Вопрос. Международные стандарты прав человека.
Всеобщая декларация прав человека явилась первым в истории межгосударственных отношений универсальным документом, устанавливающим общегуманитарный стандарт прав человека, а также впечатляющий по своему объему каталог основных прав. Она соединила в, себе демократические идеалы личной и политической свободы индивида с принципами социально-экономического обеспечения жизненных интересов и потребностей человека.
В ст. 28 Декларации торжественно провозглашено положение, закрепляющее право каждого человека на такой социальный и международный порядок, при котором его права и свободы могут быть полностью осуществлены. Спустя год после принятия Декларации 10 декабря 1948г., Генеральная Ассамблея ООН постановила ежегодно отмечать 10 декабря как День Прав Человека.
По своей природе Декларация, принятая в форме резолюции ООН «в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства", формально не устанавливает юридически обязательных для государств правил и норм поведения, Международные пакты о правах человека.
Демократические и прогрессивные положения Пактов устанавливают развернутый перечень основных прав человека, которые имеют для государств-участников непосредственно обязательный характер. В целом оба Международных пакта производят принципиальные положения о правах и свободах, сформулированные Всеобщей Декларацией.
Вместе с тем, хотя Пакты и основываются на Декларации, охватываемые этими международно-правовыми актами права не идентичны, и между нами имеются определенные различия. С одной стороны, ряд положений относительно права на гражданство (ст. 15 Декларации), права каждого на владение имуществом и запрет произвольного лишения имущества "(ст. 17 Декларации и т. д.). С другой стороны, в Пактах более полно и конкретно, чем в Декларации, гарантировано право на жизнь как неотъемлемое право каждого человека: право на свободу и личную неприкосновенность, включая обязательные юридические и судебные гарантии (ст. СТ. 6, 9, 14-15 Пакта о гражданских и политических правах), а также право на труд, социальное обеспечение и охрану семьи (ст. СТ. 6-8, 9, 10 Пакта об экономических, социальных и культурных правах).
Международный пакт о гражданских и политических правах помимо общих прав человека; как право на свободу и личную неприкосновенность, право на гуманное обращение, право на свободное передвижение и свободу выбора места жительства, равенство граждан перед судом и презумпция невиновности, право на защиту личной жизни, право на свободное выражение мнений, право на мирные собрания и т.д., установил перечень неотъемлемых прав и свобод человека, отступать от которых государство не вправе ни при каких обстоятельствах. К ним относятся: право на жизнь; запрет пыток, жестокого бесчеловечного обращения или наказания; запрет рабства и работорговли; запрет лишать человека свободы только па том основании, что он не выполняет какие-либо договорные обязательства; запрет придавать уголовному закону обратной силы; право на правосубъектность; право на свободу мысли, совести и религии. Эти неотъемлемые права образуют минимальный стандарт прав человека.
В соответствии с международными конвенциями были созданы специальные органы, касающиеся прав человека:
Комитет по правам человека (состоит из 18 экспертов) на основании Пакта о гражданских и политических правах; Комитет по правам ребенка (состоит из 10 экспертов) на основании Конвенции о правах ребенка; Комитет по ликвидации расовой дискриминации (состоит из 18 экспертов) на основании Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Комитет против пыток (состоит из 1 О экспертов) на основании Конвенции против пыток и других жестоких или унижающих, достоинство видов обращения и наказания; Комитет по правам ребенка (состоит из 1 О экспертов) на основании Конвенции о правах ребенка 1989г. и др.
Каждый комитет состоит из экспертов и в него не может входить более чем по одному гражданину от одного государства. Комитеты изучают доклады, представленные государствами-участниками международных конвенций, обсуждают их на своих заседаниях и предлагают государствам свои замечания по ним. Если государство признает компетенцию Комитета, то последний может после изучения вопроса дать рекомендацию по данному вопросу.