Теории происхождения государства

Глава 1 » Теория государства и права

Правоведение

 

территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом1; как правовая (т.е. основанная на принципе формально-юридического равенства) организация публичной власти свободных индивидов2; как властная структура, обладающая полномочиями для решения вопросов организации общества в рамках страны и определяющая ее отношения с другими государственными и негосударственными структурами3.

Государству свойственно двуединство классового и общечеловеческого, что делает его организацией политической власти общества и его единственным официальным представителем.

Следовательно, сложность и многомерность государства как явления и понятия с учетом субъективности взглядов и подходов исследователей обусловливают неизбежность многовариантного его понимания.

Государство как институт и организация обретает свою специфику и обособленность в широком спектре других организаций через систему признаков. Признано, что классические признаки государственного образования были сформулированы Ф. Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Среди них территориальное деление населения; учреждение публичной власти, которая есть в каждом государстве в виде вооруженных людей, тюрем и различного рода принудительных учреждений; налоги и займы.

Эти признаки государства усилиями исследователей расширены в количественном и содержательном смысле. Система признаков государства в современном представлении объединяет: наличие публичной власти (этот признак означает, что власть организационно оформлена и неперсонифицирована, обладает аппаратом управления и принуждения, выступает единственным представителем всего общества); территориальную организацию

 

1 Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для вузов / Под ред. Проф. В.Г. Стрекозова. М.: ИПП «Отечество», 1993. С. 47.

2 Нерсесянц В.С. Теория права и государства. М.: Изд-во НОРМА, 2001. С. 30.

3 См.: Мархгейм М.В., Смоленский М.Б., Яценко И.С. Конституция Российской Федерации. Научно-практический словарь. М., 2001. С. 50.

 

власти (т.е. государство имеет свою территорию, которая является пространственным пределом государственной власти); территориальную организацию населения (жители определенного государства в своем большинстве являются его гражданами); государственный суверенитет (свойство государственной власти осуществлять всю свою полноту с позиции верховенства внутри страны и независимости в международных отношениях); легитимность власти (опора власти на народ); налоги и займы как средства материального обеспечения деятельности государства; наличие специального аппарата управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности; организацию жизни на правовых началах; наличие государственной символики; государственный язык (языки) для общения на территории того или иного государства.

Названные признаки составляют каркас, отличающий государство от всех других организационно оформленных общественно-политических структур.

Исходя из определения государства в качестве территориальной организации суверенной, публичной, легитимной власти, осуществляющей внутренние и внешние функции, есть необходимость рассмотреть некоторые из них. Функции государства – это объективно необходимые направления в деятельности государства, выражающие его сущность и социальное предназначение.

Функции государства характеризуются рядом особенностей. Так, в функциях государства адекватно отражается «двоякая» классово-общечеловеческая природа государства; они имеют комплексный характер, что позволяет государству сосредоточить свои усилия не только на наиболее важных внутренних, но и внешних направлениях политики); характер функций зависит от тех целей и задач, которые ставит государство; функции рассматриваются как средство реализации программных установок; каждая их функций имеет свой объект в виде определенной сферы общественных отношений, на которую направлено государственное воздействие; они носят объективный характер, что обусловлено закономерностями взаимодействия общества и государства.

Функции государства могут классифицироваться по различным основаниям. В зависимости от сферы общественной жизни, выделяют внутренние и внешние функции. К внутренним функциям обычно относят экономическую, социальную, культурно-воспитательную функции; функцию финансового контроля; функцию налогообложения и т.д.

Внешними признаются, например, функция обороны страны (в зависимости от характера государства это может быть и функция агрессии); экологическая функция; функция поддержки мирового порядка.

По продолжительности действия функции подразделяются на постоянные и временные. Постоянные функции осуществляются на всех этапах развития общества. К их числу можно отнести экономическую функцию, функцию охраны правопорядка. Выделение временных функций связано с появлением чрезвычайных ситуаций, т.е. они направлены на решение важных, но при этом временных задач. Например, функция ликвидации последствий той или иной аварии.

Историческое изменение цели и задач государства влечет за собой изменение его функций. Этот процесс может проявляться в отмирании определенных видов или направлений деятельности государства (например, функция поддержания диктатуры определенного класса), в их возникновении (например, экологическая функция, которая производна от глобальных проблем человечества), в изменении содержания одних и тех же функций (наиболее показателен этот процесс на примере трансформации экономической функции в России).

С точки зрения механизма реализации тех или иных видов деятельности государства различают законодательную (принятие законов представительными органами власти); исполнительную (реализация законов органами власти и управления); судебную (осуществление правосудия всеми звеньями судебной системы страны); контрольно-надзорную (выполнение функций посредством государственного надзора и контроля) функции.

Различают правовую и организационную формы осуществления функций государства. Правовая форма заключается в принятии различных юридических актов. Она воплощается посредством правотворческой, правоприменительной, правоохранительной деятельности. Организационная форма осуществления функций государства охватывает большой объем подготовительной работы, не влекущий за собой юридических последствий. Выделяют также регулятивную, охранительную, координационную, обеспечительную, гарантирующую и другие функции государства.

Классификация функций государства по различным основаниям позволяет осуществить их многоаспектное теоретическое и проблемно-практическое исследование резервов повышения их эффективности с целью укрепления государственности.

Новое соотношение государства и общества, превращающее государство в орудие социального компромисса, не исключает противоборства интересов, но обращает внимание на формирование обновленного набора функций государства. Правильное понимание государства предполагает не отрицание присущих ему функций подавления, а видение их второстепенного характера и выдвижение на первый план задач достижения согласия, общественного компромисса. Из общественной потребности администрирования все более укрепляется управленческая функция государства.

 

 

Глубина понимания и анализа различного рода общественных феноменов обусловлена обращением к его историческим корням. Исторический подход в позволяет выявить сущностные черты изучаемого объекта. Данный методологический прием чрезвычайно важен и для исследования государства.

В науке сложилось несколько теорий происхождения государства. Теологическаятеория – одна из самых древних, обоснование которой связывают, например, с Фомой Аквинским. Для нее характерна производность государства от воли Бога, поэтому в государстве все изначально целесообразно и человеку вмешиваться в установленный порядок вещей недопустимо.

Патриархальнаятеория обоснована великим древнегреческим философом Аристотелем. Государство, как1 считал ученый, – продукт общественного развития, обусловленный потребностями человека к общению. Государство является результатом разросшейся семьи (семья, большая семья, селение, полис (высшая форма объединения, которая позволяет удовлетворить все потребности человека).

Договорнаятеория получила теоретическое обоснование в работах Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищева в период борьбы с абсолютизмом (ХУП-ХУШ вв.). Сторонники данной концепции признавали, что до возникновения государства и права общество находилось в естественном состоянии. По мнению Ж.-Ж. Руссо, это был «золотой век человечества», так как люди были равны и отсутствовала частная собственность. Томас Гоббс, напротив, считал, что это было состояние «войны всех против всех». Государство появляется во имя спасения человеческого рода. Между индивидами заключается договор о передаче части своего суверенитета государству в обмен на обязательство обеспечить безопасное существование всех членов общества. Следовательно, государство является результатом сознательного творчества, превратившего отдельных индивидов в единый народ посредством договора.

Отметим, что характер общественного договора, лежащего в основе создания государства, трактовался неоднозначно. Так, Ж.-Ж. Руссо считал, что государь несет юридическую ответственность за выполнение принятых на себя обязательств, поскольку является стороной договора. Позиция Т. Гоббса связывалась с добровольностью передачи полномочий государю, следовательно, долг каждого человека добровольно ему повиноваться. Теория насилия обоснована Л. Гумпловичем и К. Каутским. . Они считали, что государство появляется в результате насилия, применяемого для удержания в повиновении завоеванные территории и народы.

Психологическая концепция возникновения государства зародилась в конце XVIII века при теоретической поддержке Н.М. Коркунова и Л.И. Петражицкого, которые утверждали, что психологическая потребность человека в авторитете и лидере обусловила развитие общества и государства. Усложнение отношений и связей между членами общества привело к признанию государства в качестве лучшей формы обеспечения их интересов.

Марксистско-ленинская концепция происхождения государства была обоснована К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. Лениным. Основные позиции данной теории, характерные для Древней Греции и Древнего Рима, изложены в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Марксистско-ленинская теория исходит из того, что основная причина появления государства связана с развитием экономики, с возникновением потребности управлять делами общества, поэтому данную теорию называют также экономической.

Долгое время марксистско-ленинская теория происхождения государства рассматривалась в качестве догмы, а не одного из многочисленных подходов к исследованию. Апологетическое отношение к марксистско-ленинской теории как к истине в последней инстанции, верной для всех времен и народов, пр в единый народ посредством договора.

Отметим, что характер общественного договора, лежащего в основе создания государства, трактовался неоднозначно. Так, Ж.-Ж. Руссо считал, что государь несет юридическую ответственность за выполнение принятых на себя обязательств, поскольку является стороной договора. Позиция Т. Гоббса связывалась с добровольностью передачи полномочий государю, следовательно, долг каждого человека добровольно ему повиноваться. Теория насилия обоснована Л. Гумпловичем и К. Каутским. . Они считали, что государство появляется в результате насилия, применяемого для удержания в повиновении завоеванные территории и народы.

Психологическая концепция возникновения государства зародилась в конце XVIII века при теоретической поддержке Н.М. Коркунова и Л.И. Петражицкого, которые утверждали, что психологическая потребность человека в авторитете и лидере обусловила развитие общества и государства. Усложнение отношений и связей между членами общества привело к признанию государства в качестве лучшей формы обеспечения их интересов.

Марксистско-ленинская концепция происхождения государства была обоснована К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. Лениным. Основные позиции данной теории, характерные для Древней Греции и Древнего Рима, изложены в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Марксистско-ленинская теория исходит из того, что основная причина появления государства связана с развитием экономики, с возникновением потребности управлять делами общества, поэтому данную теорию называют также экономической.

Долгое время марксистско-ленинская теория происхождения государства рассматривалась в качестве догмы, а не одного из многочисленных подходов к исследованию. Апологетическое отношение к марксистско-ленинской теории как к истине в последней инстанции, верной для всех времен и народов, преодолено. История, реальные факты развития общества показали ошибки этого учения. Но столь же неверным является поворот к другой крайности, к признанию этого учения изначально ложным, ошибочным во всех своих оценках. Можно, видимо, утверждать, что марксистско-ленинское учение о государстве соответствовало реальным фактам на определенном этапе развития общества в определенных странах.

Таким образом, существует множество подходов к объяснению процесса происхождения государства, которые основыва-. ются на одном определяющем факторе. Как уже отмечалось, государство – многомерный феномен, и довольствоваться «одномерными конструкциями» в современных подходах исследования причин возникновения государства недопустимо.