Вопрос. Общая характеристика международно-правовых средств обеспечения мира и предотвращения войны.

 

Генеральная Ассамблея ООН 5 декабря 1986 года и 7 декабря 1987 года приняла специальные резолюции о создании всеобъемлющей системы международного мира и безопасности, а 7 декабря 1988 года резолюцию "Всеобъемлющий подход к укреплению международного мира и безопасности в соответствии с Уставом ООН".

Роль международного права в осуществлении всеобъемлющего подхода к безопасности, в конечном счете, можно свести к выполнению двуединой задачи: а) обеспечение двуединого функционирования того механизма поддержания мира, которым международное право уже располагает, максимальное использование заложенного в действующих нормах потенциала, укрепление международного порядка; б) выработка новых международно-правовых норм.

Ядро современного права международной безопасности составляют, прежде всего, такие основные принципы международного права, как принцип неприменения силы, принцип мирного разрешения споров, принцип разоружения.

Пути реализации указанных принципов:

Первый путь повышение самоконтроля и самодисциплины всех государств, их ответственность перед международным сообществом за строгое соблюдение указанных принципов.

Второй путь - закрепление обязательств, вытекающих из принципа неприменения силы и мирного разрешения международных споров во внутригосударственном законодательстве.

Третий путь - развитие и конкретизация принципов.

Четвертый и самый важный путь - совершенствования и повышения эффективности международных механизмов международного контроля и принуждения.

Специальные принципы международной безопасности носят нормативный характер. Среди них особо следует выделить принцип равной безопасности и принцип не нанесения ущерба безопасности государств, а также принцип равенства и одинаковой безопасности.

Основными компонентами принципа равной безопасности являются: право каждого государства (без каких-либо исключений) на безопасность, обеспечение безопасности для всех в равной мере; равный учет интересов договаривающихся сторон (без дискриминации) в области безопасности в любом переговорном процессе; достижение согласия на основе баланса интересов.

Согласно принципу не нанесения ущерба безопасности государств, нельзя укреплять безопасность за счет безопасности других; никто не может получать односторонних преимуществ в обеспечении безопасности; недопустимо нанесение ущерба безопасности какому бы то ни было государству; следует отказаться от любых действий, наносящих такой ущерб.

Смысл принципаравенства и одинаковой безопасности состоит в том, что, государства и военные группировки, между которыми существует стратегическое равновесие, обязаны не нарушать этого равновесия, стремясь при этом к возможно более низкому уровню вооружений и вооруженных сил.

Международное право уже располагает широким комплексом международно-правовых средств обеспечения международной безопасности:

- мирные средства разрешения международных споров;

- системы коллективной безопасности (универсальную и региональную меры по предотвращению гонки вооружении и разоружения, неприсоединение и нейтралитет;

- меры доверия.

 

2 вопрос: Система международной безопасности

С точки зрения международного права, коллективная безопасность представляет собой совокупность совместных мероприятий государств и международных организаций по предотвращению и устранению угрозы международному миру и безопасности и пресечению актов агрессии и других нарушений мира.

Юридически система международной безопасности оформлена международными договорами. Различают универсальную и региональную системы коллективной безопасности.

Универсальная система коллективной безопасности представлена ООН Главная цель ООН- поддержание международного мира и безопасности, принятие эффективных коллективных мер для этого (ст. 1 Устава ООН).

Устав определяет основы современного мирового правопорядка, принципы взаимоотношений государств на, международной арене и предусматривает целый комплекс мер по сохранению международного мира и пресечению актов агрессии.

В их числе;

- средства мирного разрешения международных споров;

- меры по обеспечению мира с использованием региональных организаций безопасности;

- временные меры по пресечению нарушений международного мира и безопасности;

- принудительные меры в отношении государств- нарушителей без использования вооруженных сил;

- принудительные меры в отношении государств- агрессоров с использованием вооруженных сил.

Уставом ООН Совету Безопасности предоставлено право определять существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и от имени всех Объединенных Наций принимать решения о том, какие экономические, дипломатические или военные санкции следует предпринять. Эти решения являются обязательными для государств- членов ООН.

Под эгидой Генеральной Ассамблеи ООН проводились и проводятся операции по поддержанию мира. Это операции военного или полувоенного характера, в ходе которых не ведутся боевые действия. Основная цель этих операций присутствие сил Организации Объединенных Наций в качестве стабилизирующего фактора, способствующего недопущению возобновления боевых действий.

Превалирующей тенденцией в международном сообществе сегодня является желание придать операциям по обеспечению мира более "принудительный характер"; принудительные действия определяются как силовые коллективные военные операции, санкционируемые Советом Безопасности на основании главы УП У става с целью обеспечить возврат к соблюдению международных норм после серьезного нарушения мира или акта агрессии.

В контексте принуждения посредством использования вооруженных сил развитие событий может проходить по двум сценариям: либо эти действия предпринимаются силами, переданными под командование и управление ООН, либо, как это, похоже, все чаще происходит, осуществление этих действий поручается многонациональным силам, действующим на основе мандата Совета Безопасности, но находящимся под командованием и управлением структур, не входящих в систему ООН.

Под миростроительством ООН понимаются практические шаги, которые могут быть предприняты для обеспечения ненасильственных изменений благодаря деятельности, связанной с социально-экономическим восстановлением, развитием или демократизацией. Оно нацелено на устранение коренных причин конфликтов в интересах предотвращения их возникновения или рецидива.

Под управлением конфликта в ООН понимается предотвращение выхода ситуаций из-под контроля и их перерастания в открытые военные действия, а также методичное обуздание конфликтных ситуаций в случае их возникновения.

Наибольшее развитие получило в настоящее время взаимодействие ООН с ОБСЕ. Обе организации действуют в контексте "рамочной основы для сотрудничества", которая была согласована ими в 1993 году.

Системы региональной безопасности основаны на международных договорах и характеризуются следующими чертами:

- закрепляется обязательство участников договора решать споры между собой исключительно мирными средствами, - предусматривается обязанность участников оказывать индивидуальную или коллективную помощь государству, подвергшемуся вооруженному нападению извне,

return false">ссылка скрыта

- о принятых мерах коллективной обороны немедленно извещается Совет Безопасности ООН, в договоре участвуют, как правило, государства одного региона, а сам договор действует в пределах заранее-определенного района, указанного в соглашении сторон,

- принятие новых государств в установленную договором систему безопасности возможно лишь с согласия всех ее участников.

Организация Североатлантического договора. Североатлантический договор был подписан в 1949г.

Первоначальными участниками НАТО являлись США, Великобритания, Франция, Италия и. др.- всего 12 государств.

Согласно положениям Североатлантического договора (ст. СТ. 5, 7), вооруженное нападение против одного или нескольких государств-участников будет рассматриваться как нападение против всех них, если такое нападение произойдет, каждый участник будет помогать стороне, подвергшейся нападению, всеми средствами, включая применение вооруженной силы.

Обо всяком таком нападении и всех принятых мерах немедленно сообщается Совету Безопасности ООН. Меры прекращаются, когда Совет Безопасности принимает меры для восстановления и поддержания международного мира и безопасности.

 

Система коллективной безопасности в рамках СНГ.

В соответствии с Договором о коллективной безопасности 1992г. и Соглашения об утверждении Положения о совете коллективной безопасности 1992г. (участвуют Армения, Казахстан, Кыргызстан, РФ, Таджикистан, Узбекистан) в рамках СНГ учрежден Совет коллективной безопасности. Место пребывания Совета - Москва. В состав Совета входят главы государств-участников и Главнокомандующий ОВСС. Решением Совета назначается генеральный секретарь Совета, а также главнокомандующий Вооруженными силами государств-участников договора. Совет, в частности, устанавливает и предпринимает меры, которые он найдет необходимыми для поддержания или восстановления мира и безопасности. О таких мерах немедленно извещается Совет безопасности ООН.

В рамках СНГ созданы также Объединенные Вооруженные Силы Содружества- войска, силы и органы управления ими, выделенные из вооруженных сил государств Содружества оперативно подчиненные Главному командованию ОВСС, однако остающиеся в непосредственно подчинении органов военного управления своих государств.

Уставом СНГ предусматривается, что в случае возникновения угрозы суверенитету, безопасности и территориальной целостности одного или нескольких государств-членов, либо международному миру и безопасности, члены Содружества осуществляют взаимные консультации для принятия мер, по устранению возникшей угрозы, включая миротворческие операции и использование вооруженных сил в порядке осуществления прав на индивидуальную или коллективную самооборону по ст. 51 Устава ООН. Решение о совместном использований вооруженных сил принимается Советом глав государств или заинтересованными членами СНГ.

Движение неприсоединения возникло после второй мировой войны и ныне объединяет более ста государств. В нем участвует подавляющее большинство стран, освободившихся от колониальной зависимости. Движение объединяет государства различной социально-экономической ориентации. Участниками Движения неприсоединения могут быть не только государства, но и народы. Участники Движения провозгласили отказ от участия в существующих военных блоках.

Отсюда и название движения - "неприсоединение".

Понятие "неприсоединение" прежде всего, характеризует внешнеполитический курс государства. Отсюда широко укоренившийся в литературе термин " политика неприсоединения". Однако, "неприсоединение" это и юридическое состояние неприсоединившегося государства с определенной совокупностью обязательств, как его самого, так и других стран.

Неприсоединившиеся государства в 1961 г. провозгласили "пять критериев неприсоединения": независимый курс, основанный на мирном сосуществования государств с различными системами и на неприсоединении:

поддержка антиколониальной национально-освободительной борьбы народов: неучастие в военных союзах "в контексте конфликтов между великими державами отказ от участия в иных такого рода соглашениях: недопущение создания на своей территории иностранных военных баз.

Нейтралитет (с лат,- ни тот, ни другой) - особый международно-правовой статус государства. В международном праве различаются нейтралитет в военное время (эвентуальный) и нейтралитет постоянный.

Под эвентуальным нейтралитетом, понимается заявление определенного государства в случае возникновения войны о неучастии его в этой войне ни на стороне какого-либо воюющего государства, ни самостоятельно. Эвентуальный нейтралитет соблюдается только на случай данной войны и в принципе может быть отменен односторонним актом государства, заявившего о нейтралитете. Международно-правовые нормы, - касающиеся нейтралитета в военное время, содержатся в Гаагских конвенциях 1907 г., в Лондонской декларации о праве морской войны 1909 г.

Под нейтралитетом постоянным, понимается международно-правовой статус государства, в соответствии с которым оно обязано не участвовать в вооруженных конфликтах, могущих возникнуть между другими государствами, не входить в военные союзы, блоки, не предоставлять свою территорию для иностранных войск и военных баз. Постоянный нейтралитет может быть негарантированным или гарантированным каким-либо государствами.

Меры по предотвращению гонки вооружений и разоружений.

В настоящее время в международном праве сложился широкий комплекс норм по ограничению вооружений и разоружений. Основными направлениями международного сотрудничества в этой сфере являются:

-ограничение отдельных видов оружия (Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972г. Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991г.);

- запрещение производства и ликвидация отдельных видов оружия (Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсичного оружия и об их уничтожении 1972г.

(Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993г.),

- ограничение территорий размещения некоторых видов оружия (Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в их недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г, и др.),

- ограничение и сокращение вооруженных сил (Договор об обычных вооруженных силах в Европе 1990г.);

- демилитаризация и нейтрализация отдельных территорий (Антарктика по Договору 1959 г.);

- меры общего характера по обеспечению безопасности (Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г.).

Под "разоружением" понимается система мер, приводящих к ликвидации или реальному сокращению различных видов оружия и средств их доставки, будь то массового уничтожения: ядерного, химического и биологического, или вооружений, считающихся обычными, включая уменьшение количества вооруженных сил государств, их военных расходов и: потенциалов.

"Ограничение вооружения" означает, что оружие остается, но государства могут заключать соглашения о таком его использовании, которое будет исключать возможность или жестокость войны. Таким образом, мероприятия в области ограничения и предотвращения гонки средств истребления могут содействовать разоружению.

Меры доверия представляют собой систему организационно- правовых мероприятий, осуществляемых в целях снижения военной опасности и обеспечения доверия между государствами.

Действующая в Европе система мер доверия основана прежде всего на положениях документов ОБСЕ и включает в себя как меры по обеспечению взаимодействия и связи между государствами, так и уведомление о военной деятельности и направление наблюдателей на военные учения. Хельсинский заключительный акт 1975 г. предусматривает осуществление следующих мер доверия между государствами ОБСЕ (ранее СБСЕ):

- предварительное (за 21 день) уведомление о крупных военных учениях, в которых участвуют свыше 25000 человек,

 

- предварительное уведомление о крупных передвижениях войск.

Отличительная особенность Заключительного акта как основы европейской системы коллективной безопасности заключается в том, что в нем не предусмотрено применение принудительных мер.

 

3 вопрос. Средства разрешения международных споров.

Международно-правовой институт мирных средств разрешения споров межотраслевой. Его нормы содержатся и в праве международной 6езопасности, и вправе международных организаций, некоторых других отраслях международного права. Источниками этого института являются - Конвенция о мирном разрешении международных столкновений 1907г.

Устав ООН, уставы региональных организаций. Декларация о принципах международного права 1970 г. Заключительный акт СБСЕ 1975г. Итоговый документ Венской встречи 1989г. и др. документы, а также, обычаи.

Различают два основных вида международных разногласий: спор и ситуацию.

Спор - это совокупность взаимный притязаний субъектов международного права по неурегулированным между ними вопросам, касающимся их прав и интересов, толкования международных договоров.

Под ситуацией понимается совокупность, обстоятельств субъективного характера, вызвавших трения между субъектами вне связи с конкретным предметом спора. Таким образом, при ситуации состояния спора еще нет, но, имеются предпосылки для его возникновения; ситуация- это состояние потенциального спора.

В соответствии со ст. 33 Устава ООН стороны, участвующие в споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, прежде всего, должны стараться разрешить его посредством переговоров, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям, или иным мирным средствам по своему выбору.

Содержание непосредственных переговоров заключается в поисках решения разногласий самими спорящими сторонами путем установления непосредственного контакта и достижения соглашения между ними.

Переговоры можно классифицировать: по предмету спора (мирные, политические, торговые); по количеству участников (многосторонние, двусторонние); по уровню (межгосударственные, межправительственные, межведомственные и др.) и т. п. Переговоры ведутся как в устной, так и в письменной форме.

Одной из разновидностей переговоров являются консультации. В соответствии с достигнутой договоренностью государства обязуются периодически или в случае возникновения определенных обстоятельств консультироваться друг с другом для устранения возможных разногласий. Целью консультаций является предупреждение возникновения международных споров.

Добрые услуги - это способ разрешения споров, при котором одна из сторон, не участвующая в споре, по своей инициативе или по просьбе "тяжущихся" государств вступает в процесс урегулирования. Цель добрых услуг состоит в установлении или возобновлении контактов между сторонами. При этом, сторона, оказывающая добрые услуги, в самих:

переговорах не участвует, ее задача - облегчить взаимодействие спорящих сторон.

При посредничестве находящиеся в споре государства избирают третье лицо (государство, представителя международной организации), которое участвует в переговорах в качестве самостоятельного участника.

Посредничество, как и добрые услуги, предполагает участие в переговорах третьего государства, однако отличается от них. Во-первых, к посредничеству прибегают с согласия всех спорящих сторон, в то время как добрые услуги могут использоваться с согласия одного государства. Во-вторых, цель посредничества состоит не только в облегчении контактов, но и в согласовании позиций спорящих сторон. Посредник может вырабатывать свои проекты урегулирования разногласий и предлагать их сторонам. Международная примирительная процедура.

Следственные комиссии учреждаются на основании особого соглашения между сторонам и, в котором определяются: подлежащие расследованию факты, порядок и срок деятельности комиссии, ее полномочия, место пребывания комиссии, язык разбирательства и др.

Стороны в установленные сроки излагают комиссии факты, представляют необходимые документы, а также список свидетелей и экспертов, которые должны быть выслушаны. Комиссия может запросить от стороны дополнительные материалы. В процессе разбирательства производится допрос свидетелей, о чем составляется протокол. После того. как стороны представили все разъяснения и доказательства, а все свидетели были выслушаны, следствие объявляется законченным, а комиссия составляет доклад. Доклад комиссии ограничивается установлением фактов и не имеет силы решения суда или арбитража. Стороны имеют право использовать решение комиссии по-своему усмотрению.

Согласительные комиссии имеют более широкие полномочия, чем следственные. Согласительные комиссии, как правило, не ограничиваются только установлением фактов, но и предлагают возможное решение спорных вопросов. Однако, в отличие от арбитража и суда, окончательное решение по делу принимается сторонами, которые не связаны выводами комиссии. Международный арбитраж (международный третейский суд) - организованное на основе соглашения сторон разбирательство спора отдельным лицом (арбитром) или группой лиц (арбитрами), решения которых обязательны для сторон.

Различают арбитраж ad hoc и институционный арбитраж. Арбитраж ad hoc создается сторонами для рассмотрения конкретного спора, В этом случае спор на рассмотрение арбитража передается на основании арбитражного соглашения сторон. В соглашении указываются: порядок назначения арбитража или конкретных лиц в качестве арбитров, процедура рассмотрения спора, место и язык разбирательства, и другие вопросы.

Институционный арбитраж осуществляется постоянно действующим арбитражным органом Государства заранее обязуются передавать в арбитраж все споры, возникающие по вопросам толкования какого-либо договора, или разногласия, которые могут возникнуть в будущем по определенным категориям споров.

Одним из видов разрешения международных споров является судебная проц предыдущая | следующая ==> Дополнительная


Дата добавления: 2014-01-25; просмотров: 1437; Опубликованный материал нарушает авторские права?.