Право на судебную защиту: общая характеристика.

Право на судебную защиту провозглашено ч. 1 ст. 46 Конституции РФ: «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».

Местоимение «каждому» означает, что право на защиту обеспечивается любому лицу: работающему в государственном, общественном, частном, смешенном или ином предприятии, нигде не работающему, пенсионеру, военнослужащему, студенту, школьнику, лицу, находящемуся подл следствием или судом, либо уже отбывающему наказание, имеющему постоянное место жительства или скитающемуся по городам и весям, дееспособному либо находящемуся под опекой или попечительством (в таких случаях действует его представитель) и т.д.

Это право гарантируется не только гражданину РФ, но и иностранцу, а также лицу без гражданства. Причем защите подлежат любые права и свободы, в каком бы документе они не были закреплены – в Конституции, отраслевых законах, других нормативных или индивидуальных правовых актах. Это следует из смысла ч. 1 ст. 15 Конституции РФ, установившей, что сам факт перечисления в Конституции основных прав и свобод не должен толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, право на судебную защиту имеет универсальный характер, оно не знает никаких исключений. В этом смысле рассматриваемая норма Конституции РФ находится в полной гармонии с требованиями, сформулированными в ст. 8 Всеобщей декларации прав человека: «каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его прав, предоставленных ему конституцией или законом». [Всеобщая декларация прав человека 1948 года. Ст.8 //Российская газета.1995.5 апреля.]

Конституционно гарантированное право на судебную защиту выступает в виде правоотношения, на одной стороне которого находится лицо, обратившееся за защитой, а на другой – суд, обязанный рассмотреть жалобу этого лица и принять законное и обоснованное решение.

Но – и это очень специфично – охранительный аспект права на судебную защиту действует изначально и постоянно, он «работает» и до возникновения юридического факта (подачи жалобы), порождающего правоотношение.

Всякое заинтересованное лицо является субъектом процессуального права на обращение в суд, но участником процессуального отношения оно становится только после того, как в результате его инициативы правоотношение возникло и сконструировалось в виде определенного набора прав и обязанностей между подавшим жалобу, соответствующим судом и другими лицами, участвующими в деле.

Что касается суда как участника процессуального отношения, то независимо от того, какой именно суд рассматривает и разрешает конкретную жалобу, он действует на общих для всех судов, да и всей системы правосудия, конституционных принципах: законности, гласности, состязательности, равноправия сторон, уважения чести и достоинства личности, недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением закона, и др.

Обращение гражданина в суд регулируется заранее установленными законами и потому общеизвестными правилами. Эта общеизвестность позволяет каждому рассчитывать на рассмотрение его жалобы не специально подобранным по чьей-то воле судьей, а только тем, который еще до возникновения у данного лица потребности в судебной защите, был предопределен законом.

Ч. 1 ст. 47 Конституции РФ гласит, что «никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом». Это право, широко известное на Западе как право на законного судью, на «своего» судью, никогда не фигурировало у нас ранее, даже теоретически, среди прав человека и гражданина. Практика же в необходимых случаях обращалась к нормам УПК и ГПК, в которых предусмотрены различные основания и способы изменения установленной законом подсудности дел. Среди них – изъятие вышестоящим судом любого дела, подсудного нижестоящему, и принятие его к своему производству или передача дела в другой нижестоящий суд. Причем основания изменения подсудности сформулированы беспредельно широко: «… в целях наиболее быстрого, полного и объективного рассмотрения дела, а равно в целях наилучшего обеспечения воспитательной роли судебного разбирательства дел».

В настоящее время ситуация исправлена действующими УПК РФ 2001 года и ГПК РФ 2002 года, регламентирующими в статьях 31-36 УПК и главе 3 ГПК достаточно четкие правила, позволяющие исключить нарушение прав человека в данной сфере.

 

Судебная власть в сфере разрешения гражданских споров реализуется в трех видах гражданского судопроизводства:

- исковом,

- производстве по делам, возникающим из административно-правовых отношений,

- особом производстве.

Каждому из них присущи характерные признаки, но главенствующую роль по свои масштабам играет, конечно, исковое производство (примерно 75% всех гражданских дел). В этом порядке, т.е. путем подаче исков, граждане отстаивают в суде свои субъективные права и охраняемые законом интересы, возникающие из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, пенсионных, земельных и иных правоотношений.

Право на обращение в суд (право на предъявление иска) может быть реализовано только при наличии определенных условий, предусмотренных ГПК. Среди них: подсудность дела данному суду, дееспособность истца, наличие у представителя истца надлежаще оформленных полномочий, должным образом составленное заявление (исковое требование), уплата в указанных законом случаях государственной пошлины. Если перечисленные условия соблюдены, суд обязан принять к рассмотрению иск (заявление) гражданина. Отказ в принятии иска может последовать только при обнаружении ряда процедурных факторов, делающих невозможным исковое производство (например, дело вообще неподведомственно суду, отсутствует требуемое законом предварительное внесудебное рассмотрение дела, имеется вступившее в законную силу решение и др.).

Чтобы облегчить гражданам обращение в суд за защитой, законодатель во многих случаях освобождает их от уплаты госпошлины и возмещения других судебных издержек, связанных с рассмотрением жалобы.

Для института обращения за защитой в суд в особенности характерно и специфично применение принципа диспозитивности, который означает возможность лица самостоятельно, по собственному усмотрению располагать своими субъективными правами – как материальными, так и процессуальными. Процессуальная диспозитивность – это продолжение и прямое следствие диспозитивности материальных (регулятивных) правоотношений, поскольку граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права «своей волей и в своем интересе» (ст. 1 ГК).

Иными словами, гражданин вправе обратиться в суд в поисках защиты, но он может и не делать этого. Заставить его быть истцом, жалобщиком или заявителем не дано никому. Если же иск заявлен, то гражданин вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований и т.д.

Право на обращение в суд (правосубъектность) есть у всех – оно естественно и неотчуждаемо. Но прибегнуть к нему или, напротив, использовать для защиты своих прав и свобод другие способы, не запрещенные законом (ст. 45 Конституции РФ), в том числе заняться самозащитой своих гражданских прав – дело сугубо личное. Решение этого вопроса не подконтрольно ни обществу, ни государству, оно принадлежит только конкретному индивиду.

return false">ссылка скрыта

 

Конституционное право на судебную защиту при определенных условиях может быть реализовано гражданином и в такой специфической форме осуществления судебной власти, как арбитражное судопроизводство. Арбитражные суды рассматривают и разрешают экономические споры, в том числе те, одной из сторон которых являются граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя.

Право гражданина на защиту в арбитражном суде бесспорно. Вопрос в другом: в каких случаях предпринимателю нужно обращаться в общий (гражданский) суд, а в каких – в арбитражный?

В литературе высказан взгляд, что нынешнее разграничение полномочий между общими и арбитражными судами – искусственное, ибо и те, и другие рассматривают, по существу гражданские споры, поэтому обращения граждан-предпринимателей в арбитражные суды, низшее звено которых находится не в районе, как у общих судов, а в главном городе субъекта РФ, создает для них дополнительные препятствия, ставит их в невыгодное положение с другими гражданами, которые могут по тем же вопросам обращаться в районные суды.

Тем не менее, независимо от результатов научной полемики, гражданин-предприниматель, чьи прав или законные интересы нарушены неправомерными действиями другой стороны, по-прежнему сохраняет оправдавшую себя возможность обращаться за защитой в арбитражный суд. И это в данный момент – самое существенное.

Конституция РФ, зафиксировав административное судопроизводство в качестве одного из способов осуществления судебной власти (ч. 2 ст. 118), тем самым предопределила, что судебная защита прав и свобод граждан может быть реализована и в этой форме судопроизводства. В принципе этой действительно так. Однако возможность для граждан использовать административное судопроизводства практически затруднена несовершенством законов, регулирующих отправление правосудия в административной сфере.

Привлечение гражданина к административной ответственности по суду, понятно, не равнозначно его обращению в суд за защитой своих прав. Более того, в этих принципиально разных ситуациях действуют совершенно разные инициативы, импульсы возникновения административного судопроизводства. Естественно, в суд обращаются за защитой и те, кто пострадал от административного правонарушения (потерпевший). Но такие сравнительно редкие случаи не меняют природу административного судопроизводства как деятельности суда по применению властных принудительных мер (административных санкций) к гражданам, виновным в совершении административных деликтов. К тому же эта форма судопроизводства сконструирована с точки зрения процедуры весьма упрощенно, что не вяжется с общепризнанным мнением о судебном разбирательстве как наиболее совершенном способе установления истины.

 

Другое дело – обжалование в суд действий и решений государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, которыми нарушены права и свободы граждан. Это реальный судебный контроль за действиями (бездействием) чиновников, причем инициированный гражданами или их представителями.

 

В уголовном судопроизводстве право граждан на судебную защиту приобретает специфические черты из-за своеобразия этого вида государственной деятельности. В отличие от гражданского или арбитражного судопроизводства, где доминирует диспозитивное начало, уголовному процессу присущ принцип публичности (официальности), требующий от органов уголовного преследования (прокурора, следователя, дознавателя) «возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления и принять все предусмотренные законом меры к установлению события преступления, изобличению виновных и их наказанию». Иными словами, эти должностные лица обязаны начать процесс в силу своего служебного положения и независимо от того, просит ли потерпевший о поимке и наказании виновного, и даже вопреки его желанию.

Этот диаметрально противоположный диспозитивности принцип определяет природу уголовного судопроизводства. Обращение потерпевшего за защитой в суд может ускорить расследование и наказание виновного, но если обращения нет, это ни в малейшей мере не снимает с органов уголовного преследования обязанности начать процесс, как только им станет известно о совершенно или подготавливаемом преступлении. Статья 52 Конституции РФ устанавливает: «Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба».

Именно государственная задача обеспечить неотвратимость наказания каждого преступника (что, естественно, совпадает с интересами потерпевшего) составляет одну из главных целей уголовного судопроизводства.

Поскольку речь идет о праве на судебную защиту как субъективном праве потерпевшего, необходимо сказать о некоторых исключениях из принципа публичности, установленных законом тоже в интересах потерпевшего. Это дела так называемого частного и частно-публичного обвинения, которые могут быть возбуждены только при поступлении его жалобы. К ним относятся:

- дела об умышленном причинении легкого вреда здоровью;

- побоях, клевете, оскорблении.

В делах частного обвинения важнейшая задача суда примерить потерпевшего с обвиняемым, прекратить производство и тем саамы сделать излишним вмешательство государственных институтов в личную жизнь граждан.

Уголовное судопроизводство по делам частно-публичного обвинения, к которым относятся главным образом дела об изнасиловании без отягчающих обстоятельств, тоже возбуждаются, в отступление от принципа публичности, лишь при наличии жалобы потерпевшего, но в дальнейшем не могут быть прекращены за примирением сторон. Разумеется, это отступление продиктовано не малой общественной опасностью деяния, как в делах частного обвинения, а необходимостью оградить потерпевшего от неизбежной огласки совершенного над ним насилия, если начнется судебный процесс. Это как раз тот случай, когда потерпевший сам определяет, что для нее важнее – настаивать на возбуждении уголовного дела и наказании виебный процесс. Это как раз тот случай, когда потерпевший сам определяет, что для нее важнее – настаивать на возбуждении уголовного дела и наказании виновного, или избавить себя от дополнительных моральных страданий.

Разумеется, право на обращение в суд в сфере уголовного судопроизводства распространяется не только на потерпевшего, но и на обвиняемого. Но все-таки специфика уголовного процесса такова, что возбуждается он либо по инициативе органов уголовного преследования, либо по жалобе потерпевшего.

Использование же права на судебную защиту обвиняемым происходит обычно не в стадии возбуждения уголовного дела, а на более поздних этапах уголовного процесса. В частности, обвиняемый может протестовать против прекращения дела следователем или прокурором и требовать направления его в суд для полной реабилитации.

 

Анализ аспектов права на судебную защиту позволил сделать вывод, что судебная защита прав и свобод является наиболее совершенным из всех известных мировой человеческой цивилизации методов и средств обеспечения прав личности. Высокая эффективность судебной защиты обусловлена независимостью суда от всяких органов и влияний и наличием особой процедуры и особых принципов его деятельности.

Относительно недавно был принят Федеральный закон «Об обжаловании в суд действий, решений, нарушающих права и свободы граждан», положения которого развивают и дополняют статью 46 Конституции РФ. В соответствии с этим законом необходимо учитывать три правила подсудности:

- предметная (по роду дел);

- территориальная (в зависимости от места совершения преступления);

- персональная (в зависимости от характера деятельности или от положения подсудимого).

Что касается правила территориальной подсудности, то следует исходить из того, что обжалуются действия должностного лица, следовательно, подавать жалобу необходимо не по месту жительства служащего, а по месту его работы.

Жалобы могут быть единоличными или коллективными. Подаются они в случаях, если: 1) нарушены права и свободы человека и гражданина; 2) созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и свобод; 3) на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность; 4) гражданин незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Особых требований к форме жалобы нет. Жалоба подается в суд с копиями по числу лиц, действия которых обжалуются, и оплачивается государственной пошлиной.

При решении вопроса о принятии жалобы к рассмотрению возможны три ситуации: положительное решение вопроса; отказ в принятии рассмотрению; оставление жалобы без движения.

При подаче жалобы в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, местного самоуправления, должностному лицу, последние обязаны рассмотреть жалобу в течение 1 месяца. Если орган не дает ответа в установленный срок или отвечает отказом, то гражданин вправе обратиться в суд. Суд при этом, приняв жалобу, может приостановить исполнение обжалуемого решения.

Сроки обращения с жалобой таковы:

- 3 месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

- 1 месяц со дня получения отказа в удовлетворении его жалобы в вышестоящей инстанции.

Особенность в сроках состоит в том, что гражданину нельзя отказать в принятии жалобы по мотиву пропуска заявителем срока подачи установленного законом, даже если жалоба не содержит просьбы о восстановлении срока. Однако есть два правила, связанных с этой особенностью:

1. срок пропущен по уважительной причине и не может быть восстановлен судом после проверки обстоятельств пропуска срока в судебном заседании;

2. судья может отказать в принятии жалобы по основаниям, предусмотренным в законе.

В целом, жалоба рассматривается по правилам гражданского судопроизводства с учетом ее специфики и особенностей.