Общая характеристика субъектов отношений регулируемых МЧП.

Критерии наличия в правоотношениях иностранного элемента.

Национальный характер МЧП.

В литературе МЧП регулирует частные отношения, пересекающие границы государств или трансграничные отношения. Правоотношения, связанные с правовыми системами разных государств.

МЧП – часть внутреннего национального права любого государства (часть национально-правовой системы)- у каждого гос. есть свое МЧП - в этом и проявляется национальный характер данной отрасли.

Нормы МЧП содержатся в специальных источниках - в РФ – раздел 6 ГК РФ.

Каждое государство при регулировании отношений применяет не одни и те же нормы МЧП, которые были бы общие для разных государств, а свои, отличные от др. государств нормы.

*Исключение. Применение унифицированных норм, т.е. единообразных норм (М договоров, а также общепризнанных принципов и начал международного права).


Определение критериев очень важно с практической точки зрения, так как они позволяют отнести конкретное правоотношение к предмету регулирования МЧП и соответствующих правовых норм.

Критерии:

1. наличие в правоотношениях иностранного субъекта (иностранных граждан, юридических лиц и в определенных случаях иностранные государства);

2. объекты правоотношения, в связи с которым это правоотношение существует, находится за границей, в иностранном государстве. Такое правоотношение считается осложненным иностранным элементом и тогда когда все участники этого правоотношения принадлежат одному государству.

Например: наследственное правоотношение: когда имущество находится в иностранном государстве, а наследники (субъекты наследственного правоотношения) являются гражданами другого государства (государств) или проживают там.

3. юридические факты, которые лежат в основе возникновения, изменения и прекращения частноправовых отношений, имели или имеют место в иностранном государстве.

Например: заключение договора, смерть физического лица, причинение вреда.

Достаточно одного критерия для того чтобы считать правоотношения осложненными иностранным элементом.


Категории участников:

1) физические лица;

2) юридические лица;

3) государства;

4) международные организации;

Первые 2 категории основные, типичные участники отношений МЧП.

Последние 2 – нетипичные участники МЧП и, как правило, отношения, в которых выступают такие субъекты, регулируются нормами МПП. Но в тех случаях, когда они выступают в качестве стороны частных отношений с иностранным элементом, на них распространяется действие норм МЧП.

Любая международная организация в соответствии со своим уставом или регламентом вправе вступать в частные отношения с частными лицами необходимые для достижения целей своей деятельности (арендовать имущество, приобретать имущество и др.)

Например: организация освобождения Палестины.

Специфика государства участника отношений:

1. когда государство как таковое становится субъектом соответствующих отношений, для МЧП является очень редким;

2. государство как таковое может быть участником международных частных отношений при условии, что второй стороной в таком правоотношении будут иностранные физические и юридические лица (частное лицо). В МЧП не может быть таких правоотношений, когда все участники государства (это уже МПП).

Типичные случаи участия государства в международных частных отношениях:

1. если государство размещает государственные заемные обязательства в иностранных государствах, и эти обязательства приобретаются иностранными частными лицами;

2. при предоставлении государством концессий, то есть при заключении концессионных договоров с иностранными лицами;

3. заключение инвестиционных соглашений с иностранными частными инвесторами;

4. заключение внешнеэкономических сделок;

5. государство может быть субъектом деликтного обязательства;

6. государство может быть субъектом наследственного правопреемства, как по завещанию, так и по закону, если наследство открыто в иностранном государстве.

При федеративном устройстве государства субъектом МЧП могут быть и субъекты федерации.


[5] Понятие источников МЧП и их классификация.

Вопрос об источниках МЧП – это вопрос о формах существования правовых норм данной отрасли. Источники МЧП имеют существенную специфику. Основная особенность – двойственный характер источников. В соответствии с таким подходом все источники МЧП подразделяются на, так называемые международное и национальное (внутригосударственное).

Международные источники:

1) международные договоры заключаемые между государствами;

2) международно-правовой обычай;

3) акты международных организаций.

 

Внутригосударственные источники:

1) национальное законодательство конкретного государства;

2) обычай, который сложился во внутренней практике конкретного государства;

3) судебный прецедент (судебная арбитражная практика).

Двойственность источников не означает возможности деления МЧП на какие-то две части, так как предметом регулирования норм, содержащихся во всех этих источниках, являются одни и те же отношения, а именно - частные отношения с иностранным элементом.

В то же время двойственность источников создает дополнительные трудности и особенности при применении норм МЧП. Поэтому традиционно считается, что вопрос о соотношении международных и национальных источниках имеет важное значение.


[6] Соотношение международных и национальных источников МЧП. Значение нормы ст.7.ГК РФ.

1. ч. 1 ст. 7 ГК РФ. Общепризнанные нормы и принципы МП и международные договоры РФ в соответствии с Конституцией РФ являются составной частью правовой системы РФ. Т.о. первый аспект соотношения сводится к тому, что и то и другое представляют собой части правовой системы государства. Поэтому для любого правоприменителя одинаково обязательно соблюдение и применение норм международных источников (договоров) и соответственно национального законодательства.

2. второй аспект соотношения связан с возможными коллизиями между нормами, содержащимися в международном договоре и во внутреннем законодательстве государства-участника договора. В международно-правовой практике в качестве общего принципа законодательно закрепляется принцип верховенства (примата) международного договора по отношению к национальному законодательству. В РФ конституционное регулирование этого вопроса предусмотрено в п. 4 ст. 15 Конституции РФ: если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, то применяются правила международного договора.

3. третий аспект: международные договоры, регулирующие частные отношения, могут регулировать экономические отношения как непосредственно, так и через законодательные акты, принятие которых требуют нормы ратифицированного международного договора. Это закреплено в ст. 7 ч. 2 ГК РФ международные договоры РФ применяется к отношениям, указанным в п. 1 и 2 ст. 2 настоящего кодекса, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта.

Хотя такое деление признается многими юристами международниками, но такой подход не выступает в доктрине МП в качестве общепризнанного. Дмитриева: все источники РФ не подлежат делению на международное и национальное, они все являются национальными. Если договор РФ ратифицирован, то тем самым он становится частью правовой системы государства, а следовательно перешел в разряд национальных источников.

Контраргументы:

1. сам законодатель выделяет международные источники (в частности международные договоры) как особую категорию источников;

2. международные источники в отличии от национального законодательства представляет собой результат международного сотрудничества и согласования воли различных государств, что в свою очередь предопределяет особый механизм их выработки и применения. Как источник права международный договор не может быть изменен в одностороннем порядке государством-участником этого договора.

Т.о. следует признать деление источников на международное и национальное юридически обоснованным и имеющим значение для практического применения норм международных договоров.