Основы конституционного строя. Структура государственной власти.

Сущность Конституции, ее основные отличительные признаки и функции.

Конституция – это центр правовой системы. Все остальные правовые акты в той или иной форме развивают и конкретизируют конституционные положения. Слово «конституция» происходит от латинского ”constitutio” – установление, устроение.

Конституция Республики Беларусь – это приведенная в единую научную систему совокупность юридических норм, выражающих волю народа, облеченных наивысшей юридической силой, закрепляющих и регулирующих основные устои общества, государства, правовой статус человека и гражданина. Конституция Республики Беларусь была принята 15 марта 1994года, а вступила в силу со дня опубликования - 30марта 1994года, действует с изменениями и дополнениями, внесенными на основе референдума 24ноября 1996года.

Отличительными признаками являются:

- деидеологизированный характер;

- закрепление в качестве экономической основы многообразия форм собственности;

- установление равенства государства и гражданина, наличие у них взаимных обязательств;

- приоритет общепризнанных принципов международного права;

- разделение и взаимодействие властей;

- прямой характер действия норм Конституции.

Основные функции Конституции:

-учредительная –закрепляет определенные устои общества, государства, человека и др.;

-регулятивная – устанавливает определенные правила;

-правонаделительная – определяет предметы ведения, полномочия государственных органов, отдельных должностных лиц и граждан;

-охранительная – защищает интересы государства, общества, права граждан, основы общественного строя;

-социальная – воздействует на структуру общества, общественный порядок;

-политическая – определяет политику внутри государственной и общественной жизни, внешнеполитическую деятельность государства;

-экономическая – определяет формы собственности, рыночные отношения, финансовые формы и методы хозяйствования; и др.

 

Конституционным строем следует считать порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а само государство действует в рамках демократической Конституции. Требование о создании и защите демократического конституционного строя закреплено в ряде статей Конституции (ст.ст.2,57 и др.). Верховенство власти означает, что в государстве никто не может стоять над ней, т.е. неограниченность власти ничем, кроме необходимости соблюдать законы, права и свободы человека. Государство является элементом политической системы, которая представляет собой организационно-правовой механизм, объединяющей кроме государства, политические партии, общественные объединения, через которые народ осуществляет власть. Стабильность и устойчивость политической системы зависит от крепости и устойчивости экономического строя общества.

Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную.

Основоположниками классического варианта теории разделения властей называют Джона Локка и Шарля Монтескье. Главное требование принципа разделения властей, сформулированное ими, заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотребления властью со стороны какой-либо социальной группы или отдельного лица, необходимо разделить государственную власть на «ветви»:

законодательную, избранную народом, призванную вырабатывать стратегию развития общества и регулировать общественные отношения;

исполнительную, назначаемую законодательным органом, и занимающуюся реализацией принятых законов;

судебную, выступающую гарантом восстановления нарушенных прав.

Каждая из этих властей, являясь самостоятельной и взаимно сдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов.

Деятельность законодательной власти регламентируется жесткой юридической процедурой законодательного процесса – от законодательной инициативы до подписания и вступления в силу того или иного законодательного акта.

При этом в качестве сдерживающих факторов могут выступать:

· Президент, визирующий законодательные акты и имеющий право отлагательного вето,

· Конституционный Суд, в компетенции которого находится проверка на соответствие Конституции любого законодательного и подзаконного акта.

Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь - центральный орган государственного управления.

Основная функция исполнительной власти состоит в организации исполнения законов, принимаемых законодательной властью. Правительство руководит системой подчиненных ему исполнительных и распорядительных органов, обеспечивает исполнение Конституции и законов, а также выполняет другие функции, возложенные на него Конституцией и законами.

Судебная власть – это система независимых государственных органов – судов, призванных от имени государства осуществлять правосудие, разрешать в судебных заседаниях все возникающие споры и конфликты. Исключительность судебной власти проявляется в том, что только судосуществляет правосудие.

Судебная власть – независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности.

Государственные органы всех трех ветвей власти в пределах своих полномочий самостоятельны, взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

 

3. Суверенитет народа, нации, государства. Характерные конституционные особенности государства – унитарное, демократическое, социальное, правовое.

Суверенитет (верховная власть) - верховенство и независимость власти.

Различают:

А. Суверенитет государственный - реальное обладание государства верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельность в осуществлении внутренней и внешней политики, неотъемлемое свойство и условие правосубъектности на международной арене. Суверенное государство обладает монопольным правом решать свои дела, обеспечивая независимость и территориальную целостность различными способами. Суверенитет государства является полным и исключительным.

Б. Суверенитет национальный – полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая способность политически самоопределяться вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

В. Суверенитет народный – полновластие народа, т.е. обладание народом социально-экономическими и политическими средствами для реального участия в управлении делами общества и государства. Народный суверенитет является одним из принципов конституционного строя во всех демократических государствах.

Основы конституционного строя Республики Беларусь определены в разделе 1Конституции РБ.Согласно определению, данному в статье 1 Конституции РБ, Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство.

return false">ссылка скрыта

Таким образом, Республика Беларусь с точки зрения государственного устройства является:

Унитарным (единым) государством, т.е. государством не имеющим, в отличие от федераций, в своей внутренней структуре других государств. Унитарное государство имеет административно-территориальное деление.

Демократическим государством, т.е. государством, в котором обеспечивается народовластие, политический плюрализм (многообразие взглядов, мнений, политических партий), внедрен принцип разделения властей, существует местное самоуправление, развиваются все формы собственности.

Социальным государством, т.е. ответственным за существование общества, обеспечивающим достойное существование человеку и его развитие на принципах социального равенства.

Правовым государством, т.е. государством, в котором существует конституционный строй: принята и действует демократическая конституция и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина, органы государства связаны правом (законом).