Сущность государства и его функции

В истории политической мысли государство понималось и определялось различным образом. В современной научной литературе существуют разные подходы к его пониманию.

Теологический подход рассматривает государство как богоустановленное явление. Этот подход безраздельно господство­вал в средних веках.

Юридический подходк государству заключается в том, что государство рассматривается как юридическое лицо, юридичес­кая персонификация нации, как воплощение права и, несмотря на то, что оно издает или санкционирует право, оно должно в своих действиях быть связано справом.

Классический подход рассматривает государство как сово­купность трех элементов: власти, территории и населения, ибо государство действует на определенной территории, оно - ору­дие политической власти, власть его распространяется на все население.

Социологический подход представлен многими школами и течениями (марксистскими и немарксистскими). С точки зре­ния марксизма государство рассматривается как классовый ин­ститут, орган диктатуры определенного класса. Диктатура про­летариата, выполнив задачи преобразования общества, перера­стает в общенародное государство, а оно в свою очередь заменя­ется безгосударственным коммунистическим самоуправлением.

Немарксистские социологические школы рассматривают го­сударство в качестве арбитра в отношениях между социальны­ми слоями, партиями, движениями.

Современный подход основывается на общечеловеческой, общесоциальной природе государства.Сущность государства видится в его способности объединять все общество, является средством достижения социального согласия и компромисса. Следует отметить, что классовое и общесоциальное начала не исключают друг друга. Правящие классы выражают волю тех социальных сил, которые они представляют, асдругой сторо­ны, современное государство привержено общечеловеческим иде­алам и использует демократические средства управления обще­ством. Классовое и общесоциальное начала сочетаются в раз­ных вариантах: вдемократическом государстве доминирует об­щесоциальное начало, втоталитарном государстве - классовое.

В современной юридической литературе понятие государства определяется чаще всего через его признаки.

К важнейшим, определяющим признакамгосударства при­нято относить:

1. Наличие публичной и политической власти, распола­гающей специальным аппаратом управления и принуждения.Государственная власть осуществляется органами, образующи­ми государственный аппарат, который:

а) осуществляет управ­ление обществом,

б) обладает властными полномочиями,

в) имеет право принимать общеобязательные для исполнения акты,

г) состоит из особого слоя людей, для которых работа в государ­ственном органе является профессией.

Государство располагает специальными учреждениями - армией, судом, полицией, тюрь­мами, которые обладают правом легального применения при­нуждения по отношению ктем, кто не подчинится предписани­ям государственной власти.

2. Территориальная организация населениянеизбежно влечет за собой административно-территориальное деление и очерчивает пределы осуществления государственной власти.

3. Государственныйсуверенитет является одним из основ­ных признаков государства. Он означает верховенство государ­ственной власти внутри страны и независимость государства во взаимоотношениях с другими государствами.

4. Всеобъемлющий общеобязательный характер актов государстваозначает исключительные полномочия государства осуществлять правотворчество. Только государство может уста­новить правовой порядок в обществе и принуждать его к испол­нению.

5. Государственная казнасоставляет один из ключевых признаков государства. Это понятие включает в себя: налоги, обязательные платежи, государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги — все это важнейшие источники доходов государства, необходимые для поддержания жизнедеятельности общества.

С учетом перечисленных признаков государство можно оп­ределить как властно-политическую организацию общества, обладающую государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, устанавливающую правовой порядок на определенной территории.

Научное познание государства обязательно предполагает рас­смотрение его функций.

Функции государства -это основные направления внут­ренней и внешней деятельности государства, в которых вы­ражаются и конкретизируются его классовая и общечелове­ческая сущность и социальное назначение.Они вытекают из природы, из нужд самого общества и обретают характер госу­дарственных функций. Существенными признаками государства являются их непосредственная связь с сущностью и социальным назначением государства. Важнейшими общесоциальными функ­циями государства являются обеспечение национальной безо­пасности, ликвидация последствий стихийных бедствий и эко­логических катастроф, реализация социальных программ под­держки здравоохранения, социального обеспечения нетрудо­способных, защита прав и свобод граждан.

Функции государства не следует отождествлять с функция­ми его отдельных органов или же государственных организаций, так как по сравнению с функциями государства они обла­дают относительно узким, локальным характером и распрост­раняются не на всю деятельность государства, а лишь на от­дельные его части.

Функции государства можно классифицировать по многим основаниям. Их подразделяют в зависимости от продолжитель­ности действия на постоянные (действующие на всех этапах развития государства) и временные. По значению в обществен­ной жизни функции можно подразделить на основные и не­основные, по формам их реализации — на правотворческие, пра­воохранительные, правоприменительные.

Наиболее распространенным является подразделение функ­ций на внутренние и внешние.

Внутренние функции — это основные направления деятель­ности государства по управлению внутренней жизнью страны. Они очень разнообразны ипрактически охватывают все сферы жизни общества игосударства: экономическую, социальную, по­литическую, экологическую и др.

Экономическая функциягосударства представляет собой выработку долгосрочной государственной программы по разви­тию экономики. Главными в этой программе являются финан­совая, инвестиционная, налоговая и другие политики. Государ­ство обеспечивает правовую базу в области государственного кредита, финансового субсидирования, налогообложения. В от­ношении особо важных отраслей экономики (энергетика, атом­ная, оборонная промышленность, космонавтика) государство, как правило, осуществляет непосредственное управление, вы­ступая в качестве собственника или же основного держателя акций.

Политическая функцияв современном демократическом государстве предполагает, прежде всего, обеспечение народо­властия, формирование органов власти, реализацию волеизъяв­ления народа вформе правотворчества, обеспечение государ­ственного суверенитета, формирование условий для самоорга­низации исамоуправления народа, формирование демократи­ческого гражданского общества, защиту конституционного строя. Деятельность государства в политической сфере сложна, много­гранна и по существу является ключевой, так как она создает условия для эффективного выполнения других функций.

Социальная функцияопределяется задачами государства в социальной сфере: обеспечение общественного благополучия, социальная защита малообеспеченных граждан, поддержка здра­воохранения, образования, культуры.

Функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядкаозначает деятельность государства, направленную на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей цен­ностью». В современном государстве особое внимание уделяет­ся и правоохранительной деятельности, ибо ее эффективность — один из главных критериев оценки компетентности и состоя­тельности правительства и правящей политической элиты.

Экологическая или природоохранительная функцияста­новится все более актуальной в условиях ухудшения экологи­ческой обстановки. Государство устанавливает правовой режим природопользования, определяет экологические требования, ус­ловия и порядок использования природных ресурсов, сохране­ния, восстановления и улучшения качества природной сферы.

Функция налогообложения и финансового контроляпред­полагает использование налогов в качестве инструмента эконо­мической и социальной политики. С помощью налогов государ­ство покрывает расходы на содержание государственного аппа­рата, перераспределяет доходы среди различных групп и слоев населения, обеспечивает развитие страны. Основной задачей финансового контроля является проверка финансовых обяза­тельств перед государством, предупреждение и устранение на­рушений финансовой дисциплины.

Внешние функции государства — это основные направления деятельности на международной арене. Это функции интегра­ции государства в мировую экономику на основе равенства и взаимовыгодного сотрудничества, функции обороны страны, отвечающие требованиям национальной безопасности, функции поддержания мирового порядка, предотвращения войны, функ­ции разоружения, сокращения химического и ядерного оружия, функции сотрудничества с другими государствами в различных сферах, поиск взаимоприемлемых решений, проблем, затраги­вающих интересы каждого народа и человечества в целом.