Бюджетное устройство. Бюджетная система РФ, ее структура. Бюджетный федерализм. Правовой режим внебюджетных фондов

 

Бюджетное устройство — организация бюджетной системы Российской Федерации.

 

Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, согласованными принципами бюджетного процесса, единой социально-экономической и налоговой политикой. В статье 28 Бюджетного кодекса РФ закреплены следующие принципы построения бюджетной системы:

 

единство;

самостоятельность бюджетов;

полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

сбалансированность бюджета;

эффективность и экономность использования бюджетных средств;

общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;

гласность;

достоверность;

адресность и целевой характер бюджетных средств.

 

Бюджетная система РФ представляет собой совокупность бюджетов различных уровней, основанную на экономических отношениях и юридических нормах. Ст. 10 Бюджетного кодекса РФ определяет следующую структуру бюджетной системы:

 

федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ;

бюджеты субъектов РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов;

 

местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также бюджеты городских и сельских поселений.

 

Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы РФ образуют консолидированный бюджет РФ. Консолидированный бюджет используется в процессе бюджетного планирования и прогнозирования и разрабатывается одновременно с проектом бюджета соответствующего уровня. Его количественные характеристики служат для подтверждения реальности и обоснованности показателей федерального, регионального и местных бюджетов.

 

Главное звено бюджетной системы — федеральный бюджет России, в котором концентрируется основная часть ресурсов бюджетной системы страны.

 

Наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве — бюджетный федерализм, т.е. бюджетные взаимоотношения центра и регионов. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации доходная часть территориальных бюджетов состоит из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций кредитных ресурсов.

 

Закрепленные доходы — это доходы, полностью поступающие в соответствующие бюджеты. Например, по действующему законодательству за бюджетами субъектов Федерации закреплен налог на имущество предприятий, за местным бюджетом — налог на имущество физических лиц.

 

Регулирующие доходы — это средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджетному звену сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов. Основная часть налоговых доходов субъектов Федерации и местных бюджетов в настоящее время формируется за счет регулирующих доходов.

 

Для регулирования бюджета применяется и метод оказания прямой финансовой поддержки из вышестоящего бюджета нижестоящему в форме фиксированной денежной суммы на безвозмездной основе (межбюджетный трансфер). В настоящее время такая поддержка предоставляется в виде дотаций, субвенций, иных межбюджетных трансфертов бюджетам.

 

Дотации— средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците.

 

Субвенции— средства, предаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящим бюджетам на финансирование строго целевого мероприятия. Субвенции подразделяются на два вида: текущие (направленные на финансирование текущих расходов) и инвестиционные (направленные на финансирование инвестиционной, инновационной деятельности).

 

Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основе (ст. 6 БК РФ). Можно выделить несколько разновидностей бюджетных кредитов:

 

бюджетный кредит юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями (ст. 76 БК РФ);

 

бюджетный кредит государственным и муниципальным унитарным предприятиям (ст. 77 БК РФ);

 

бюджетный кредит бюджету другого уровня.

 

Понятие «бюджетный кредит» следует отличать от понятия «государственный кредит». Понятие «государственный кредит» гораздо шире и охватывает несколько видов договорных отношений:

 

1) договоры, в которых государство выступает в роли заемщика-должника:

 

договоры государственного займа;

 

кредиты, предоставляемые кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

 

2) договоры, в которых государство выступает в качестве кредитора, предоставляющего бюджетные средства на возвратной основе:

 

договоры бюджетного кредита;

 

договоры налогового кредита;

 

договоры предоставления средств иностранным государствам, их юридическим лицам, международным организациям.