Экологическое право и его роль в жизни общества

Система органов государственной власти в Российской Федерации

 

Известно, что государственная власть материализуется через органы государственной власти – организованную часть государственного механизма, наделенную властными полномочиями, определенной компетенцией и необходимыми средствами для осуществления задач, стоящих перед государством на конкретном участке государственного руководства обществом. Их система, порядок формирования, компетенция, процесс взаимодействия обусловливаются особенностями формы государства.

Орган государственной власти отличает ряд признаков, которые в своей совокупности позволяют отнести какой-либо орган к разряду государственно-властных. Так, орган государственной власти создается и действует от имени государства на основе законов и других нормативных правовых актов, выполняет свойственные только ему задачи и функции; обладает собственной компетенцией, выражающейся в принятии нормативных правовых актов.

Отметим, что не все государственные органы являются органами государственной власти. Например, прокуратура РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Администрация Президента РФ, Центральная избирательная комиссия относятся к государственным органам, но властными полномочиями не наделены.

Государственные органы могут классифицироваться по различным основаниям. Так, по порядку формирования государственные органы делятся на избираемые (например, Государственная Дума, порядок выборов депутатов которой определен Федеральным законом от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изм. и доп. от 20 декабря 2002 г., 23 июня 2003 г.)); назначаемые (например, Правительство РФ, порядок назначения членов которого определен ч. 2 ст. 112 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» (с изм. и доп. от 31 декабря 1997 г.)); формируемые (например, Совет Федерации, порядок формирования которого определен ч. 2 ст. 95 Конституции РФ и Федеральным законом от 5 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»).

По функциональному признаку органы государственной власти делятся на законодательные (например, Государственная Дума, Совет Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ); исполнительные (например, Правительство РФ, исполнительные органы государственной власти субъектов РФ); судебные (например, Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ).

Различаются государственные органы и по территориальной юрисдикции: федеральные (например, Президент РФ, Правительство РФ); субъектов Федерации (например, правительство, глава администрации (высшее должностное лицо) конкретного субъекта РФ); местные государственные органы (например, городской, районный суд).

По способу принятия решения государственные органы могут быть разделены на коллегиальные, т.е. принимающие решения посредством голосования (например, Государственная Дума, Правительство РФ) и единоначальные (например, Президент РФ, президент республики в составе РФ).

Государственные органы отличаются также по сроку полномочий: с определенном сроком полномочий (например, Президент РФ - 4 года, Уполномоченный по правам человека в РФ - 5 лет); с неопределенным сроком полномочий (например, федеральные суды общей юрисдикции); с опосредованным сроком полномочий (например, Правительство РФ, члены Совета Федерации).

Существуют и иные основания для классификации государственных органов (по компетенции, по численному составу, по нормативному правовому акту, их учреждающему и т.п.). Все они позволяют охарактеризовать государственные органы в их различных ипостасях.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что органы государственной власти являются механизмом осуществления народом своей власти (ч. 2 ст. 3), а присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону (ч. 4 ст. 3). Организация и деятельность государственных органов осуществляется на основе ряда принципов. В числе конституционных - принцип разделения властей, согласно которому единая государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а органы названных ветвей власти самостоятельны (ст. 10); принцип разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными и субъектов Федерации государственными органами (ч. 3 ст. 5, ч. 3 ст. 11); принцип сдержек и противовесов, выводимый из содержания федеральной Конституции и проявляющийся в законном взаимопроникновении органов различных ветвей государственной власти в компетенцию друг друга; принцип законности, согласно которому органы государственной власти обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15, ч. 3 ст. 90, ч. 3 ст. 115 Конституции РФ).

Согласно ч. 1 ст. 11 Конституции РФ, государственную власть в нашей стране осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. Конституционным характеристикам правового положения названных органов посвящены соответствующие главы базового закона нашей страны.

Конституционно-правовой статус Президента РФ определен преимущественно главой 4 Конституции РФ. Федерального закона о главе государства в России нет.

Согласно Конституции РФ, Президент является главой государства, представляя Россию внутри страны и за ее предела- -ми и выступая гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент РФ не входит непосредственно ни в одну из ветвей власти, но тесно с ними взаимодействует, обеспечивая согласованное функционирование органов государственной власти.

В Конституции РФ установлено, что Президент РФ избирается на 4 года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом РФ может быть избран российский гражданин не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Конкретизация данного конституционного подхода осуществлена Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

Избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших учас- ,| тие в голосовании. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования.

На тридцатый день со дня официального объявления о результатах выборов Президента осуществляется предусмотренная Конституцией процедура его вступления в должность (инаугурация). Она заключается в принесении Президентом РФ присяги в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ. Текст присяги установлен в ст. 82 Конституции РФ.

Конституционные ограничения, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд (ч. 3 ст. 81), возможность отрешения его от должности (ст. 93), а также признание нормативных актов Президента РФ неконституционными (п. «а» ч. 2 ст. 125) выступают гарантиями от превращения Президента РФ в авторитарного правителя.

Полномочия Президента РФ сформулированы не только в главе 4 Конституции, но и в других главах, посвященных Федеральному Собранию (глава 5), Правительству (глава 6), судебной власти (глава 7), что обусловлено особым местом главы государства в системе органов государственной власти. Реализация полномочий требует особых гарантий. В соответствии со ст. 91 Конституции РФ Президент обладает неприкосновенностью.

Полномочия главы государства могут быть сгруппированы, что позволяет четче проанализировать их. Так, Президент имеет полномочия, связанные с формированием федеральных органов государственной власти. Например, он назначает выборы депутатов Государственной Думы (п. «а» ст. 84 Конституции РФ); назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ (п. «а» ст. 83); назначает по предложению Председателя Правительства его заместителей и федеральных министров (п. «д» ст. 83); представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов, Генерального прокурора, назначает судей других федеральных судов (п. «е» ст. 83).

Президент имеет полномочия в сфере законодательной власти, что выражается, например, в подписании и обнародовании федеральных законов (п. «д» ст. 84), в обладании правом отлагательного вето (ч. 3 ст. 107); во внесении законопроектов в Государственную Думу (п. «г» ст. 84), предложений о поправках и пересмотре Конституции РФ (ст. 134).

Большой объем полномочий закреплен за Президентом РФ в сфере, связанной с деятельностью исполнительной власти. В частности, глава государства вправе председательствовать на заседаниях Правительства (п. «б» ст. 83), принимать решения об от-* ставке Правительства (ч. 2 ст. 117). Он вправе отменить постановления и распоряжения Правительства (ч. 3 ст. 115), а также : приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ (ч. 2 ст. 85). Президент РФ назначает на должность и освобождает от должности своих полномочных представителей (п. «к» ст. 83). Указами главы государства назначены, например, полномочные представители Президента РФ в Конституционном Суде (Указ Президента РФ от 31 декабря 1996 г. «Об обеспечении деятельности полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации» (с изм. и доп. от 30 июня 1997 г., 12 февраля, 7 августа 1998 г., 30 января 1999 г., 1 сентября 2000 г.)), в палатах парламента (Указ Президента РФ от 10 февраля 1996 г. № 169 «О полномочных представителях Президента Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации», в федеральных округах (Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» (с изм. и доп. от 21 июня, 9 сентября 2000 г., 30 января 2001 г., 6 апреля 2004 г.)).

Последний институт в названном варианте предназначен для обеспечения единства государственной власти, единства правового пространства, единства правового статуса человека и гражданина на всей территории России.

Как глава государства Президент обладает широкими полномочиями во внешнеполитической и военной областях. Он определяет основные направления внешней политики, ведет переговоры и подписывает международные договоры, утверждает военную доктрину России и является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России.

Президент РФ в соответствии с Федеральным конституционным законом от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации» вправе назначать всероссийский референдум.

К полномочиям Президента РФ как главы государства отнесено решение вопросов гражданства, предоставление политического убежища, награждение государственными наградами, присвоение почетных званий, высших воинских и высших специальных званий Российской Федерации, осуществление помилования. Он обладает и другими полномочиями, издавая указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории России (ст. 90 Конституции РФ).

К органам государственной власти относится также Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации (ст. 94) – представительный и законодательный орган.

Согласно Конституции РФ (ст. 95), Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок формирования Совета Федерации определен ч. 2 ст. 95 и Федеральным законом от 5 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

Палаты Федерального Собрания самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией РФ, которая ст. 100 предусматривает, что палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств.

Согласно ст. 102 Конституции РФ, к ведению Совета Федерации относятся утверждение изменения границ между субъектами Федерации, утверждение указа Президента о введении военного и чрезвычайного положения; решение вопросов о возможности использования Вооруженных Сил России за пределами ее территории; назначение выборов Президента РФ; назначение на должность судей Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ.

Государственная Дума – избираемый государственный орган, порядок избрания ее 450 депутатов установлен Федеральным

законом от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изм. и доп. от 20 декабря 2002 г., 23 июня,2003 г.). Депутатом Государственной Думы может быть избран российский гражданин, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Выборы депутатов Государственной Думы проводятся по мажоритарной системе по одномандатным избирательным округам и пропорциональной системе по общефедеральному избирательному округу.

Согласно ст. 103 Конституции РФ, к ведению Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в РФ; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

В соответствии со ст. 105 Конституции РФ Государственной Думой принимаются федеральные законы РФ и одобряются федеральные конституционные законы (ст. 108).

Внутреннее строение палат парламента предполагает председателя палаты, его заместителей, совет палаты, формирование комитетов и комиссий, что определено ст. 101 Конституции РФ, а также их регламентами. Комитеты палат по вопросам, отнесенным к их ведению, осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов; организуют проводимые палатами парламентские слушания, решают вопросы организации своей деятельности; осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной Думой федеральным законам.

В соответствии со ст. 101 Конституции РФ Совет Федерации и Государственная Дума по вопросам своего ведения проводят парламентские слушания. Организация и проведение парламентских слушаний возлагаются на соответствующие комитеты палаты.

Правовыми формами реализации полномочий Федерального Собрания РФ являются принимаемые им нормативные право- ' вые акты. Принятие законов – основное направление деятельности парламента Российской Федерации.

Основы законодательного процесса урегулированы ст.ст. 104– 108 Конституции РФ. Участниками данного процесса являются субъекты права законодательной инициативы, Федеральное Собрание и Президент РФ. В ряде случаев для принятия федерального закона требуется заключение Правительства РФ (ч. 3 ст. 104 Конституции РФ). Законодательная процедура в палатах Федерального Собрания урегулирована их регламентами.

Согласно ч. 2 ст. 102 и ч. 2 ст. 103 Конституций РФ, актами Совета Федерации и Государственной Думы являются постановления, которые могут приниматься только по вопросам, отнесенным к их ведению. Например, постановлением Совета Федерации назначаются выборы Президента РФ; утверждаются указы главы государства по введению чрезвычайного (п. «в» ст. 102; Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении») и военного положения (п. «б» ст. 102; Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. «О военном положении») и др.

Исполнительную власть в России, согласно Конституции РФ, осуществляет Правительство РФ (ст. 110). Положение Правительства как органа федеральной исполнительной власти России обеспечивается его полномочиями, закрепленными в Конституции РФ и Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997г. «О Правительстве Российской Федерации» (сизм. и доп. от 31 декабря 1997 г.).

Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в РФ, обеспечивает в соответствии с Конституцией осуществление полномочий федеральной исполнительной власти на всей территории России. Оно направляет работу федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, организует исполнение федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров России, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В состав федерального Правительства входят Председатель Правительства, заместители Председателя Правительства и федеральные министры (ч. 2 ст. 110). Председатель Правительства РФ назначается главой государства с согласия Государственной Думы (ч. 1 ст. 111).

Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу (ст. 113). В случае временного отсутствия Председателя Правительства его обязанности исполняет один из его заместителей. Правительство РФ действует в пределах срока полномочий

• главы государства и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ (ст. 116). Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом (ч. 1 ст. 117). В свою очередь, Президент сам может принять решение об отставке Правительства. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству. В таком взаимовлиянии проявляется принцип сдержек и противовесов.

Полномочия Правительства РФ связаны с различными сферами жизнедеятельности общества. Так, в области экономики Правительство осуществляет регулирование экономических процессов; в сфере бюджета и финансов Правительство разрабатывает и обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение и т.д.; в социальной сфере Правительство РФ принимает меры к реализации трудовых прав граждан; обеспечивает проведение единой социальной политики; в ^области науки, культуры и образования федеральное Правительство разрабатывает и осуществляет политику государственной ^поддержки развития науки, культуры, образования; в области

• .природопользования и охраны окружающей среды Правительство РФ организует деятельность по рациональному использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов; в области -укрепления законности и правопорядка Правительство участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод Граждан, охране собственности; в области обороны и государственной безопасности Правительство осуществляет меры по обеспечению обороны страны и др.

Правительство обладает правом законодательной инициативы. В качестве законотворческой прерогативы Правительства РФ установлена подготовка им законопроекта о федеральном бюджете. Полномочия Правительства России реализуются посредством его актов – постановлений и распоряжений, которые издаются на основании и во исполнении Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов главы государства. Правительство РФ обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации.

К органам государственной власти относятся суды, призванные осуществлять правосудие. Правосудие представляет собой вид государственно-властной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. Правосудие отличается рядом специфических признаков, состоящих в том, что оно осуществляется от имени государства специальными государственными органами – судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной законом процессуальной форме.

Вопросам организации судебной власти в РФ посвящена глава 7 Конституции РФ. Одним из важнейших принципов правосудия в РФ является осуществление правосудия только судом (ст. 118 Конституции РФ). Это означает, что в России нет и не может быть никаких иных, кроме судов, государственных или других органов, которые располагали бы правом рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и другие дела.

Принцип осуществления правосудия только судом – важнейшая гарантия обеспечения законности, охраны прав и законных интересов граждан и организаций. Он находит свое выражение и в установлении в Конституции РФ (ст. 118) рамок осуществления судебной власти, реализующейся посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, а также рамок судебной системы Российской Федерации, которая установлена Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» (с изм. и доп. от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г.).

Носителями судебной власти в России являются прежде всего судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Согласно федеральной Конституции (ст. 119), судьями могут быть российские граждане, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 120 Конституции РФ). Судьи несменяемы (ст. 121), что является существенной гарантией независимости судьи, а также неприкосновенны (ст. 122).

Конституционный Суд РФ, согласно ст. 125 Конституции РФ и Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изм. и доп. от 8 февраля, 15 декабря 2001 г,), разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, палат парламента, Правительства РФ; конституций республик; уставов, законов субъектов РФ; договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между субъектами РФ; не вступивших в силу международных договоров РФ. Конституционный Суд осуществляет толкование Конституции РФ. Полномочия Конституционного Суда РФ реализуются посредством принятия актов – по- . становлений, определений и заключений.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснение по вопросам судебной практики. К компетенции Верховного Суда отнесено рассмотрение дел в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

В области арбитражного правосудия функционируют Высший Арбитражный Суд РФ и соответствующие арбитражные суды, что предусмотрено ст. 127 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (с изм. от 4 июля 2003 г., 25 марта 2004 г.). Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Прокуратура российской Федерации - централизованная система государственных органов, призванных обнаруживать и принимать меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы они ни исходили (законодательной, исполнительной, судебной власти). Без соблюдения законности не может быть сильной, эффективно выполняющей свои задачи государственной власти.

Статус прокуратуры РФ регулируется ст. 129 Конституции РФ и Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп. от 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29 декабря 2001 г., 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003 г.).

Прокуратура осуществляет надзорные (надзор за исполнением законов федеральными министерствами и государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; надзор за исполнением законов судебными приставами) и ненадзорные (уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; участвует в рассмотрении дел судами, представляя интересы государства и поддерживая государственное обвинение) функции.

Систему органов прокуратуры составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

В соответствии с ч. 2 ст. 129 Конституции РФ Генеральный , прокурор Российской Федерации назначается на должность сроком на 5 лет и освобождается от должности Советом Федерации ;,по представлению Президента РФ. Если предложенная Президентом кандидатура на должность Генерального прокурора не получит требуемого большинства голосов, то Президент в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру. В Генеральной прокуратуре образуется на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора - Главным военным прокурором.

Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами власти субъектов Федерации, определяемыми самими этими субъектами. Эти прокуроры подчиняются непосредственно Генеральному прокурору РФ, ему подотчетны и могут быть освобождены им от занимаемой должности.

Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

Поскольку Россия является федерацией, то Конституцией РФ установлено, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ч. 1 ст. 77). Федеральный закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» называет следующие: государственная и территориальная целостность РФ; распространение суверенитета РФ на всю ее территорию; верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории страны; единство системы государственной власти; разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации; самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Федерации принадлежащих им полномочий; самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

 

 

Конференция ООН 1992 года в Рио-де-Жанейро пришла к главному выводу: «Экономическое развитие в отрыве от экологии ведет к превращению планеты в пустыню. Сосредоточение внимания на проблемах окружающей среды приведет к нищете. Новая модель развития должна создать больше экономических и экологических интересов». Значит, если человечество хочет выжить, оно должно отказаться от потребительского отношения к природе. Оно должно реализовывать политику ресурсосбережения, а не бездарное ресурсопотребление ради охраны своего жизненного пространства – природы Земли.

Природапонимается двояко: и как экосистема планеты Земля (представляет собой постоянно развивающийся комплекс, образованный всеми живыми организмами и средой их обитания (ноосфера), в которой как в объективной реальности, существующей вне (независимо) сознания человека, происходят процессы обмена веществ и энергии); и как естественная среда обитания человека, которая выполняет экономическую (источник удовлетворения материальных потребностей человека), экологическую (обеспечивающую необходимый биологический режим жизни на планете), нравственную (обеспечивающую психологическое равновесие, душевные потребности человека) функции.

Экология– постоянно развивающаяся наука о наиболее важных, естественных процессах на планете Земля с точки зрения развития человечества как биологического вида в условиях естественного планетарного развития и искусственных изменений, вызванных деятельностью человека во всех земных сферах (суша, вода, атмосфера). Это обусловливает необходимость упорядочивания вновь возникающих, или получающих новое качество экологических общественных отношений.

Современное экологическое право России относится к динамично развивающимся отраслям российского права. Основное назначение экологического права – обеспечение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, получение достоверной информации о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ).

Сохранение среды обитания человека имеет жизненно важное значение для настоящего и будущих поколений. Поэтому обязанность охраны природы и окружающей среды, бережного отношения к природным богатствам отнесена к разряду основных, конституционных. Закрепление данной обязанности на самом высоком правовом уровне одновременно выступает гарантией конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, которое является основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ.

Важную роль играет право на достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды, поскольку такая информация позволит гражданам принять своевременные меры по защите своей жизни, здоровья, имущества от неблагоприятных воздействий природных явлений, природных и техногенных катастроф. Граждане и их общественные объединения вправе требовать от органов государственной власти, органов местного самоуправления, гидрометеорологических и других органов, предприятий, учреждений, организаций предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране.

Принимая во внимание объективное состояние природной среды в России, можно утверждать, что развитие экологического права как самостоятельной отрасли в нашей стране приобретает все большее значение. По данным санитарно-эпидемиологической службы Минздрава РФ, из 148 млн российских граждан 109 млн проживают в неблагоприятных экологических условиях.

Право граждан на благоприятную окружающую природную среду обеспечивается проводимыми государством мерами по мониторингу окружающей среды, планированию мероприятий по ее охране, предотвращению экологически вредной деятельности и мерами по оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных экологических фондов, организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем ! состояния окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства.

Экологическое право прошло многовековой путь эволюции от единичных упоминаний о сбережении общинных лесов в источниках древнероссииского права к санитарному и лесному законодательству Российской империи, затем от советских декретов «О земле», «О лесах», «О недрах» к кодифицированному и текущему законодательству об использовании и охране отдельных природных объектов. Таким образом, было положено начало становлению «узкоспециализированных» блоков нормативно-правовых актов разного уровня, совокупность которых образует природоресурсное законодательство, регулирующее правила рационального природопользования, а также вопросы сохранения и сбережения ресурсов.

В 60-х – начале 70-х гг. во всех союзных республиках были приняты законы об охране природы. Содержавшиеся в них нормы были достаточно декларативны, поскольку не устанавливали конкретные формы юридической ответственности за экологические правонарушения. Тем не менее эти законы стали важной вехой в формировании систематизированного природоохранного законодательства.

Нормы об охране окружающей природной среды содержатся в Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Земельном, Водном, Лесном, Воздушном, Градостроительном кодексах РФ и многих других нормативных правовых актах РФ, среди которых, например, Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (ред. от 29 мая 2002 г.), федеральные законы от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»; от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 10 января 2003 г.); от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»; от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (ред. от 30 декабря 2001 г.); от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ред. от 10 января 2003 г.); от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (ред. от 15 апреля 1998 г.). Основные направления экологической политики России определены Указом Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития».

На развитие экологического права оказывают влияние международные акты: имплементация международных, включая европейские, экологических норм и стандартов в российское законодательство происходит постоянно. Но этот процесс идет с трудом, что объясняется новизной проблемы, отсталостью технической оснащенности народного хозяйства и неисполняемостью значительной части природоохранных предписаний ввиду их некой декларативности и размытости.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Данный федеральный закон определяет охрану окружающей среды как деятельность органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию его последствий.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законом являются земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию. Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы; исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации; объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

В целях охраны природы и окружающей среды каждый должен руководствоваться при осуществлении хозяйственной и иной деятельности положениями Федерального закона от 10 января 2002 г. о приоритете обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения; о сочетании экологических и экономических интересов; рациональном использовании природных ресурсов; соблюдении требований природоохранного законодательства.

Поскольку вопросы природопользования и охраны окружающей среды отнесены, в соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, к совместному ведению РФ и субъектов в составе РФ кроме федеральных нормативных правовых актов вопросы природопользования и охраны окружающей природной среды регулируются и актами субъектов Российской Федерации. Во многих из них приняты законы об охране окружающей природной среды, об особо охраняемых территориях, об охране редких и исчезающих видов растительного и животного мира, а также региональные и территориальные программы, направленные на повышение эффективности природоохранных мероприятий.

На территории муниципальных образований принимаются муниципальные программы охраны окружающей среды, акты органов местного самоуправления об озеленении и благоустройстве населенных пунктов, повышении плодородия земель и т.п.

Задачами природоохранительного законодательства Российской Федерации являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы, возникающих при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Взаимоотношения общества с природой не исчерпываются природоохранительными задачами. За счет природы человечество активно удовлетворяет свои многочисленные потребности в продуктах питания, среде обитания, рекреации и др. При этом человечество активно использует природные объекты, ресурсы и экологические системы, вольно или невольно нанося им вред своей деятельностью. С целью ограничения негативного воздействия человека на окружающую природную среду природоресурсное законодательство предписывает определенные правила рационального, щадящего или неистощительного пользования природными ресурсами.

Отметим, что теоретиками права активно дискутируется вопрос о том, должны ли природоресурсное и природоохранительное законодательства быть относительно обособленными друг от друга отраслями права или имеет смысл объединить их в рамках экологического права. Это понятие, хотя и является объектом дискуссий, тем не менее уже получило достаточное признание в научной среде и даже зафиксировано в законодательстве. Считаем, что дифференциация законодательства на природоохранительное и природоресурсное не конструктивна, поскольку процесс природопользования и охраны природных объектов и ресурсов – это разные стороны одного явления: взаимоотношений общества и природы. Пользующийся природными благами одновременно должен сберегать эти блага для дальнейшего их использования, обязан охранять их от истощения, загрязнения, уничтожения и других негативных последствий своего хозяйствования на земле.

Предметом регулирования экологической отрасли права признаются общие вопросы охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности, а равно использование и охрана конкретных природных объектов и ресурсов, то есть предметом регулирования являются и природоохранительные, и природоресурсные отношения.

В учебной и теоретической литературе устоялась практика обозначения природоресурсной и природоохранной деятельности в рамках единого понятия экологических отношений, соответственно, совокупность правовых норм, регулирующих указанные отношения, признают экологическим правом.

Экологическое право должно регулировать всю совокупность взаимоотношений человека и окружающей среды как природоохранительные, природоресурсные, так и иные тесно с ними связанные отношения, например, общественные отношения по формированию и укреплению экологического правопорядка.

Управление охраной (защитой) окружающей природной среды включает экологический контроль, построенный на методах обязательности предписаний и рекомендаций управомоченных на то органов, санкционирования (ограниченного самоуправления) и разрешения (полного делегирования полномочий).

Задачами экологического контроля являются наблюдение за состоянием окружающей природной среды и выполнением всего комплекса мер, предусмотренного законодательством, по охране (защите) и рациональному использованию природных ресурсов.

Система экологического контроля включает в себя не только государственный и общественный надзор, но и экологический мониторинг (включая международный), проведение экологической экспертизы, оценку воздействия любой планируемой деятельности на среду обитания.

Экологический мониторинг ориентирован на всю среду или на отдельные компоненты (природные объекты, природные комплексы, природные ресурсы).

Государственный экологический мониторинг – это служба государственного наблюдения за состоянием окружающей природной среды. Его организационную основу составляют Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальные органы.

Государственный экологический мониторинг представляет собой процесс сбора и преобразования информации о состоянии естественных и антропогенных изменений окружающей среды.

Важной частью системы экологического контроля является экологическая экспертиза. Это обязательная предварительная мера, предшествующая, а потому и определяющая принятие хозяйственного решения с целью проверки его соответствия требованиям экологической безопасности. Экологическая экспертиза выступает организационно-правовой формой предупредительного контроля всех предплановых (предпроектных) материалов, а также экологического обоснования выдачи лицензий и сертификатов.

В числе форм экологической экспертизы: эколого-санитарная, эколого-правовая и эколого-нормативная экспертизы, а также такая предварительная мера, как оценка воздействия любой планируемой деятельности на окружающую среду.

Экономический механизм охраны природной среды включает следующие части: лицензии на природопользование (разрешение с указанием видов, объемов, лимитов хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов), лимиты (экологические ограничения (предельные нормы) по территориям с указанием объема предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещения отходов), экологические фонды для восстановления потерь окружающей природной среды, компенсации причиненного вреда и других неотложных природоохранительных задач.

Проблемы экологии являются благодатным полем деятельности для институтов гражданского общества. Здесь предстоит решить задачу не только резкого повышения уровня! экологической культуры всего населения, но и обеспечить вовлечение его в контроль за работой промышленных предприятий. Стоит подумать о создании единого экологического кодекса, который включил бы в себя все нормы, регулирующие эту область жизни людей, их поведения и деятельности.