дня принятия постановления направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и официального опубликования.
Президент РФ в течение четырнадцати дней подписывает принятый федеральный закон и обнародует его. Если же в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона он отклонит его, Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. При одобрении после повторного рассмотрения федерального закона в ранее принятой редакции большинством, не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.
Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Они считаются принятыми, если одобрены большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.
Правительство Российской Федерации. В соответствии со ст. 110 Конституции РФ Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть в России.
Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, трех заместителей и федеральных министров.
Председатель Правительства Российской Федерации, в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента России, определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу. Он назначается Президентом России с согласия Государственной Думы в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 111 Конституции Российской Федерации.
Заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры, другие руководители федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент России, и их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом России по предложению Председателя Правительства Российской Федерации. Другие руководители федеральных служб и агентств назначаются на должность Правительством Российской Федерации по представлению федеральных министров, осуществляющих координацию и контроль деятельности федеральных служб и агентств.
Правительство Российской Федерации прекращает свои полномочия в следующих установленных Конституцией Российской Федерации (ст. 116, 117) случаях: при вступлении в должность вновь избранного Президента России; при принятии Президентом России отставки Правительства Российской Федерации по инициативе последнего; при принятии Президентом России решения об отставке Правительства Российской Федерации по собственной инициативе.
Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом России после вступления его в должность, т.е. после принесения им присяги.
Правительство Российской Федерации может прекратить свою деятельность в случае, если Государственная Дума выражает ему недоверие и Президент России соглашается с этим решением. В такой ситуации Президент России объявляет об отставке Правительства и предпринимает меры для (формирования его нового состава. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. 3 ст. 117) Президент России вправе не согласиться с мнением Государственной Думы и Правительство Российской Федерации будет продолжать свою работу в прежнем составе. Однако, если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент России обязан объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо распустить Государственную Думу.
Правительство Российской Федерации в соответствии с его общими полномочиями организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации; обеспечивает государственную политику и поддержку в сферах образования, культуры и природопользования; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской федерации, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы; Правительство Российской Федерации по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории России.
Постановления Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства Российской Федерации не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.
К федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим руководство соответствующими отраслями государственной, хозяйственной и социально-культурной жизни России относятся федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Организация и порядок деятельности федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти регулируются Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
Согласно этому указу, федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской федерации министр Российской Федерации (федеральный министр).
В соответствии с Указом имеется 16 министерств, среди которых: Министерство внутренних дел Российской Федерации; Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерство иностранных дел Российской Федерации; Министерство обороны Российской Федерации; Министерство юстиции Российской Федерации; Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации; Министерство образования и науки Российской Федерации; Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации; Министерство природных ресурсов Российской Федерации; Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации; Министерство сельского хозяйства Российской Федерации; Министерство транспорта Российской Федерации; Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации; Министерство финансов Российской Федерации; Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации; Министерство регионального развития Российской Федерации.
Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Возглавляет службу руководитель (директор) федеральной службы.
Согласно названному указу Президента Российской Федерации в структуру органов исполнительной власти входят следующие федеральные службы:
- Федеральная миграционная служба;
- Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству;
- Федеральная служба по оборонному заказу:
- Федеральная служба по техническому и экспортному контролю;
- Фекальная служба исполнения наказаний;
- Федеральная служба судебных приставов;
- Федеральная регистрационная служба;
- Служба внешней разведки Российской Федерации;
- Федеральная служба безопасности Российской Федерации; Федеральная служба по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
- Федеральная служба по труду и занятости;
- Федеральная служба по атомному надзору;
- Федеральная налоговая служба;
- Федеральная таможенная служба и др.
Федеральное агентство осуществляет в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом, правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору, агентство ведет реестры, регистры и кадастры. В состав органов исполнительной власти входят такие агентства, как: Федеральное агентство специального строительства; Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию; Федеральное агентство по науке; Федеральное агентство по недропользованию; Управление делами Президента Российской Федерации; Федеральное космическое агентство; Федеральное дорожное агентство; Федеральное агентство связи; Федеральное агентство по государственным резервам и др.
Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации.
Положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту Российской Федерации по вопросам, закрепленным за ним Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, утверждаются Президент Российской Федерации, а о других федеральных органах и исполнительной власти — Правительством Российской федерации.
Вслед за Всеобщей декларацией прав человека российская Конституция закрепила избирательное право как важнейшее политическое право граждан РФ (ч. 2 ст. 32). Согласно Конституции РФ, свободные выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления являются высшей формой реализации народного суверенитета и непосредственным выражением принадлежащей народу власти (ч. 3 ст. 3, ч. 1 ст. 32).
Термин «избирательное право» используется в двух значениях — для обозначения института конституционного права и субъективного права граждан. Избирательное право как институт конституционного права представляет собой совокупность норм, регулирующих порядок избрания представительных органов и должностных лиц, а также порядок предоставления гражданам права участия в выборах.
Избирательное право граждан — конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в иных избирательных действиях, предусмотренных законом (выдвижении кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий и др.). Различают активное избирательное право (право граждан РФ избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления) и пассивное избирательное право (право граждан РФ быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления).
Свободное волеизъявление граждан РФ на выборах и защита демократических принципов и норм избирательного права гарантируются Конституцией РФ и избирательным законодательством (Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12 июня 2002 г.; Федеральным законом «О выборах Президента РФ» от 10 января 2003 г.; Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 20 декабря 2002 г.; Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. и др.).
Основополагающими для избирательного права РФ являются конституционные принципы всеобщности, равенства, прямого и тайного голосования.
Принцип всеобщности предполагает предоставление избирательного права гражданам, достигшим избирательного возраста. Гражданин РФ может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии и других условий. Для гражданина РФ право избирать наступает по достижении гражданского совершеннолетия с 18 лет (ст. 60 Конституции РФ). Всеобщее избирательное право допускает некоторые ограничения. Избирательного права лишены граждане РФ, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ч. 3 ст. 32 Конституции РФ). Для пассивного избирательногоудом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ч. 3 ст. 32 Конституции РФ). Для пассивного избирательного права устанавливаются возрастные цензы: 21 год — для избрания депутатов Государственной Думы, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, на выборах в органы местного самоуправления; 30 лет - на выборах главы исполнительной власти субъекта РФ; 35 лет для избрания на должность Президента РФ.
Равное избирательное право означает, что все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях, избирательные права российских граждан в равной мере охраняются законом, каждый избиратель в Российской Федерации имеет равное число голосов.
Прямое избирательное право предполагает, что избиратели голосуют на выборах непосредственно. Выборы в Российской Федерации проводятся на основе тайного голосования, что исключает возможность контроля за волеизъявлением избирателей. Граждане Российской Федерации участвуют в выборах свободно и добровольно. Не допускается любое воздействие на гражданина с целью принуждения его к участию или неучастию в выборах. Гражданам РФ, проживающим за ее пределами, гарантируется вся полнота избирательных прав.
Выборы в РФ проводятся при участии политических партий. Реализация избирательных прав граждан обеспечивается рядом гарантий, т. е. условий, правил и процедур, установленных Конституцией РФ и избирательным законодательством. К их числу следует отнести: обязательность и периодичность выборов; государственную защиту демократических принципов и норм избирательного права; регистрацию избирателей; гласность в деятельности избирательных комиссий, а также при определении результатов выборов.
Законодательство о выборах предусматривает уголовную и административную ответственность за нарушение избирательных прав граждан.
Избирательная система представляет собой совокупность установленных законом принципов и методов определения результатов голосования. В Российской Федерации избирательная система включает совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, в органы государственной власти субъектов РФ, а также в органы местного самоуправления.
В Российской Федерации применяется смешанная избирательная система, сочетающая элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Так, по этой системе половина депутатов Государственной Думы (225) избирается по одномандатным избирательным округам, подсчет голосов производится по мажоритарной системе (т. е. избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей данного округа); другая половина депутатов (225) избирается по федеральным спискам кандидатов от избирательных объединений на основе пропорционального представительства (т. е. депутатские мандаты распределяются между партиями пропорционально числу поданных за них голосов избирателей). Для определения результатов голосования на выборах Президента РФ используется мажоритарная система относительного большинства, т. е. избранным считается кандидат, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.