Что такое международное гуманитарное право (МГП)?

Знание международного гуманитарного права – условие его соблюдения.

Краткая информация о международном гуманитарном праве

Все профсоюзы пользуются равными правами и равно осуществляют свою представительскую и защитную функции.

В связи с изменениями в обществе правовой статус российских профсоюзов также меняется. Так, государство вернуло себе от профсоюзов право управлять государственным социальным страхованием (оставив им право на участие в этом), а также право надзора, сохранив за ними право общественного контроля за соблюдением трудового законодательства и охраны труда. В то же время профсоюзы получили и ряд новых прав. Например, на участие в разрешении коллективных трудовых споров, в коллективных переговорах и на заключение социально-партнерских соглашений, право на участие в проведении мер по обеспечению занятости и др. Конституция РСФСР 1978 г. предусматривала право профсоюзов на законодательную инициативу. Ныне действующая Конституция РФ 1993 г., к сожалению, его не предусматривает. Но конституции и уставы ряда субъектов Российской Федерации сохранили это право профсоюзов и закрепили его в своих законах о профсоюзах. На практике правовой статус профсоюзов всегда проявляется не вообще, а в качестве конкретного правового статуса определенного профсоюзного органа. Права профсоюзов являются одновременно и их обязанностями перед членами профсоюзов, трудовыми коллективами работников активно осуществлять предоставленные им права по защитной их функции.

Государственные органы, предприятия, учреждения, организации обязаны всемерно содействовать профсоюзам в их деятельности.

Профсоюзы как субъекты трудового права не подлежат регистрации. Они имеют право представлять своих членов, участвовать в установлении условий труда и его оплаты на всех уровнях их органов. Таким образом, они являются субъектами трудового права на всех этапах правового регулирования труда – при создании норм трудового права, их применении, контроле за соблюдением трудового законодательства, охраны труда, а также в разрешении коллективных трудовых споров как представители работников.

 

 

 

Основные положения Международного гуманитарного права (МГП) закреплены в 4-х Женевских Конвенциях 1949 года и 3-х дополнительных протоколах к ним.

МГП представляет собой свод правовых норм, призванных ограничить негативные последствия вооруженного конфликта. Оно обеспечивает защиту лиц, которые не принимают или прекратили принимать участие в боевых действиях, и ограничивает средства и методы ведения боевых действий. Международное гуманитарное право также известно как право войны или право вооруженных конфликтов.

МГП является частью международного права, регламентирующего отношения между государствами. Составными частями международного права являются соглашения между государствами (договоры и конвенции), положения обычного права, опирается на существующую практику государств, которая принимается в виде закона, и общих правовых принципов.

Международное гуманитарное право применяется в ситуации вооруженного конфликта. Оно не регулирует вопросы применения силы государствами. Последний вопрос регулируется отдельной, не менее важной частью международного права, изложенной в Уставе Организации Объединенных Наций.

Становясь участниками Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним 1977 г. и 2005 г., государства берут на себя обязательство как можно шире распространять положения этих договоров, как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов с целью ознакомления с ними личного состава вооруженных сил и всего населения.

МГП предусматривает систему пресечения нарушений, основанную на индивидуальной уголовной ответственности лиц, которые их совершили. То есть, непринятие мер и ответственность начальника в ситуациях военного конфликта. В ситуациях вооруженного конфликта вооруженные силы или группировки, как правило, находятся в подчинении командования, которое несет ответственность за действия их личного состава. Таким образом, логика эффективного функционирования системы пресечения требует, чтобы привлекались к ответственности в персональном порядке начальников, не принявших адекватные меры для того, чтобы воспрепятствовать совершению их подчиненными серьезных нарушений МГП.

МГП широко применяет информацию по ключевым правовым документам, касающихся режима оккупации территории неприятельской стороной, а также вопросам защиты населения на этих территориях.

Ситуация оккупации существует тогда, когда население какой-либо территории переходит под власть неприятельской иностранной державы, которая получила контроль над территорией частично или полностью.

МГП применимо в таких случаях, вне зависимости от того, является ли оккупация законной (например, обусловленным намерением "освободить" население страны от терании и распространить демократические принципы и т.п. Например Афганистан, Ирак).

Современными источниками правовых норм, касающихся режима оккупации, являются Гаагское положение 1907 года, Четвертая Женевская конвенция 1949 года и некоторые положения Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям, принятого в 1977 году.

Режим оккупации налагает обязательства на оккупирующую сторону, одновременно предоставляя ей определенные права, но не нарушает суверенитета оккупированной территории. Как только власть над территорией переходит к оккупирующей стороне, в её обязанности входит восстановление общественного порядка и безопасности в пределах возможного.