Структура государства

Деятельность государства по осуществлению своих функций протекает в определенных правовых формах, каковыми явля­ются правотворчество, исполнительно-распорядительная и пра­воохранительная деятельность. А они в свою очередь связаны с таким понятием, как структура, или механизм, государства. Без него нет и государства. Механизм раскрывает материаль­ную субстанцию государства как элементов различного свой­ства: регулирующих, охранительных, карательных и обосновы­вает сущность государства второго порядка.

Механизм государства— это система государственных институтов и организаций.

Сущность государства определяет его механизм. Это связь причины и следствия, опосредованная влиянием формы госу­дарства. Именно в механизме воплощается материальная сила власти. Государственный механизм существует в определенной форме, обеспечивающей реальность его силы.

Механизм государства испытывает влияние со стороны об­щества в лице его экономических и политических структур. Сюда же надо добавить цели, задачи и функции государства, всоот­ветствии скоторыми создается государственный механизм и вносятся необходимые изменения.

Основными чертами механизма государства являются:

а) иерархическая соподчиненность друг с другом образую­щих его государственных образований;

б) наличие определенных полномочий укаждого государ­ственного образования;

в) вооруженность организационными и материальными сред­ствами.

Структуру, или механизм, государства составляют государ­ственный аппарат, государственные учреждения и государствен­ные предприятия.

Государственный аппарат — это совокупность государствен­ных органов, которые наделены властными полномочиями.

Государственные учреждения — это государственные инсти­туты и организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению функций государ­ства в различных сферах: экономической, социальной, куль­турной и т. п.

Государственные предприятия представляют собой органи­зации, созданные для осуществления хозяйственной деятельно­сти в целях производства продукции, либо обеспечения, выпол­нения различных работ и оказания услуг для удовлетворения потребностей общества, частных лиц, извлечения прибыли.

Центральное место в механизме государства принадлежит государственному аппарату. Он осуществляет государственную власть, и на его структуру и принципы формирования влияют экономические, политические, социокультурные, исторические факторы.

Структура государственного аппарата обычно представляет­ся тремя основными блоками органов:

а) органы законодательной власти;

б) органы исполнительной власти;

в) судебные и правоохранительные органы.

Государственный орган — это относительно самостоятельная, структурно обособленная часть государственного аппарата, на­деленная соответствующей компетенцией и опирающаяся в про­цессе реализации своих функций на организационную матери­альную и принудительную силу государства.

Государственный орган формируется по воле государства и от его имени осуществляет свои функции. Он выполняет строго определенные, установленные в законодательном порядке виды деятельности. Его организационная структура, компетенция, территориальный масштаб деятельности, специальное положе­ние, определяющее его место и роль в государственном аппара­те, а также порядок его взаимоотношений с другими государ­ственными органами являются юридически закрепленными. Го­сударственный орган обычно наделен определенными матери­альными средствами и полномочиями государственно-властно­го характера, состоящими в праве издавать правовые акты и обеспечивать их реализацию.

Таким образом, государственный орган — это социальный институт, представляющий собой совокупность лиц, снабжен­ных определенными материальными средствами и осуществля­ющих конкретную социальную функцию. По своему содержа­нию государственный орган как институт — это определенная система целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях.

В условиях развитых демократических государств организа­ция и деятельность государственных органов и всего государ­ственного аппарата строятся в соответствии с принципами за­конности, подотчетности, сочетания коллегиальности и едино­началия, гласности и демократизма.

Все органы государства подразделяются на органы главы государства, органы законодательной власти, органы исполни­тельной власти, судебные и правоохранительные органы.

Орган главы государства существует при всех формах прав­ления. В монархических государствах это наследственный монарх, в республиках — выборный президент. Государство испы­тывает потребность в существовании должностного лица, обес­печивающего порядок, устойчивость и преемственность меха­низма власти, а также высшее представительство в междуна­родных отношениях. Это и есть глава государства.

Конкретно положение главы государства и его фактическая роль в жизни страны определяются в каждой стране в зависи­мости от политических условий и исторических традиций.

Верховным законодательным органом государства являет­ся парламент. Парламенты в большинстве стран мира состоят из нижней и верхней палат. Однопалатные парламенты существуют в неболь­ших странах (Дания, Финляндия). Верхняя палата нередко слу­жит своеобразным противовесом обычно более демократичной нижней палате.

Органом исполнительной власти является правительство, которое непосредственно управляет страной. Правительство обычно состоит из главы правительства (премьер-министра, пред­седателя совета или кабинета министров, первого министра, канцлера и т. д.), его заместителей и членов правительства, ко­торые возглавляют отдельные центральные ведомства государ­ственного управления (министерства, департаменты) и имену­ются министрами, секретарями, статс-секретарями.

Правительства бывают однопартийные и коалиционные. В первом случае в них входят представители одной партии, во втором — двух или нескольких.

Судебные органы образуют довольно сложную систему, со­стоящую из гражданских, уголовных, административных, транс­портных и иных судов. Как правило, возглавляют эту систему верховные и конституционные суды. Судебные органы реализу­ют правосудие посредством регулируемого процессуальным пра­вом судопроизводства. В странах, где существует судебный пре­цедент, они участвуют в правотворчестве.

В аппарате каждого государства есть система органов, осу­ществляющих правоохранительную деятельность. В самом об­щем виде под правоохранительной деятельностью понимается функция государства и одновременно форма осуществления функций государства, содержание которых составляют охрана и защита от нарушений, контроль за соблюдением правовых предписаний всеми адресатами. При этом выделяется специа­лизированная деятельность по правовой охране общественных отношений и органы, ее осуществляющие, так как любой орган государства решает те или иные вопросы права путем издания и исполнения правовых актов.

В систему специализированных правоохранительных орга­нов принято включать наряду с судами органы юстиции, нота­риата, ЗАГСа, внутренних дел, прокуратуры, государственной безопасности, внешней разведки, раскрытия и расследования преступлений, налоговой инспекции и адвокатуру. Они имеют общие функции: а) обеспечение безопасности личности, обще­ства и государства; б) защиты и охраны прав, свобод и закон­ных интересов личности; в) создание условий для осуществле­ния личностью своих прав и обязанностей; г) охраны и защиты политической, экономической, социальной и духовно-культур­ной основ общества. Их отличают властные полномочия (кроме адвокатуры), правовая опосредованность и другие свойства. Именно через эти органы государство использует свое исключи­тельное право применения насилия. И в то же время именно эти органы оказывают населению правовые услуги.