Роль суда в защите прав человека и обеспечении прямого действия Конституции РФ. Конституционный суд РФ.

В сфере защиты прав и свобод человека и гражданина

Тема : Деятельность Конституционного суда Российской Федерации

 

Провозглашенный в Конституции Российской Федерации базовый принцип признания человека, его жизни, его прав и свобод высшими ценностями государства носит не абстрактный декларативный характер, а имеет вполне конкретное содержание, которое предполагает, что защита прав и свобод человека и гражданина является конституционно-правовой обязанностью государства.

Действенная зашита прав человека выступает основным критерием «зрелости» гражданского общества в том или ином государстве. Действительно, только тогда, когда органы государственной власти при реализации своих функций будут исходить из приоритета прав и свобод личности, можно будет констатировать становление правового государства и полноценного гражданского общества. Становление правового государства невозможно без совершенствования юридических механизмов защиты конституционных прав граждан, в том числе связанных с деятельностью специальных органов конституционного контроля.

Одним из наиболее эффективных институтов защиты прав человека в современном демократическом государстве является институт конституционного правосудия, который выступает конституционным механизмом защиты гражданского общества от посягательств со стороны органов государственной власти. Причем придание решениям Конституционного Суда Российской Федерации именно конституционной юридической силы показывает, что прослеживается позитивная динамика в процессе формирования в России гражданского общества.

Таким образом, можно заключить, что Конституционный Суд Российской Федерации вносит важный вклад в развитие института защиты, поскольку с момента образования, занимает твердую позицию защиты прав граждан со стороны властных структур.

Общеизвестно, что каждый гражданин имеет право на судебную защиту с целью восстановления своего права путем подачи индивидуальной жалобы в Суд. Право на обращение с жалобой в Суд предусмотрено: Федеральным Законом «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», Федеральным Конституционным Законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Федеральный Закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» позволяет отметить следующие моменты:

Во-первых, согласно статье 2 Федерального Закона «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» перечень обжалуемых действий достаточно широк, то есть гражданину предоставляются значительные возможности, направленные на восстановление нарушенного права.

Во-вторых, на гражданина возлагается единственная обязанность – доказать факт нарушения своих прав и свобод, ему (гражданину) ненужно доказывать незаконность обжалуемых действий.

В-третьих, гражданину Законом предоставлены достаточные сроки для того, чтобы гражданин собрал всю необходимую информацию в письменной форме, для подтверждения факта нарушения своего права.

В-четвертых, при неисполнении решения Суд принимает меры, предусмотренные законодательством.

Однако, кроме положительных вышеназванных черт, следует заметить, что ряд вопросов остаются неразрешенными, например, отказ в принятии к рассмотрению жалобы. Практика Конституционного Суда Российской Федерации показала, что наиболее часты отказы в приеме обращений по пунктам 1, 2 статьи 40 Федерального Конституционного Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»:

1. Достаточно остро стоит вопрос о подведомственности, речь идет об обращениях с заведомо ненормативным актом, либо об обращениях, связанных с пересмотром решений судебных органов, в которых установлены фактические обстоятельства и дана соответствующая квалификация, с проверкой доказательств.

2. На практике бывает достаточно сложно провести разграничение между не подведомственностью и недопустимостью обращений с индивидуальной жалобой. Жалоба не допустима в том случае, когда она неподведомственна требованиям, предусмотренным Федеральным Конституционным Законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Обращение не допустимо в том случае если оно носит политический характер, если, по мнению заявителя есть пробел в законодательстве, если нормативный акт не является правовым и не подлежит применению в конкретном деле. Сложность этого вопроса заключается еще и в том, что вопрос не подведомственности решается неодинаково из-за различных категорий дел, отнесённых к компетенции Конституционного Суда.

3. Удельный вес дел (97% от 10 тысяч) по форме не отвечают требованиям Закона.

В связи с вышеизложенным, глубокое исследование института индивидуальных жалоб, направляемых в Конституционный Суд Российской Федерации, а также особенностей рассмотрения дел, касающихся нарушений прав и свобод человека, роли его правовых позиций по вопросам обеспечения прав и свобод человека, остается принципиально важным направлением исследования российской государственно-правовой системы в современный период.

Институт индивидуальной жалобы рассматривается с позиции комплексного исследования права на обращение в Конституционный Суд, как права на судебную защиту в целом и рассматривает более подробно процедурные моменты судопроизводства и итоговые правовые позиции Конституционного Суда в сфере защиты прав и основных свобод человека.

 

Вопросы:

1. Конституционное право на обращение и судебную защиту: понятие и особенности

2. Порядок обращения с индивидуальной жалобой в Конституционный суд Российской Федерации.

3. Деятельность Конституционного суда Российской Федерации по рассмотрению индивидуальной жалобы гражданина.

4. Акты Конституционного суда Российской Федерации по индивидуальной жалобе.