Комиссия международного права ООН при разработке Проекта статей об ответственности государств разработала статьи об обстоятельствах, исключающих ответственность государств.

1) В случае достижения государствами взаимного согласия относительно действий, которые противоречат ранее принятым ими обязательствам или соответствующим нормам международного права.

2) В случае, если действия государства вызваны противоправными действиями другого государства и являются закономерными с точки зрения международного права в отношении государства-правонарушителя.

3) Если деятельность государства была вызвала непреодолимой силой или не поддающимися контролю непредвиденными внешними событиями.

4) Если субъект поведения, представляющий данное государство в ситуации крайнего бедствия не имел иной возможности спасти жизни или жизнь вверенных ему людей.

5) Если государство вынуждено было нарушить принятые на себя обязательства при наличии крайней необходимости.

6) Если государство действует в целях самообороны, в соответствии со ст. 51 Устава ООН.

Доктрина международного права и международная практика признают то положение, что международные организации являются субъектами международной ответственности и субъектами международных претензий.

Международная организация может быть привлечена к ответственности за нарушение законодательства стран пребывания, Международная организация несет ответственность за противоправность действия своих исполнительных органов и персонала.

3Международно-правовая ответственность государства-агрессора за нарушение мира и безопасности дополняется мера ответственности физических лиц за нарушение ими норм об обеспечении мира, "законов и обычаев войны".

Различают две группы субъектов правонарушений:

1) главные военные преступники (главы государств, политики, военные и т, п.), которые несут ответственность, как за свои преступления, так и за преступления рядовых исполнителей;

2) непосредственные исполнители преступлений, выполняющие преступные приказы или совершающие преступления по своей инициативе.

Судить военных преступников могут как специально созданные международные суды (международные военные трибуналы), так и национальные суды тех государств, на территории которых эти лица совершили преступления.

Согласно нормам международного права военным преступникам не может ,быть предоставлено убежище.

Конвенция о неприменимости срока давности, к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г.

установила правило о неприменимости срока давности к военным преступлениям независимо от времени совершения, а к преступлениям против человечности - также, и от того, были они совершены в военное или, мирное время.

4 вопрос. Санкции в международном праве.

Санкции - это принудительные меры как вооруженного, так и невооруженного характера, применяемые субъектами международного права в установленной процессуальной форме в ответ на правонарушение с целью его пресечения, восстановления нарушенных прав и обеспечения ответственности правонарушителя.

Санкции в международном праве отличаются от ответственности следующими чертами:

- санкции это всегда действия потерпевшего (потерпевших), применяемые к правонарушителю, в то время как ответственность может выступать в форме самоограничений правонарушителя, - санкции, как правило, применяются до реализации мер ответственности и являются предпосылкой ее возникновения. Целью санкций является прекращение международного правонарушения, восстановление нарушенных прав и обеспечение осуществления ответственности, - санкции применяются в процессуальном порядке, отличном от того, в каком осуществляется международно-правовая ответственность;

- санкции являются правом потерпевшего и выражаются в формах, свойственных этим правомочиям;

- основанием применения санкций является отказ прекратить неправомерные действия и выполнить законные требования потерпевших субъектов.

Различают санкции, осуществляемые, в порядке самопомощи и санкции, осуществляемые с помощью международных организаций.

Санкции, осуществляемые в порядке самопомощи, являются реторсии, разрыв или приостановление дипломатических или консульских отношений, самооборона.

Реторсии - это ответные принудительные меры субъекта, направленные на ограничение охраняемых международным правом интересов другого государства и применяемые в ответ на правонарушение.

Репрессалии - это ответные принудительные меры, направленные на ограничение прав другого государства, совершившего правонарушение, Современное международное право запрещает вооруженные репрессалии (интервенции, блокады), которые рассматриваются как акты агрессии.

Самооборона- это особый вид санкций, выражающихся в применении к правонарушителю вооруженных мер в соответствии с Уставом ООН в ответ на вооруженное нападение. С юридической точки зрения, институт самообороны в международном праве схож с институтом необходимой обороны в национальном законодательстве.

В международном праве признано существование двух видов самообороны: необходимая оборона и самооборона от агрессии.

Необходимая оборона - представляет собой отражение актов применения вооруженных сил, не являющихся актом агрессии (принудительные меры в отношении морских, воздушных судов, вторгшихся на территорию государства и т. д.).

Подобные действия носят эпизодический, "разовый" характер и не преследуют цели развязывание войны.

Заключение.

Всегда, когда в результате действия или бездействия нарушается какое-либо обязательство, установленное той или иной формой международного права автоматически возникает новое правоотношение между субъектами международного права, которому вменяется указанный неправомерный акт и который должен нести за это ответственность путем возмещения причинённого ущерба, и субъектом, имеющим право требовать такого возмещения в случае невыполнения данного обязательства. Как заявила Постоянная палата международного правосудия, "одним из принципов международного, права и более того, общей правовой концепции является признание того, что любое нарушение взятого на себя обязательства влечет за собой обязанность предоставить репарации в адекватной форме. B свою очередь, Международный Суд ООН уточнил, что, как только на вопрос ответственности государства согласно международному праву "дан положительный ответ, возникает обязанность предоставить соответствующую компенсацию как следствие констатации этой ответственности".

В международном праве пока не установлены параметры санкций за те или иные международные преступления государств, и вопросы решаются в каждом отдельном случае в зависимости от всей совокупности обстоятельств. Это одна из главных причин того, что вопросы ответственности государств за международные преступления решаются или вообще не находят решения в зависимости, главным образом, от политических обстоятельств.