Кризис юриспруденции и компиляции IV-V вв.

Изменения в характере источников права.

ЭПОХА ДОМИНАТА И КОДИФИКАЦИЯ ЮСТИНИАНА.

В эпоху домината (IV-V вв.н.э.) единственной формой законодательства становятся постановления императоров (leges), теперь сенат не утверждает решений императора, а лишь информируется о них. Из императорских постановлений постепенно выходят из употребления инструкции чиновникам mandata. Decreta и rescripta теперь рассматриваются как частные случаи. Нормальной, наиболее употребимой формой императорского указа становится эдикт, а собрания таких указов называется конституцией.

Все прежнее законодательство получает название "старое право" (ius vetus). С середины III в.н.э.

С середины III в. н.э. - кризис юриспруденции, исчезают самостоятельные, оригинальные труды юристов по римскому праву, известны в основном лишь компиляции. Однако еще существуют юридические школы в Константинополе, Александрии, Цезарее и Берите. Из представителей последней школы известны юристы Кирилл, Домнин, Демосфен и Патрикий.

Сохранились следующие компиляции IV-V вв.:

1) Ватиканские фрагменты - конец IV - нач. V вв. В основе этой компиляции конституции Домициана, отрывки из сочинений Папиниана, Павла и Ульпиана. Манускрипт найден в библиотеке Ватикана кардиналом Анджело Май. Содержание: купля-продажа, узуфрукт, дарение, опека.

2) Сопоставление законов Моисеевых и римских (Collatio legum Mosaicarum et romanarum) - датируется началом V в.н.э., рукопись VIII-XI вв. Написаны либо христианским автором, либо, согласно итальянскому ученому Вольтерра - евреем в пику христианам. Данная компиляция содержит отрывки из Папиниана, Павла (особенно много отрывков из Сентенций), Ульпиана, Модестина и Гая. Посвящено главным образом уголовному праву, депозиту и наследственному праву.

3) "Советы некоего древнего юриста" (Consultatio veteris cuiusdam jurisconsulti) - название этой компиляции дал средневековый ученый Куяций, так как по форме - это советы адвоката. Главным образом состоит из фрагментов из Сентенций Павла, конституций из кодекса Грегориана, Гермогениана и Феодосия. Датируется VI в. н.э., но первая часть - более древняя.

4) Римско-сирийская законная книга (датируется около 476 г.) Это произведение духовного лица для церковных судов (известны сирийская, арабская, армянская и греческая версии манускрипта). Составлена в основном по указам восточных римских императоров, но чувствуется влияние греческого и сирийского права, особенно в вопросах о наследовании. Действовала в Средние века на территории Византии, Грузии, Армении и арабского Востока. Соответственно, сохранились арабский, армянский и грузинский переводы.