Избирательное права и избирательная система

Система органов государственной власти в Российской Федерации

Федеративное устройство Российской Федерации

 

По форме государственного устройства все государства делятся на унитарные и федеративные. Унитарным признается государство, не имеющее внутри своей территории других государств, и оно делится только на административно-терри­ториальные единицы.

Федеративное государство представляет собой объедине­ние двух или нескольких государств (субъектов) в одно. Рос­сийская Федерация является федеративным государством.

Однако не все образования, входящие в состав России, явля­ются государствами. Среди субъектов имеются и националь­но-государственные образования народов, населяющих терри­торию Российской Федерации.

Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее со­ставе нового субъекта осуществляются в порядке, установлен­ном федеральным конституционным законом.

В составе Российской Федерации в настоящее время на­считывается 82 субъектов (20 республик, 9 краев, 46 облас­тей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа; в них проживает более 140 наций и народов).

Вопросы изменения состава субъектов Российской Феде­рации регулируются Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Рос­сийскую Федерацию и образования в ее составе нового субъ­екта Российской Федерации». Принятие в Российскую Феде­рацию нового субъекта — процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации в резуль­тате присоединения к Российской Федерации иностранного государства или его части. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта — процедура, предусматриваю­щая изменение состава субъектов Российской Федерации в соответствии с указанным Федеральным конституционным законом и не связанная с принятием в Российскую Федерацию иностранного государства или его части.

Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее со­ставе нового субъекта осуществляются на добровольной осно­ве. При принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта должны соблюдаться государст­венные интересы Российской Федерации, принципы федера­тивного устройства Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, а также учитываться сложившиеся ис­торические, хозяйственные и культурные связи субъектов Российской Федерации, их социально-экономические возмож­ности. В качестве нового субъекта в Российскую Федерацию может быть принято иностранное государство или его часть по взаимному согласию Российской Федерации и данного иностранного государства в соответствии с международным (межгосударственным) договором о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государ­ства или его части. В случае принятия в Российскую Федера­цию в качестве нового субъекта иностранного государства этому субъекту предоставляется статус республики, если ме­ждународным договором не предусматривается предоставле­ние новому субъекту статуса края или области. В случае при­нятия в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта части иностранного государства этому субъекту предоставля­ется статус республики, края, области, автономной области или автономного округа в соответствии с международным до­говором.

Образование в составе Российской Федерации нового субъекта может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов Российской Федерации. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта может повлечь за собой прекращение суще­ствования субъектов Российской Федерации, территории ко­торых подлежат объединению. В настоящее время отмечается тенденция к укрупнению субъектов Российской Федерации путем их объединения.

Изменение наименования субъекта Российской Федера­ции, предусмотренное ч. 2 ст. 137 Конституции РФ, не влечет за собой образование в составе Российской Федерации нового субъекта. Новое наименование субъекта Российской Федера­ции включается в текст ст. 65 Конституции РФ и учитывается при переиздании текста Конституции РФ.

Инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта принадлежит субъектам Российской Федера­ции, на территориях которых образуется новый субъект Рос­сийской Федерации (далее — заинтересованные субъекты Российской Федерации).

Предложение об образовании в составе Российской Феде­рации нового субъекта направляется Президенту Российской Федерации. Указанное предложение должно быть обоснован­ным и содержать предполагаемые наименование, статус и гра­ницы нового субъекта, а также прогноз социально-экономи­ческих и иных последствий, связанных с образованием в со­ставе Российской Федерации нового субъекта.

Президент РФ уведомляет о полученном предложении об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Совет Федерации, Государственную Думу, Правительство РФ и при необходимости проводит с ними соответствующие кон­сультации.

Федерализм в России означает свободное развитие наций и народностей, проживающих на ее территории. Он имеет преимущества перед унитаризмом. Децентрализация государ­ственной власти и распределение ее по регионам — важная гарантия демократизма в управлении государством. Центр в таких условиях лишается монополии на власть и поэтому не может употребить ее произвольно. Открывается больше воз­можностей для устройства управления на местах в соответст­вии со своими интересами, не причиняется вреда интересам других субъектов.

 

 

Российская Федерация осуществляет свои многообразные функции через государственные органы. Государственный орган (орган государства) —это составная часть государ­ственного аппарата, образуемая в установленном законом порядке и наделенная государственно-властными полномо­чиями, необходимыми для осуществления функций государст­венной власти.

Государственным органам присущи специфические черты, отличающие их от общественных и иных объединений (орга­низаций):

1. Государственные органы образуются в точном соответ­ствии с законом. Их состав определяется Конституцией Рос­сийской Федерации и принятыми на ее основе нормативно-правовыми актами. Порядок образования государственных ор­ганов регламентируется федеральными законами (о выборах депутатов в Государственную Думу, о выборах депутатов в соответствующие органы власти субъектов Российской Феде­рации, о Правительстве Российской Федерации и т.п.).

2. Государственный орган уполномочен Российским государством осуществлять строго определенные задачи. В этих целях государство наделяет свои органы государственно-властными полномочиями. Сущность этих пол­номочий состоит в том, что государственные органы имеют право принимать общеобязательные решения. Властные пол­номочия государственных органов находят свое воплощение в компетенции конкретного государственного органа, закреп­ленной в соответствующем нормативно-правовом акте.

3. Каждый государственный орган имеет четко опреде­ленную законом структуру, осуществляет свою деятель­ность в присущих ему организационно-правовых формах. За­конодательством регулируется и процедура деятельности государственных органов.

return false">ссылка скрыта

4. Государственные органы в Российской Федерации со­ставляют единую систему государственной власти. Такое единство определяется федеративным устройством России, ее государственной целостностью (п. 3 ст. 5 Конституции РФ) и производно от полновластия многонационального народа Рос­сийской Федерации и его возможности формировать государ­ственные органы (ст. 3, 32 Конституции РФ).

Система органов государственной власти в Российской Федерации на федеральном уровне представлена: Прези­дентом РФ, Федеральным Собранием (парламентом), Пра­вительством РФ и судебной системой Российской Федера­ции. Организация государственной власти основана на разделении властей — законодательной, исполнительной и судебной.

Принцип разделения властей предполагает полную само­стоятельность и независимость всех трех ветвей власти, что достигается юридическим закреплением их компетенции (полномочий). Государство устанавливает объем прав и обя­занностей конкретных органов и тем самым определяет гра­ницы их воздействия на общество. Следующим не менее важ­ным принципом организации государственной власти является так называемая система сдержек и противовесов, или, говоря иначе, система баланса ветвей власти. Смысл ее состоит в том, чтобы все три ветви власти были уравновешены взаимными полномочиями, с помощью которых каждая из ветвей может ограничивать другие «ветви», и, таким образом, ни одна из них не смогла бы присвоить всю государственную власть целиком.

Принципом организации государственной власти является также федерализм, предполагающий наличие двух уровней органов государственной власти: федерального (федеральные органы государственной власти) и субъектов Российской Фе­дерации (органы государственной власти субъектов Россий­ской Федерации).

Для осуществления функций государства создается специ­альный государственный аппарат. Он представляет собой сложную систему государственных органов, которые характе­ризуются наличием властных государственных полномочий и имеют определенную структуру. Каждый орган государства наделяется компетенцией — кругом (объемом) прав и обязан­ностей, установленных законом.

Каждый государственный орган —это структурно обо­бщенное звено, относительно самостоятельная часть госу­дарственного аппарата, которая:

1) осуществляет от имени государства его задачи и функ­ции посредством определенного вида деятельности в пору­ченной области;

2) обладает властными полномочиями, чем и отличается от государственных учреждений и предприятий;

3) имеет определенную компетенцию, то есть закреплен­ную совокупность задач, функций, прав и обязанностей (пра­вомочий);

4) характеризуется определенной структурой, то есть под­разделением на отдельные виды служб и закреплением чис­ленного состава (штата);

5) имеет территориальные пределы деятельности;

6) образуется в порядке, определенном законами, и уста­навливает правовые связи личного состава, отражаемые в должностных инструкциях.

Основным признаком государственного органа (федераль­ного или уровня субъектов Российской Федерации) является наличие у него права издавать юридические акты, обязатель­ные для исполнения теми, кому они адресованы, применять меры принуждения, убеждения, воспитания, поощрения, что­бы обеспечить выполнение требований этих актов; осуществ­лять надзор за их реализацией.

Предписания государственного органа могут быть обя­зательными либо для всех граждан, либо для определенного их круга, они могут выходить за рамки данного государст­венного органа и распространяться на ту или иную область или отрасль экономического, социально-культурного строи­тельства, на административно-политическую деятельность, связанную с функционированием данного государственного органа.

Президент Российской Федерации. Институт президентства получил распространение во мно­гих странах. Его введение в Российской Федерации открыло новый этап в развитии российской государственности, свиде­тельствуя об огромных переменах, происходящих в нашей стране, переходе России к принятым в мире демократическим системам правления.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент России является главой государства. В статье 80 Конституции РФ определяются основные функции института главы Российского государства:

1. Как гарант Конституции Президент РФ обязан не только
сам действовать в рамках закона, но и гарантировать ее со­блюдение всеми другими государственными органами и должностными лицами, а значит, принимать для этого все не­обходимые меры.

2. Как гарант прав и свобод человека и гражданина глава
Российского государства, опираясь на изложенные в Консти­туции Российской Федерации (п. 2 ст. 17) положения о неот­чуждаемости и принадлежности каждому от рождения ос­новных прав и свобод человека, которые должны лежать в основе взаимоотношения между личностью и государством,
обязан:

- во-первых, создать систему гарантий прав и свобод граж­дан, содержащихся как в Конституции России, так и в от­раслевом законодательстве, определяющем прежде всего судебную защиту прав граждан;

- во-вторых, обеспечить взаимную ответственность госу­дарства и личности, когда государство посредством закона должно брать на себя обязательства по обеспечению в своих отношениях с гражданином справедливости и уста­навливать меры ответственности своих органов и должно­стных лиц за действия, нарушающие права и законные ин­тересы личности.

3. Как Верховный Главнокомандующий Президент Рос­сийской Федерации должен являться гарантом прав и свобод военнослужащих исходя из особенностей их правового ста­туса.

4. Президент обладает рядом правовых возможностей для оказания влияния на государственные органы с целью обеспе­чения прав и свобод: в ежегодном послании он ориентирует парламент на первоочередные меры и законопроекты в этой области; вносит проекты законов; оказывает значительное влияние на формирование бюджета, вопросы гражданства, по­литического убежища, осуществление помилования.

5. Президент России как глава государства призван пред­ставлять Российскую Федерацию внутри страны и в междуна­родных отношениях.

6. Как глава государства Президент России призван в со­ответствии с Конституцией в установленном порядке прини­мать меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.

7. Президент РФ в силу своего правового статуса главы государства призван обеспечивать согласованное функциони­рование и взаимодействие органов государственной власти.

8. Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Согласно Конституции РФ Президент Российской Феде­рации избирается на четыре года гражданами Российской Фе­дерации на основе всеобщего равного и прямого избиратель­ного права при тайном голосовании.

Активное избирательное право обеспечивается отсутствием различного рода имущественных ограничений, ценза оседлости и обеспечивается включением всех граждан Российской Феде­рации в списки избирателей. Ограничение права избирать и быть избранным четко зафиксировано в ст. 32 Конституции, которая гласит: «Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содер­жащиеся в местах лишения свободы по приговору суда».

Что же касается пассивного избирательного права — права быть избранным Президентом, то оно включает ряд дополни­тельных условий, вытекающих из особой роли и ответственно­сти главы государства. Конституция РФ (ст. 81) устанавливает два дополнительных условия. Первое — более высокий возраст для Президента по сравнению с активными избирателями. Пре­зидентом Российской Федерации может быть гражданин не мо­ложе 35 лет. И второе — так называемый «ценз оседлости» — постоянное проживание в России не менее десяти лет.

Согласно Конституции РФ одно и то же лицо не может за­нимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Это положение направлено на обеспечение реальной преемст­венности в целях периодического замещения должности Пре­зидента и направлено на упорядоченную передачу власти от одного Президента другому.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 91) Президент России обладает неприкосновенностью. Это означает, что личность главы Российского государства, его достоинство и правовой статус охраняются в особом, ус­тановленном законом порядке. Конституцией Российской Фе­дерации (ст. ст. 92, 93) установлен и особый порядок прекра­щения полномочий Президента России.

Согласно Конституции Российской Федерации существу­ют следующие основания прекращения полномочий Прези­дента России:

а) истечение сроков его пребывания в должности (6 лет).
Временем истечения срока является момент принесения при­сяги вновь избранным Президентом России;

б) досрочно в случае его отставки, т. е. в случае добро­
вольного сложения Президентом России своих полномочий в
силу каких-либо политических, личных или иных обстоя­тельств (причин);

в) досрочно в случае стойкой неспособности Президента
России по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие
ему полномочия. В соответствии с законодательством в этом
случае создается независимая медицинская комиссия, заключение которой является основанием для прекращения полно­мочий главы государства;

г) в случае отрешения Президента России от должности на основании его обвинения в государственной измене или со­вершении иного тяжкого преступления.

Порядок отрешения детально регулируется Конституцией Российской Федерации (ст. 93). Правом выдвигать обвинения в совершении вышеука­занных преступлений обладает нижняя палата парламента России — Государственная Дума. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента России должно быть принято двумя третями голосов от общего числа депутатов по инициативе не менее одной трети депутатов этой палаты и при наличии заключения специальной комиссии, об­разованной Государственной Думой. Кроме того, при выдви­жении обвинения необходимо соблюсти ряд условий: оно должно быть подтверждено заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента России признаков преступления, а также заключением Кон­ституционного Суда Российской Федерации о соблюдении ус­тановленного порядка выдвижения обвинения. Решение об отрешении Президента России от должности принимает верх­няя палата парламента — Совет Федерации большинством не менее двух третей от общего числа членов этой палаты. При этом решение Совета Федерации должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государ­ственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, то обвине­ние против Президента России считается отклоненным.

Конституция Российской Федерации (п. 3 ст. 92) устанав­ливает правило, что во всех случаях, когда Президент России не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно ис­полняет Председатель Правительства Российской Федерации. Выборы нового Президента России должны со­стояться не позднее трех месяцев с момента досрочного пре­кращения исполнения полномочий главой государства.

Президент Российской Федерации оказывает самое непо­средственное влияние на организацию деятельности исполни­тельной власти. Это проявляется прежде всего в его праве определять в соответствии с Конституцией Российской Феде­рации и федеральными законами основные направления внут­ренней и внешней политики государства. Кроме того, Прези­дент России активно участвует в определении персонального состава Правительства Российской Федерации и организации его работы. Так, согласно Конституции Российской Федера­ции Президент России назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации; принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации; по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Рос­сийской Федерации, федеральных министров и руководителей других федеральных органов исполнительной власти, подчи­ненных Президенту России; имеет право председательство­вать на заседаниях Правительства Российской Федерации; формирует Администрацию Президента России; назначает и освобождает своих полномочных представителей в субъектах Российской Федерации.

Президент Российской Федерации представляет Государ­ственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Россий­ской Федерации; представляет Совету Федерации кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации, а также вносит предложения об освобождении от должности Гене­рального прокурора Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст. 84 Конституции РФ Президент России назначает выборы Государственной Думы; распускает Государственную Думу в случаях и порядке, пре­дусмотренных Конституцией Российской Федерации; вносит законопроекты в Государственную Думу; подписывает и об­народует федеральные законы; назначает референдум в по­рядке, установленном федеральным конституционным зако­ном. Президент России обращается также к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Во взаимоотношениях с судебной властью Президент РФ должен руководствоваться тем, что суд независим и вмеши­ваться в его деятельность нельзя.

Президент России наделяется обширными полномочиями в сфере внешнеполитической деятельности Российского го­сударства. В соответствии с Конституцией Российской Фе­дерации (ст. 86) Президент России осуществляет руково­дство внешней политикой Российской Федерации; ведет переговоры и подписывает международные договоры Рос­сийской Федерации; подписывает ратифицированные грамо­ты (после ратификации международных договоров парла­ментом России); принимает верительные и отзывные грамоты аккредитируемых при нем дипломатических пред­ставителей иностранных государств и международных организаций; назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Рос­сийской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Президенту России присущ ряд полномочий, характерных для главы любого государства (ст. 89 Конституции РФ) в сфе­ре его личного статуса: решение вопросов гражданства Рос­сийской Федерации и предоставления политического убежи­ща; награждение государственными наградами Российской Федерации; присвоение почетных званий Российской Федера­ции; осуществление помилования.

Сущность полномочий Президента РФ в области органи­зации обороны страны определяется тем, что, получая власть от народа Российской Федерации, он обязан в соответствии с присягой (ст. 80, 82 Конституции РФ) принимать меры по ох­ране суверенитета России, ее независимости, безопасности и территориальной целостности государства. В связи с этим Президент России наделяется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и военным законодательством весьма обширными и ответственными полномочиями.

К числу военно-политических полномочий Президен­та РФ можно отнести определенные в Конституции РФ и Федеральном законе от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об оборо­не» полномочия по: утверждению и реализации различного рода доктринальных, концептуальных, программных доку­ментов, составляющих основу военной политики; формиро­ванию Совета Безопасности РФ и руководству его деятель­ностью; ведению переговоров и подписанию международных договоров Российской Федерации о совместной обороне, во­енном сотрудничестве и по вопросам коллективной безопас­ности и разоружению.

К числу военно-административных полномочий Прези­дента РФ можно отнести его полномочия по: назначению и освобождению высшего командования Вооруженных Сил Российской Федерации; утверждению нормативно-правовых актов, определяющих организацию и деятельность органов военного управления, дислокацию Вооруженных Сил Россий­ской Федерации и других войск, размещение военных объек­тов и объектов по ликвидации оружия массового поражения, ядерных отходов на территории Российской Федерации; изда­нию указов о призыве граждан Российской Федерации на во­енную службу; награждению военнослужащих государствен­ными наградами Российской Федерации, присвоению им почетных, высших воинских и специальных званий РФ.

Управление Вооруженными Силами Российской Федера­ции в условиях военного времени осуществляется главой Рос­сийского государства в соответствии с его военными полно­мочиями Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации.

К числу военных полномочий Президента РФ можно отне­сти его полномочия по: применению Вооруженных Сил Рос­сийской Федерации, ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения; участию главы Российского государ­ства в юридических процедурах объявления состояния войны и введения военного положения, и др.

Деятельность Президента Российского государства, как и всякого государственного органа, строится в определенных формах. По вопросам своей компетенции Президент России издает указы и распоряжения. Указы Президента России по своей юридической силе бывают нормативными (т.е. имею­щими общеобязательный характер и содержащими предписа­ния общего характера) и ненормативными, индивидуальными (т.е. распространяющими свое действие на конкретных субъ­ектов правоотношений и рассчитанными на одноразовое при­менение). К нормативным указам Президента России относит например, указ о введении чрезвычайного положения, а к «нормативным — о назначении руководителя того или иного министерства или ведомства.

Федеральное Собрание Российской Федерации. Конституция Российской Федерации (ст. 94) определяет, что парламент России — Федеральное Собрание — является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Это означает, во-первых, что Российский парламент состоит из представителей народа — депутатов. О представительном характере Федерального Собрания свидетельст­вует и его структура. Федеральное Собрание состоит из двух палат. Государственная Дума (нижняя палата) пред­ставляет интересы всего населения России и избирается в со­ставе 450 депутатов, работающих в ней на профессиональной постоянной основе. Совет Федерации (верхняя палата) пред­ставляет интересы субъектов Российской Федерации, каждый из которых представлен в нем двумя членами. Совет Федера­ции не избирается, а формируется. В него входят по два пред­ставителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти субъектов РФ.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью. Депутатом Государст­венной Думы может быть гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Государственная Дума из­бирается на 4 года. Срок полномочий Совета Федерации не определен. Совет Федерации и Государственная Дума обра­зуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ве­дения парламентские слушания.

Для совместной деятельности и выражения единой пози­ции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, депутаты образуют фракции и депутатские группы (депутат­ские объединения), которые обладают равными правами.

Закрепляя полномочия палат российского парламента Конституция Российской Федерации (ст. 102, 103) исходит из того, что Совет Федерации призван представлять интересы всех регионов страны, а Государственная Дума — политиче­ских партий, иных избирательных объединений, а также раз­личных групп населения.

В связи с этим к полномочиям Совета Федерации относят­ся: а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации. Следует иметь в виду, что такие из­менения могут осуществляться только с взаимного согласия субъектов Федерации (п. 3 ст. 67 Конституции РФ); б) ут­верждение указа Президента России о введении военного положения, принятого им в соответствии со ст. 87 Консти­туции РФ; в) утверждение указа Президента России о введе­нии им чрезвычайного положения в случаях, указанных в ст. 88 Конституции РФ; г) решение вопроса о возможности ис­пользования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами России; д) назначение выборов Президента Рос­сии как в связи с истечением срока полномочий, так и в слу­чаях их досрочного прекращения; е) отрешение Президента России от должности в порядке, предусмотренном Консти­туцией РФ (ст. 93); ж) назначение на должность судей Кон­ституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, назначение на должность и освобо­ждение от должности Генерального прокурора РФ (по пред­ставлению Президента России).

По всем перечисленным вопросам Совет Федерации большинством голосов от общего числа членов палаты при­нимает постановления.

К числу полномочий Государственной Думы Конституция Российской Федерации (ст. 103) относит: дачу согласия Пре­зиденту России на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; решение вопроса о доверии Прави­тельству Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального бан­ка Российской Федерации по представлению Президента Рос­сии; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соот­ветствии с федеральным конституционным законом; объяв­ление амнистии и выдвижение обвинения против Президента России для отрешения его от должности.

По всем названным вопросам Государственная Дума при­нимает постановления большинством голосов от общего чис­ла депутатов Государственной Думы.

Законодательный процесс. Право законодательной инициативы принадлежит Прези­денту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, де­путатам Государственной Думы, Правительству РФ, законо­дательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.

Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Те из них, которые связаны с введением или отменой налогов, осво­бождением от их уплаты, выпуском государственных займов, изменением финансовых обязательств государства, другие за­конопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены на обсужде­ние только при наличии заключения Правительства РФ.

Поступивший из Государственной Думы федеральный за­кон регистрируется в Совете Федерации и в срок, не превы­шающий 48 часов, вместе с сопровождающими его документами и материалами направляется всем членам Совета Феде, рации. Официальные отзывы Правительства РФ о рассматри­ваемых Советом Федерации федеральных законах подлежат оглашению или распространению на заседании комитета, комиссии Совета Федерации.

В соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательно­му рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; фи­нансового, валютного, кредитного, таможенного регулиро­вания, денежной эмиссии; ратификации и денонсации меж­дународных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.

Федеральный закон считается одобренным Советом Феде­рации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

Федеральный закон считается отклоненным, если за его одобрение не проголосовало необходимое число членов Сове­та Федерации. В постановлении Совета Федерации об откло­нении закона может содержаться перечень разделов, глав, ста­тей, а также частей и пунктов статей закона, по которым необходимо преодолеть разногласия между Советом Федера­ции и Государственной Думой, а также предложение о созда­нии согласительной комиссии.

Постановление Совета Федерации об отклонении приня­того Государственной Думой федерального закона вместе с федеральным законом, а также постановление Совета Федера­ции об одобрении принятого Государственной Думой феде­рального закона в пятидневный срок направляются в Государ­ственную Думу.

Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон вместе с текстом постановление Совета Федерации в пятидневный срок со дня принятия постановления направляется Председателем Совета Федера­ции Президенту РФ для подписания и официального опубли­кования.

Президент РФ в течение четырнадцати дней подписывает принятый федеральный закон и обнародует его. Если же в те­чение четырнадцати дней с момента поступления федерально­го закона он отклонит его, Государственная Дума и Совет Фе­дерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. При одобрении после повторно­го рассмотрения федерального закона в ранее принятой редакции большинством, не менее двух третей голосов от об­щего числа членов Совета Федерации и депутатов Государст­венной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Они считают­ся принятыми, если одобрены большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Го­сударственной Думы. Принятый федеральный конституцион­ный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписа­нию Президентом РФ и обнародованию.

Правительство Российской Федерации. В соответствии со ст. 110 Конституции РФ Правительст­во Российской Федерации осуществляет исполнительную власть в России.

Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, трех заместителей и федеральных министров.

Председатель Правительства Российской Федерации, в со­ответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и ука­зами Президента России, определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и органи­зует его работу. Он назначается Президентом России с согласия Государственной Думы в соответствии с правилами, преду­смотренными ст. 111 Конституции Российской Федерации.

Заместители Председателя Правительства Российской Фе­дерации и федеральные министры, другие руководители фе­деральных органов исполнительной власти, руководство дея­тельностью которых осуществляет Президент России, и их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом России по предложению Председате­ля Правительства Российской Федерации. Другие руководите­ли федеральных служб и агентств назначаются на должность Правительством Российской Федерации по представлению федеральных министров, осуществляющих координацию и контроль деятельности федеральных служб и агентств.

Правительство Российской Федерации прекращает свои полномочия в следующих установленных Конституцией Рос­сийской Федерации (ст. 116, 117) случаях: при вступлении в должность вновь избранного Президента России; при приня­тии Президентом России отставки Правительства Российской Федерации по инициативе последнего; при принятии Прези­дентом России решения об отставке Правительства Россий­ской Федерации по собственной инициативе.

Правительство Российской Федерации слагает свои полно­мочия перед вновь избранным Президентом России после всту­пления его в должность, т.е. после принесения им присяги.

Правительство Российской Федерации может прекратить свою деятельность в случае, если Государственная Дума выражает ему недоверие и Президент России соглашается с этим решением. В такой ситуации Президент России объявляет об отставке Правительства и предпринимает меры для (формирования его нового состава. В соответствии с Консти­туцией Российской Федерации (п. 3 ст. 117) Президент России вправе не согласиться с мнением Государственной Думы и Правительство Российской Федерации будет продолжать свою работу в прежнем составе. Однако, если Государствен­ная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент России обязан объявить об отставке Правительства Российской Фе­дерации либо распустить Государственную Думу.

Правительство Российской Федерации в соответствии с его общими полномочиями организует реализацию внутрен­ней и внешней политики Российской Федерации; обеспечива­ет государственную политику и поддержку в сферах образования, культуры и природопользования; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской федерации, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы; Правительство Россий­ской Федерации по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противо­речит Конституции Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Прези­дента Российской Федерации издает постановления и распо­ряжения, которые обязательны для исполнения на всей терри­тории России.

Постановления Правительства Российской Федерации, за­трагивающие права, свободы и обязанности человека и граж­данина, вступают в силу не ранее дня их официального опуб­ликования. Иные постановления Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания, если сами­ми постановлениями Правительства Российской Федерации не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.

К федеральным органам исполнительной власти, осущест­вляющим руководство соответствующими отраслями государ­ственной, хозяйственной и социально-культурной жизни России относятся федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Организация и порядок деятельности федеральных мини­стерств и иных федеральных органов исполнительной власти регулируются Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

Согласно этому указу, федеральное министерство являет­ся федеральным органом исполнительной власти, осуществ­ляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной акта­ми Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской федерации министр Российской Федерации (федеральный министр).

В соответствии с Указом имеется 16 министерств, среди которых: Министерство внутренних дел Российской Федера­ции; Министерство Российской Федерации по делам граждан­ской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации по­следствий стихийных бедствий; Министерство иностранных дел Российской Федерации; Министерство обороны Россий­ской Федерации; Министерство юстиции Российской Федера­ции; Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации; Министерство образования и науки Российской Федерации; Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации; Министерство при­родных ресурсов Российской Федерации; Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации; Ми­нистерство сельского хозяйства Российской Федерации; Ми­нистерство транспорта Российской Федерации; Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации; Министерство финансов Российской Федерации; Министерст­во экономического развития и торговли Российской Федера­ции; Министерство регионального развития Российской Фе­дерации.

Федеральная служба является федеральным органом ис­полнительной власти, осуществляющим функции по контро­лю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, обществен­ной безопасности. Возглавляет службу руководитель (дирек­тор) федеральной службы.

Согласно названному указу Президента Российской Феде­рации в структуру органов исполнительной власти входят следующие федеральные службы:

- Федеральная миграционная служба;

- Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству;

- Федеральная служба по оборонному заказу:

- Федеральная служба по техническому и экспортному контролю;

- Фе­кальная служба исполнения наказаний;

- Федеральная служба судебных приставов;

- Федеральная регистрационная служба;

- Служба внешней разведки Российской Федерации;

- Федераль­ная служба безопасности Российской Федерации; Федеральная служба по контролю за оборотом наркотических средств и пси­хотропных веществ;

- Федеральная служба по труду и занятости;

- Федеральная служба по атомному надзору;

- Федеральная нало­говая служба;

- Федеральная таможенная служба и др.

Федеральное агентство осуществляет в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом, право­применительные функции, за исключением функций по кон­тролю и надзору, агентство ведет реестры, регистры и кадаст­ры. В состав органов исполнительной власти входят такие агентства, как: Федеральное агентство специального строи­тельства; Федеральное агентство по здравоохранению и соци­альному развитию; Федеральное агентство по науке; Феде­ральное агентство по недропользованию; Управление делами Президента Российской Федерации; Федеральное космическое агентство; Федеральное дорожное агентство; Федеральное агентство связи; Федеральное агентство по государственным резервам и др.

Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Прави­тельства Российской Федерации.

Положения о федеральных органах исполнительной вла­сти, подведомственных Президенту Российской Федерации по вопросам, закрепленным за ним Конституцией Россий­ской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, утверждаются Президент Российской Федерации, а о других федеральных органах и исполнительной власти — Правительством Российской федерации.

 

Вслед за Всеобщей декларацией прав человека российская Конституция закрепила избирательное право как важнейшее политическое право граждан РФ (ч. 2 ст. 32). Согласно Консти­туции РФ, свободные выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления являются высшей формой реализации народного суверенитета и непосредственным выра­жением принадлежащей народу власти (ч. 3 ст. 3, ч. 1 ст. 32).

Термин «избирательное право» используется в двух значе­ниях — для обозначения института конституционного права и субъективного права граждан. Избирательное право как инсти­тут конституционного права представляет собой совокупность норм, регулирующих порядок избрания представительных ор­ганов и должностных лиц, а также порядок предоставления гражданам права участия в выборах.

Избирательное право граждан — конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправ­ления, а также право участвовать в иных избирательных дей­ствиях, предусмотренных законом (выдвижении кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выбо­ров, работой избирательных комиссий и др.). Различают актив­ное избирательное право (право граждан РФ избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления) и пассивное избирательное право (право граждан РФ быть избран­ными в органы государственной власти и органы местного са­моуправления).

Свободное волеизъявление граждан РФ на выборах и защи­та демократических принципов и норм избирательного права гарантируются Конституцией РФ и избирательным законода­тельством (Федеральным законом «Об основных гарантиях из­бирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12 июня 2002 г.; Федеральным законом «О выборах Президента РФ» от 10 января 2003 г.; Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 20 декабря 2002 г.; Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. и др.).

Основополагающими для избирательного права РФ являют­ся конституционные принципы всеобщности, равенства, пря­мого и тайного голосования.

Принцип всеобщности предполагает предоставление избира­тельного права гражданам, достигшим избирательного возрас­та. Гражданин РФ может избирать и быть избранным независи­мо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, иму­щественного положения, места жительства, отношения к рели­гии и других условий. Для гражданина РФ право избирать на­ступает по достижении гражданского совершеннолетия с 18 лет (ст. 60 Конституции РФ). Всеобщее избирательное право допус­кает некоторые ограничения. Избирательного права лишены граждане РФ, признанные судом недееспособными, и гражда­не, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ч. 3 ст. 32 Конституции РФ). Для пассивного избирательногоудом недееспособными, и гражда­не, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ч. 3 ст. 32 Конституции РФ). Для пассивного избирательного права устанавливаются возрастные цензы: 21 год — для избрания депутатов Государственной Думы, законодательных (пред­ставительных) органов государственной власти субъектов РФ, на выборах в органы местного самоуправления; 30 лет - на выборах главы исполнительной власти субъекта РФ; 35 лет для избрания на должность Президента РФ.

Равное избирательное право означает, что все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях, избирательные права российских граждан в равной мере охраняются законом, каждый избиратель в Российской Федерации имеет равное чис­ло голосов.

Прямое избирательное право предполагает, что избиратели голосуют на выборах непосредственно. Выборы в Российской Федерации проводятся на основе тайного голосования, что ис­ключает возможность контроля за волеизъявлением избирате­лей. Граждане Российской Федерации участвуют в выборах сво­бодно и добровольно. Не допускается любое воздействие на граж­данина с целью принуждения его к участию или неучастию в выборах. Гражданам РФ, проживающим за ее пределами, га­рантируется вся полнота избирательных прав.

Выборы в РФ проводятся при участии политических партий. Реализация избирательных прав граждан обеспечивается рядом гарантий, т. е. условий, правил и процедур, установлен­ных Конституцией РФ и избирательным законодательством. К их числу следует отнести: обязательность и периодичность выборов; государственную защиту демократических принципов и норм избирательного права; регистрацию избирателей; глас­ность в деятельности избирательных комиссий, а также при оп­ределении результатов выборов.

Законодательство о выборах предусматривает уголовную и административную ответственность за нарушение избиратель­ных прав граждан.

Избирательная система представляет собой совокупность установленных законом принципов и методов определения ре­зультатов голосования. В Российской Федерации избиратель­ная система включает совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих порядок выборов Президента РФ, депута­тов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, поря­док выборов в иные федеральные государственные органы, в органы государственной власти субъектов РФ, а также в орга­ны местного самоуправления.

В Российской Федерации применяется смешанная избира­тельная система, сочетающая элементы мажоритарной и про­порциональной избирательных систем. Так, по этой системе половина депутатов Государственной Думы (225) избирается по одномандатным избирательным округам, подсчет голосов про­изводится по мажоритарной системе (т. е. избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей дан­ного округа); другая половина депутатов (225) избирается по федеральным спискам кандидатов от избирательных объедине­ний на основе пропорционального представительства (т. е. де­путатские мандаты распределяются между партиями пропор­ционально числу поданных за них голосов избирателей). Для определения результатов голосования на выборах Президента РФ используется мажоритарная система относительного боль­шинства, т. е. избранным считается кандидат, получивший бо­лее половины голосов избирателей, принявших участие в голо­совании.