Вопрос. Общие вопросы международного сотрудничества в борьбе с преступностью.
ЛИТЕРАТУРА
Заключение.
Международные стандарты обращения с правонарушителями.
Международная организация уголовной полиции.
Правовая помощь по уголовным делам.
Сотрудничество государств по борьбе с преступностью в рамках международных организаций.
Борьба с отдельными видами преступлений международного характера.
Введение. О 1. Общие вопросы международного сотрудничества в борьбе с преступностью.
Тема 10. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью.
ДОКУМЕНТЫ:
Конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков 1929 г, Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г.
Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г.
Конвенция о борьбе с незаконными действиями, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г.
Конвенция о психотропных веществах 1971 г.
Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г.
Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г.
Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются 1978 г.
Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993г.
Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка 1979г.
Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних 1984 г. ("Пекинские правила).
Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.
Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью 1985 г.
Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни.
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными 1958 г.
ООН. Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию право порядка 1990 Устав Международной организации уголовной полиции 1946 г. // Сборник международных документов по борьбе с преступностью. Сост. Л.А.Новикова. Орел, 1999.
Права человека и предварительное заключение. Сборник международных стандартов, касающихся предварительного заключения. ООН. Нью-Йорк и Женева. 1994.
Уголовный кодекс РФ.
Уголовно-исполнительный кодекс РФ.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ.
Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью от 24 апреля 1992 г.
Положение о НЦБ Интерпола в Российской Федерации.
Инструкция о порядке исполнения и направления органами внутренних дел Российской Федерации запросов и поручений по линии Интерпола.
ДополнительнаяБлищенко И.Л, Каламкарян Р.А., Карпец И.И. Международное уголовное право. М., 1995, Лукащук И.И. Вьщача обвиняемых. // Российская юстиция. 1997. NQ 1. Панов ИЯ. Сотрудничество государств в борьбе с международными уголовными преступлениями. М., 1993.
Он же. Международное уголовное право. М., 1997. Родионов К.с. Интерпол: вчера, сегодня, завтра, М., 1990.
Уголовная юстиция: проблемы международного сотрудничества. Международный научно-исследовательский проект. М., 1995.
Методические указания.
Борьба с преступностью относится к внутренней компетенции каждого государства и ведется, прежде всего, на основе национального законодательства, но есть преступления, представляющие опасность не только для отдельных государств, но для всего международного сообщества, борьба с ними требует усилий многих государств. Международное сотрудничество государств в борьбе с преступностью ведется в рамках ООН, других международных организаций (органов), путем заключения международных соглашений о борьбе с отдельными преступлениями; о правовой помощи по уголовным делам, о выдаче правонарушителей. В ходе такого сотрудничества необходимо соблюдение прав человека, независимо от его процессуального положения.
Введение.
Проблема преступности как негативного социального феномена в настоящее время приобретает во все большей степени глобальный характер. Во-первых, поскольку преступность практически во всех странах мира превращается в серьезное препятствие. На пути их социально-экономического, политического и культурного развития, существенно снижая качество жизни населения, что предопределяет заинтересованность членов мирового сообщества в совместном поиске наиболее действенных путей и средств решения данной проблемы. Во-вторых, В.связи с тем, что круг преступных деяний, представляющих очевидную международную опасность (например, незаконный: транспортный оборот наркотиков, оружия и радиоактивных материалов, террористические акты международного характера), постоянно расширяется, а борьба с такого рода преступлениями становится. по-настоящему эффективной только при согласовании действий различных государств, при рациональном сочетании внутригосударственных и международных усилий.
В самом общем виде международное сотрудничество в борьбе с преступностью представляет собой объединение усилий государств и других участников международных отношений в целях повышения эффективности правоохранительной деятельности, включая предупреждение, пресечение и расследование преступлений, а также исправление правонарушителей.
Объем и характер международно-правовой регламентации сотрудничества в сфере борьбы с правонарушениями свидетельствует о том, что в современном международном праве сформировалась самостоятельная отрасль "право международного сотрудничества в борьбе с преступностью".
Источниками этой отрасли являются многосторонние конвенции о борьбе с преступлениями международного характера (с захватом заложников, угоном воздушных судов и т.п.; договоры о правовой помощи по уголовным делам;
договоры, регулирующие деятельность соответствующих международных организаций. Обязательства государств по этим договорам заключаются, прежде всего, в определении международных уголовно-правовых деяний, установлении правил юрисдикции, регламентации правовой помощи по уголовным делам и действий организаций.
Можно выделить два вида сотрудничества государств в борьбе с международной преступностью:
договорно-правовой или конвенционный (путем заключения специальных соглашений) и институционный (в рамках международных организаций, органов, особенно всеобщего и регионального характера).
В рамках международного сообщества борьба с преступностью ведется не только с помощью применения национальных уголовных и других законов, но с помощью целого комплекса межгосударственных соглашений, составляющих в своей совокупности международное уголовное законодательство.
Для государства в качестве правовой основы борьбы с международной преступностью могут служить прецеденты и некоторые обычные нормы.
return false">ссылка скрытаШирокое признание получила обычная норма, согласно которой индивидуальной ответственности за международные преступления подлежат лица, независимо от того, участвуют ли государства, гражданами которых они являются, в соответствующих конвенциях по борьбе с данными преступлениями. В таких случаях юридическим основанием ответственности служит то, что преступность и наказуемость таких деяний признана международным сообществом, а обязанность борьбы с ним и является императивной нормой международного права.
Анализ международной практики позволяет выделить следующие основные направления сотрудничества государств в сфере охраны правопорядка:
1. оказание правовой помощи по уголовном делам, включая выдачу (экстрадицию).
2. заключение и реализация договоров о борьбе с преступлениями, представляющими международную опасность;
3. разработка международных норм и стандартов (обязательного и рекомендательного характера), обеспечивающих защиту прав человека в сфере охраны правопорядка;
4. признание, и исполнение решений иностранных органов по административным и уголовным делам;
5. регламентация вопросов национальной и международной юрисдикции;
6. совместное изучение проблем охраны правопорядка, обмен опытом их решения 7. оказание материально-технической помощи (подготовка кадров, предоставление, экспертных услуг, поставка специальных средств, техники);
8. обмен информацией, в том числе оперативной, криминалистической, о нормативно-правовом регулировании.