Права и свободы человека и гражданина

Глава 3 » Конституционное право

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России, что установлено самой Конституцией. Законы и правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 15).

Верховенство Конституции означает, что она является актом наивысшей юридической силы, ее нормы являются основополагающим источником не только конституционного права, но и других отраслей права – гражданского, административного и др.; текущие законы и другие нормативные акты должны приниматься только указанными в Конституции государственными органами и соответствовать Конституции; государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию.

Верховенство Конституции в правовой системе России обеспечивается специальным механизмом ее реализации и охраны. Вопросами обеспечения.конституционности законов и других нормативно-правовых актов, толкования конституционных положений занимается Конституционный Суд РФ'(ст. 125 Конституции РФ).

Теория конституции прибегает к такому методу ее изучения, как классификация, который позволяет охарактеризовать данный нормативно-правовой акт в различных ракурсах. Так, по происхождению различают конституции октроированные (дарованные) и установленные волей народа. Действующая российская Конституция принята в порядке всенародного голосования. Следовательно, установленные в ней нормы выступают как форма воплощения государственной воли народа; в ней в юридической форме устанавливаются цели, которые перед собой ставит общество, и принципы его организации и жизнедеятельности. По единству документа различают кодифицированные и некодифицированные (например, в Великобритании) конституции. Российская Конституция является кодифицированной, поскольку представляет собой единый нормативно-правовой акт.

Принято классифицировать конституции по порядку внесения в них изменений и поправок. С этих позиций различают гибкие (не предусматривающие особого порядка изменения) и жесткие (предусматривающие строгий порядок своего изменения). Конституция РФ 1993 года характеризуется как жесткая, поскольку ее глава 9 посвящена конституционным поправкам и пересмотру Конституции. Так, положения глав 1, 2 и 9 Конституции РФ не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если предложение о пересмотре положений названных глав будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов • Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. К сожалению, данный закон до сих пор не принят. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается 2/3 голосов от общего числа членов Конституционного Собрания, или выносит-, ся на всенародное голосование. В последнем случае для принятия Конституции РФ требуется более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей (ст. 135).

Поправки к главам 3–8 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона (ст. 108 Конституции РФ), и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее 2/3 субъектов РФ (ст. 136).

Можно классифицировать конституции и в зависимости от формы государства: унитарные и федеративные; монархические и республиканские; демократические и недемократические.

Конституция как нормативный правовой акт имеет в качестве структурной единицы норму права. Конституционная норма имеет свои специфические черты, которые выражаются не только в особом порядке принятия, пересмотра и изменения, в высшей юридической силе, но и в содержании (нормы-дефиниции (например, ст. 1), нормы-начала (например, ч. 1 ст. 3), нормы - принципы (например, ст. 10), нормы-правила (например, ч. 2 ст. 95).

Конституция как юридический феномен строится на основе ряда принципов, которые делятся на принципы построения (единство документа, структурированность, непротиворечивость, отсутствие пробелов, четкость и ясность формулировок и др.) и принципы содержательные (народовластие (ст. 3), суверенитет ч. 1 ст. 4), высшая ценность человека, его прав и свобод (ст. 2), федерализм (ст. 5) и др.).

Субъекты конституционно-правовых отношений определены самой Конституцией РФ. Их анализ позволяет классифицировать всех участников конституционно-правовых отношений на социальные (индивидуальные: например, человек, гражданин, лицо без гражданства) и коллективные (например, народ, нация, коренные малочисленные народы, национальные меньшинства); организационные (публичные: например, государство, субъекты Федерации, государственные органы, органы местного самоуправления) и общественные (например, общественные объединения, профессиональные союзы).

Система российской Конституции может рассматриваться двояко: с позиции упорядоченной совокупности элементов (нормы, принципы, субъекты, функции и т.д.) и с позиции структуры (преамбула, 2 раздела, первый из которых включает 9 глав, 137 статей).

Преамбула – это важная часть Конституции РФ, в которой концентрированно выражены базовые ценности, ориентиры государственного строительства: государственная целостность, суверенная государственность, незыблемость ее демократической основы, гражданский мир и согласие, преемственность поколений, добро и справедливость и др.

Логика изложения российских конституционных норм такова: основы конституционного строя (включает 16 статей); права и свободы человека и гражданина (включает 48 статей); федеративное устройство (включает 15 статей); Президент РФ (включает 14 статей); Федеральное Собрание (включает 16 статей); Правительство РФ (включает 8 статей); судебная власть (включает 12 статей); местное самоуправление (включает 4 статьи) и конституционные поправки и пересмотр Конституции (включает 4 статьи).

Раздел второй – «Заключительные и переходные положения» – имеет не статьи, а пункты, которых 9.

 

 

Права и свободы человека и гражданина представляют собой центральный конституционно-правовой институт, значимость которого определена не только целью российского конституционализма, но и ст. 2 Конституции РФ: человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита – обязанность государства.

Методологически наиболее верно рассматривать конституционные права, свободы и обязанности с системных позиций, поскольку только в своей совокупности они дадут такую качественную характеристику правового статуса личности, которая соответствует международным стандартам прав человека. Не следует забывать и о взаимном корреспондировании прав и обязанностей, что также актуализирует системный подход к исследуемому правовому феномену.

Права человека - это мера возможного поведения лица как участника общественных отношений вне зависимости от того, в каком государстве возникают эти отношения. Права гражданина тесно сопряжены с государством, гражданство которого имеет данное лицо.

Часто употребляемая спаренная лексико-юридическая конструкция «права и свободы» создает основу для отождествления прав и свобод. Вместе с тем свободы представляют собой существующую возможность для самовыражения (самореализации) лица, которая не требует строгой правовой регламентации со стороны государства. Сфера, которая непосредственно не управляется государством, определяется как гражданское общество. Поэтому свободы наиболее полно реализуются именно в гражданском обществе: свобода совести, свобода вероисповедания (ст. 28), свобода мысли и слова, свобода массовой информации (ст. 29), свобода деятельности общественных объединений (ст. 30), свобода литературного, художественного, научного творчества, свобода преподавания (ст. 44). Несмотря на то, что Конституция России не содержит в своем тексте понятия «гражданское общество», в ней отражены его системообразующие элементы, например, личность, достоинство которой охраняется государством (ч. 1 ст. 21); собственность (ч. 2 ст. 8, ч. 1 ст. 35); семья (ч. 1 ст. 38); общественные объединения (ч. 4 ст. 13); религиозные объединения (ч. 2 ст. 14), профессиональные союзы (ст. 30); институты местного самоуправления (ч. 22 ст. 130)).

Для учебных и исследовательских целей полезна классификация прав личности. Можно группировать права личности по ряду оснований:

– по статусу субъекта: права человека (например, право каждого свободно выезжать за пределы РФ) и права гражданина (например, право российских граждан беспрепятственно возвращаться в страну гражданства) (ч. 2 ст. 27);

– по.количественному признаку: индивидуальные права (например, право на имя, честь, достоинство (ст. 21)), коллективные права (например, право на объединение (ст. 30), на коллективные обращения в государственные и муниципальные органы (ст. 33));

– по происхождению: естественные права (право на жизнь (ч. 1 ст. 20), личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22)), позитивные права (право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37), на социальную защиту (ст. 39));

– по производности: базовые права (например, право на участие в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32)), производные права (право избирать и быть избранным (ч. 2 ст. 32), равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32), участие в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32));

– по содержанию: личные, политические, социально-экономические и социокультурные права.

Один из современных подходов к классификации прав личности – поколения прав человека – консолидирует хронологический, содержательный подходы и по происхождению. Человечество в своем развитии «выработало» три поколения прав человека:

> первое поколение включает в себя личные и политические права (право на свободу мысли и слова (ч. 1 ст. 29), совести и религии (ст. 28), право на жизнь (ч. 1 ст. 20), свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22) и т.п.), которые стали завоеванием буржуазных революций и получили развитие в практике построения демократических государств; права данного поколения корреспондируют обязанности государства воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы;

> второе поколение оформилось в конце XIX – начале XX в. и представлено правами, в реализации которых участвует государство, т.е. это социально-экономические права (право на труд, на свободный выбор работы (ч. 1 ст. 37), право на социальное обеспечение (ч. 1 ст. 39), право на защиту материнства и детства (ч. 1 ст. 38) и др.) и социально-культурные права (право на образование (ч. 1 ст. 43), право на участие в культурной жизни общества, на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44) и др.);

* третье поколение порождено глобальными проблемами человечества и эпохой информатизации (например, право на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию об ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу экологическим правонарушением (ст. 42); право свободно искать, получать, передавать, производить, распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29)); специфика прав третьего поколения состоит в их коллективном характере, что способствует их совместной реализации.

Более полное раскрытие сущности и содержания личных, политических, социально-экономических и социально-культурных прав позволит целостно представить конституционный институт прав и свобод человека и гражданина.

Личные права и свободы наиболее полно характеризуют положение человека в гражданском обществе и гарантируют невмешательство государства в сферу частных интересов личности. Назначение личных прав может быть выражено в совокупности трех аспектов. Во-первых, они призваны гарантировать человеческую жизнь и обеспечивать защиту от всяких форм насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения. Во-вторых, с личными правами связано обеспечение защиты человеческого достоинства, неприкосновенности личности (физической и нравственно-психологической), его частной и семейной жизни. В-третьих, личные права обусловливают возможности беспрепятственного выбора человеком своего поведения в сфере личной частной жизни (например, право указывать свою национальную принадлежность, право выбирать место своего пребывания и жительства, свобода вероисповедания).

Политические права и свободы российских граждан непосредственно связаны с организацией и осуществлением власти в государстве и характеризуют положение личности в политических отношениях. Специфика политических прав и свобод вы--ражается в их носителе – гражданине государства, в цели – реализация народного суверенитета, в функциях – привлечение граждан к осуществлению народовластия. Ограничение политических прав и свобод возможно лишь в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Право российских граждан на участие в управлении делами государства и общества (ст. 32 Конституции РФ) обусловливает его содержательные разновидности, например, право избирать и быть избранным, на участие в референдуме и других формах прямой демократии, равный доступ к государственной и муниципальной службе, право на участие в отправлении правосудия и др. Можно заключить, чем шире спектр политических прав и свобод и совершеннее механизм их реализации, тем выше уровень демократизации общества.

Социальные, экономические и культурные права традиционно относят ко второму поколению прав человека. Для них характерна материальность содержания, поскольку они опосредованы отношениями собственности, социально-экономическими элементами гражданского общества. Эта группа прав связана с удовлетворением значимых для каждого человека потребностей в жилье, питании, работе, отдыхе и т.п. Поэтому можно сказать, что экономические, социальные и культурные права являются в конечном счете предпосылкой развития всех иных прав и свобод. Важно отметить, что данная содержательная группа прав и свобод требует детальной конкретизации в текущем законодательстве, поскольку имеет общесоциальную направленность и является инструментом утверждения гуманизма и социальной справедливости.

Конституция России, отразив объективные условия, закрепила принципиально новые виды прав социально-экономической природы: это право частной собственности (ч. 2 ст. 8, ст. 35), на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37), на индивидуальные и коллективные споры, включая право на забастовку (ч. 4 от. 37), на свободу предпринимательской и иной экономической деятельности, не запрещенной законом (ч. 1 ст. 34). Такой подход соответствует конституционному принципу экономического плюрализма, также являющемуся новацией для действующей Конституции РФ.

Отметим, что системное рассмотрение прав и свобод человека и гражданина не терпит некорректного выделения их видовых или иных приоритетов, но не исключает различного рода классификаций. Привлечение такого метода как классификация к исследованию прав и свобод направлено на разработку более действенного механизма их обеспечения и защиты.

Как уже отмечалось, с правами лица тесно связаны его обязанности. Эти структурные элементы правового статуса личности взаимообусловливают друг друга. Обязанности выступают пределами свободы личности, которые очерчены в нормативном порядке. Они являются формой выражения ответственности личности перед государством и обществом. Юридические обязанности – разновидность социальных обязанностей – меры должного поведения лица в общественных отношениях. Составной частью юридических обязанностей являются конституционные. Их особенности состоят в следующем: направлены на охрану, защиту и развитие важнейших социальных ценностей, служат как личным, так и общественным интересам; имеют важную : общественную и государственную значимость. Правовое содержание обязанностей сочетается с нравственным отношением общества к соответствующим проблемам. Конституционные обязанности, будучи закрепленными в Конституции России, приобретают высшую юридическую силу и всеобщий характер.

Все вышеизложенное позволяет определить конституционные обязанности как высшие правовые требования, предъявляемые к каждой личности и связанные с охраной и защитой важнейших ценностей, с осуществлением действий (бездействий), которые служат удовлетворению личных и общественных интересов в правовом демократическом государстве.

Исходя из текста Конституции РФ, структурно обязанности закреплены отдельной статьей (например, ст.ст. 57–58) или совместно с правами и свободами (например, ст. 44, где ч. 1-2 посвящены правам, а ч. 3 – обязанности; ст. 59, где ч. 1–2 посвящены обязанностям, а ч. 3 – праву). Специального внимания заслуживает ч. 2 ст. 38, где право и обязанность совпадают: забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

На взаимообусловленность прав и обязанностей указывает также формулирование конституционной меры возможного поведения (права лица) через «необязанность»: ч. 2 ст. 49 определяет, что обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность; ч. 1 ст. 51 закрепляет, что никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и определенного законом круга близких родственников.

Отметим, что как и права, обязанности могут адресоваться «каждому» и «гражданину». На примере обязанностей, включенных в Конституцию России, это выглядит так: «каждый» обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57), сохранять природу и окружающую среду (ст. 58), заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44), получить основное общее образование (ч. 4 ст. 43); «гражданин» России обязан защищать Отечество (ст. 59).

Важнейшей обязанностью гражданина, так же как и любого лица, проживающего в Российской Федерации, является соблюдение Конституции и законов Российской Федерации (ст. 15).

Однако соблюдение Конституции и законов Российской Федерации не ограничивается требованием не нарушать их предписаний. Каждый гражданин должен содействовать претворению в действительность принципов, основ Конституции, положений законодательства.

Конституция РФ закрепляет обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В ст. 59 Конституции России закреплено, что защита Отечества – долг и обязанность гражданина Российской Федерации. Он несет воинскую службу в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» (с изм. и доп. от 21 июля 1998 г., 7 августа, 7 ноября 2000 г., 12 февраля, 19 июля 2001 г., 13 февраля, 21 мая, 28 июня, 25 июля, 30 декабря 2002 г., 22 февраля, 30 июня, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 22 февраля, 22, 26 апреля 2004 г.), который осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.

Конституция РФ закрепляет возможность замены военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если убеждениям лица или его вероисповеданию противоречит несение военной службы (ч. 3 ст. 59). Регулирование отношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, осуществляется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе». Альтернативная гражданская служба – особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой не только тогда, когда '• несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию. Подобное право имеют лица, относящиеся к | Коренному малочисленному народу, который ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

Конституционный институт прав и свобод человека и гражданина строится на основе ряда принципов, которые получили «огранку» в международно-правовом порядке и название международных стандартов в сфере прав человека.

К конституционным принципам правового статуса человека и гражданина России относятся: приоритет человека, его прав и свобод («высшая ценность» (ст. 2)); формально-юридическое равенство, т.е. речь идет о применении равного правового масштаба к фактически неравным людям (ч. 1 ст. 19); неотчуждаемость прав и свобод (ч. 2 ст. 17), которая опосредована естественным, а не волеустановленным характером прав человека; непосредственное действие прав и свобод исключает их разрешительный характер и особый порядок введения их в действие (ст. 18); недопустимость произвольного ограничения прав и свобод, т.е. любое «купирование» правового статуса человека и гражданина не должно быть дискреционным, а должно обусловливаться правом и законом (ч. 3 ст. 55); недопустимость дискриминации по какому-либо основанию (по полу, возрасту, расовой, национальной или этнической, религиозной принадлежности, языку, социальному происхождению, имущественному и должностному положению и т.п.) (ч. 2 ст. 19); недопустимость нарушения прав и свобод других лиц при реализации своих, т.е. правовой статус одного человека ограничен аналогичным состоянием другого (ч. 3 ст. 17); единство прав и обязанностей граждан (ч. 2 ст. 6), т.е. нет прав без обязанностей, как нет и обязанностей без прав; защищаемость прав и свобод человека в судебном (ч. 1 ст. 46), в административном (ч. 2 ст. 46) порядке, в порядке самозащиты (ч. 2 ст. 45); гарантированность прав и свобод человека и гражданина в России (ч. 1 ст. 45).

Методологически некорректно игнорировать одни принципы или устанавливать предпочтения для других. Только в своей системной совокупности принципы правового статуса личности проявятся в искомом для правовой государственности качестве, придадут правам человека общесоциальное звучание.

Важной характеристикой прав и свобод человека и гражданина являются гарантии как совокупность условий, средств и факторов, позитивно влияющих на обеспечение и защиту прав личности. Весь спектр гарантий может быть представлен двумя группами, каждая из которых имеет свои разновидности. Так, общие гарантии включают в себя объективные экономические, политические, социальные и культурные условия конкретного государства, а специальные гарантии – юридические, институциональные, процессуальные и нравственные. К примеру, политическая гарантия проявляется в том, что политическая структура общества воспроизводит все правомерные политические претензии граждан. Политический плюрализм, фиксируемый в качестве одной из основ конституционного строя России (ч. 3 ст. 13), выступает фоном становления политических гарантий.

Более подробного рассмотрения требуют специальные гарантии. Юридическая гарантия выражается в наличии норм, регулирующих общественные отношения в сфере прав человека. Виды таких норм были рассмотрены ранее, отметим лишь, что критерием оценки национального законодательства в гуманитарной области являются международные стандарты прав человека. Важно отметить, что права человека перестали быть сугубо государственной заботой, а приобрели международно-правовой патронаж. Международное право, взяв человека под свою защиту, признало, что вопросы правового положения населения, хотя и обеспечиваются преимущественно государством, перестали быть сферой его исключительной компетенции.

Институциональная гарантия сопряжена с наличием государственных структур, занимающихся обеспечением прав и свобод человека и гражданина. В широком понимании, смысл деятельности государственных и муниципальных органов детерминирован правами человека, признание, соблюдение и защита которых – обязанность государства. Согласно, Конституции РФ, гарантом прав человека и гражданина является Президент России (ст. 80 ч. 2). Особая роль в этой сфере принадлежит Конституционному Суду РФ (ст. 125 ч. 4), который действует в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 июля ^ 1994 года «О Конституционном Суде РФ». Показательным является введение в России института Уполномоченного по правам человека (ст. 103 п. «д»). Статус Уполномоченного по правам человека в России определен Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Первым Уполномоченным по правам человека в РФ в мае 1998 г. на 5 лет был назначен Миронов 0.0. Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 13 февраля 2004 г. № 77-ГУ ГД на данную должность по итогам тайного голосования был назначен Лукин Владимир Петрович.

Динамика обращений граждан к федеральному Уполномоченному по правам человека демонстрирует не только доверие к данному органу, но и масштабы нарушений. Если взять количество обращений в первый год работы Уполномоченного за 100 %, то можно показать динамику: 1998 г. – 100 % (6978 обращений), 1999 г. - 326 % (22 815 обращений), 2000 г. - 356 % (24 985 обращений), 2001 г. - 430 % (30 056 обращений), 2002 г. -480 % (33 455 обращений), 2003 г. - 645 % (45 000 обращений). Институт Уполномоченного по правам человека в России развивается путем укрепления его региональных и специальных звеньев (в 29 субъектах РФ приняты законы об уполномоченном по правам человека, а в 22 субъектах уполномоченные назначены; по состоянию на 1 февраля 2003 г., в стране учреждено 15 уполномоченных по правам ребенка: 12 – на уровне субъектов РФ и 3 – на уровне муниципальных образований. В 5 субъектах РФ пост уполномоченного по правам ребенка введен на основании законов субъектов Федерации, а в остальных – на основании актов глав исполнительной власти субъектов Федерации. ИзД5 уполномоченных трое работают на общественных началах).

В защите прав человека особую роль играют правозащитные организации. В России их развитие свидетельствует о становлении гражданского общества как признака правовой государственности. По некоторым оценкам, в России насчитывается более 2 тыс. правозащитных организаций, или 1,5 % от числа зарегистрированных общественных объединений. Такое количество правозащитных общественных объединений не в состоянии справиться с теми правозащитными задачами, которые ставит реально сложившаяся ситуация в сфере прав человека.

Следующим видом специальных гарантий прав человека является процессуальная. Она связана с особым порядком обеспечения прав человека. Например, реализуя конституционное право на обращение (ст. 33), гражданину гарантируется регистрация обращения, рассмотрение и разрешение заявлений и жалоб в срок до 1 мес., мотивированность отклонения. Особые процедурные вопросы предусмотрены при обращении в международные правозащитные организации, в частности, в Европейский суд по правам человека, возможность чего российские граждане получили в связи с обретением Россией членства в Совете Европы в феврале 1996 г.

Нравственная гарантия предполагает усвоение каждым постулата – «моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека», формирование установки на правомерное поведение. Вместе с тем данный нравственный постулат получил конституционное закрепление в требовании ч. 3 ст. 17, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Условием цельности правового статуса личности признается гражданство. Гражданство, как известно, относится к атрибутивным признакам государства. Согласно ч. 1 ст. 6 Конституции РФ, российское гражданство приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом. Он, принятый 31 мая 2002 г., определил гражданство как устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Следует отметить, что данный федеральный закон отказался от взаимной «ответственности» в характеристике гражданства, что имело место в ранее действовавшем законе. Этим ограничено содержание столь значимого государственно-правового института.

Институт гражданства строится на системе принципов, позволяющих отразить общую позицию государства в отношении своих граждан. Так, Конституция России устанавливает следующий их ряд: принцип единого гражданства (ч. 1 ст. 6), означающий, что в межгосударственных отношениях значимо исключительно федеральное гражданство, несмотря на то, что 21 республика в составе РФ ч. 2 ст. 5 Конституции России определена в качестве государства, атрибутом которого является гражданство; принцип равного гражданства (ч. 1 ст. 6), т.е. каждый из I российских граждан обладает одинаковым правовым статусом, независимо от оснований приобретения гражданства РФ; устойчивый характер гражданства, что характеризует его как независимое от территориально-географических факторов, т.е. пересечение государственной границы не влечет за собой прекращения отношений гражданства; неотчуждаемость гражданства относится к весомым гарантиям статуса личности, означающая недопустимость лишения российского гражданства (ч. 3 ст. 6) по инициативе государства и его органов, что предопределено упразднением определяющей политической характеристики отношений гражданства; недопустимость выдачи российских .граждан иностранному государству (ч. 1 ст. 61); недопустимость высылки граждан РФ за ее пределы (ч. 1 ст. 61) в качестве административного, уголовного, любого иного наказания; недопустимость автоматического изменения гражданства при заключении или расторжении брака; принцип двойного гражданства (ч. 1 ст. 62) означает, что гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства; принцип покровительства и защиты российских граждан за границей (ч. 2 ст. 61), ч60.htm">Опубликованный материал нарушает авторские права?.