Понятие законодательства. Соотношение международного и национального права.
Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве, по кругу лиц.
· Действие нормативно-правового акта во времени связано с вступлением его в силу и моментом утраты им юридической силы. Любой нормативно-правовой акт начинает действовать с какой-либо даты. Все нормативно-правовые акты вступают в силу по истечении определенного времени после официального опубликования, если при принятии акта не установлен другой срок введения его в действие. Официальным опубликованием актов, принимаемых законодательными органами, считается опубликование их в специальных официальных изданиях. Законы и декреты подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок. Законы официально публикуются в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь, Ведомостях Национального собрания Республики Беларусь, газетах «Звязда», «Народная газета».
· Действие нормативных актов в пространстве связывается с их распространением на государственную территорию, к которой относятся:
- земная территория, ее недра,
- внутренние и территориальные воды,
- воздушное пространство над земной и водной территорией,
- территории посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море,
- кабины летательных аппаратов над территорией, не входящей в состав другого государства.
Любой нормативный акт имеет определенную сферу своего действия.
· Действие по кругу лиц означает распространение нормативных требований на всех адресатов в рамках территориальной сферы действия того или иного акта. Адресатами нормативных актов могут быть все граждане или определенные группы населения, все должностные лица или отдельные их категории.
Законодательство – это вся совокупность законов и иных нормативно-правовых актов, действующих в стране. Оно имеет свою систему, включающую составные элементы.
Составные элементы законодательства:
- статья нормативно-правового акта;
- нормативно-правовой акт;
- отрасль законодательства.
Система права органически связана с системой законодательства, т.к. в законодательстве правовые нормы получают свое реальное выражение. Они соотносятся как форма и содержание. Каждая отрасль права имеет свою систему законодательства, т.е. систему источников права.
В национальную систему права входит гражданское, уголовное и другие отрасли права. А в международное право входят международное публичное право (МПП) и международное частное право (МЧП).
В качестве основных факторов, определяющих приоритет международного права над национальным в современных условиях, можно выделить следующие:
· Ценностный фактор, т.е. приоритет общечеловеческих ценностей над всеми другими. Решающей общесоциальной ценностью является человеческая личность, ее права и свободы; положения о естественных и неотъемлемых правах человека становятся общепризнанными, находят свое отражение в актах ООН и в международно-правовых соглашениях.
· Экономический фактор. Международное разделение труда, образование мирового рынка вызывают к жизни возникновение фактически, экономических, торговых отношений, которые требуют правового оформления.
· Политический фактор. В тоталитарных государствах действует принцип приоритета государства над правом и национального права над международным. От таких государств можно ожидать агрессивной внешней политики по отношению к другим государствам. В соответствии со ст.8 Конституции Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции.
Тема 3: Конституция Республики Беларусь.
1. Сущность Конституции, ее основные отличительные признаки и функции.
2. Основы конституционного строя. Структура государственной власти.
3. Суверенитет народа, нации, государства. Характерные конституционные особенности государства – унитарное, демократическое, социальное, правовое.
4. Правовой статус гражданина Республики Беларусь. Защита прав и свобод человека и гражданина в Республике Беларусь. Роль ООН в защите прав человека.
5. Избирательный кодекс Республики Беларусь об основных принципах избирательной системы.
6. Конституционные основы организации и деятельности государственных органов Республики Беларусь. Президент. Парламент. Правительство. Суд. Местное управление и самоуправление. Прокуратура. Комитет государственного контроля.