Организационно-управленческие правоотношения в сфере труда

Правоотношения по содействию занятости и трудоустройству

Трудовому правоотношению, главному в сфере труда, как правило, предшествуют правоотношения по обеспечению занятости и трудоустройству.

Они возникают при устройстве граждан на работу и подборе кадров работодателями, в том числе с помощью службы занятости.

Данные правоотношения, как правило, предшествуют трудовым правоотношениям, но могут последовать и за прежними трудовыми правоотношениями при высвобождении работников, а также сопутствовать трудовым, когда не прекратив свои правоотношения с одним работодателем, работник подыскивает себе новую работу.

В зависимости от субъектов правоотношения по обеспечению занятости и трудоустройству возникают между:

· органом службы занятости и гражданином (при обращении последнего в службу занятости с заявлением о помощи в устройстве на работу и регистрации обратившегося лица в качестве безработного);

· органом службы занятости и работодателем (с момента приобретения работодателем правоспособности и до его ликвидации);

· трудоустраиваемым гражданином и работодателем (при предоставлении работодателю направления органа службы занятости).

Основания реализации отношений по обеспечению занятости населения и трудоустройства закреплены в Законе РФ от 19.04.1991 г. № 1032—1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Организационно-управленческие правоотношения способствуют разрешению вопросов, связанных с организацией и оплатой труда, удовлетворению социально-экономических интересов как трудовых коллективов, отраслей, регионов, так и отдельного работника.

Данные правоотношения возникают между:

· коллективом работников и работодателем;

· профсоюзным органом на производстве и работодателем;

· представителями социальных партнеров на федеральном, региональном, территориальном, отраслевом и иных уровнях.

Организационно-управленческие правоотношения возникают для работника с момента его вхождения в трудовой коллектив. Эти правоотношения носят длящийся характер; они возникают как между коллективом работников, так и между работодателем и профорганами.

Объектом этих правоотношений выступают социально-экономические интересы (оплата труда, охрана труда и т.п.) как отдельного работника, так и коллектива или отрасли.

Субъектами выступают представительные органы работников в социально-партнерском правоотношении, представители работодателей, а в некоторых случаях — органы исполнительной власти. Социально-партнерские правоотношения возникают в связи с началом ведения коллективных переговоров. Они длятся до завершения срока действия соответствующих соглашений.