Конститутивная теория признания.

Вопрос. Международно-правовое признание и правопреемство государств

Международно-правовое признание - это акт государства, которым констатируется возникновение нового субъекта международного права и с которым этот субъект считает целесообразным установить дипломатические и иные, основанные на международном праве, отношения.

В принципе, заявления об установлении дипломатических отношений является классической формой признания государства, даже если в предложении об установлении таких отношений не содержится заявления об официальном признании.

Признание не создает нового субъекта международного права. Оно может быть полным, окончательным и официальным. Такой вид признания называется признанием de jure. Неокончательное признание именуется de factoПризнание ad hoc - это временное или разовое признание, признание для данного случая, данной цели.

В науке международного права для объявления роли и значения признания государств сформулированы следующие две теории признания.

Ее сторонниками являются Л, Оппентейм, Г. Лаутерпахт, Д. Анцилотга и др.

Эта теория исходит из того, что если нет признания, то нет и субъекта международного права. Это теория откровенно ставит права и обязанности вновь возникшего государства в зависимость от воли "старых" членов сообщества государств.

Декларативная теория прuзнанuя.

Этой теории придерживаются подавляющее большинство юристов-международников. Ее сущность заключается в том, что признание лишь констатирует возникновение нового субъекта международного права.

Новое государство может появиться в результате: 1) социальной революции, приведшей к замене одного общественного строя другим; 2) образования государств в ходе национально- освободительной борьбы, когда народы бывших колониальных и зависимых стран создали независимое государство; 3) слияния двух или более государств или разъединения одного государства на два или более.

Признание правительства происходит, как правило, одновременно с признанием нового государства. Однако возможно признание правительства без признания государства, например, в случае прихода правительства к власти в уже признанном государстве неконституционным путем (военные перевороты, гражданская война).

Правопреемство государств означает смену одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории.

При правопреемстве различают: государство-предшественник (государство, которое было сменено другим при правопреемстве) и. государство-правопреемник.

Основаниями для возникновения вопроса о правопреемстве могут быть социальные революции, деколонизация, объединение или разъединение государств, передача части территории другому государству.

Объектами правопреемства могут быть территория, международные договоры, государственная собственность, государственные архивы, государственные долги, членство в международных организациях.

 

3 вопрос. Основные принципы современного международного права.

Принципы международного права - это руководящие правила поведения субъектов, возникающие как результат общественной практики, юридически закрепленные начала международного права. Принцип международного права - это, прежде всего норма международного права.

Принципы международного права формируются обычным и договорным путем. Они выполняют одновременно две функции; способствуют стабилизации международных отношений, ограничивая их определенными нормативными рамками, и закрепляют все новое, что появляется в практике международных отношений.

Характерной особенностью принципов международного права является их универсальность. Принципы международного права являются критерием законности всей системы международно-правовых норм.

Основные принципы закреплены Уставом ООН. Их содержание раскрывается в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с уставом ООН, принятой Генеральной Ассамблеей в 1970г., а также в заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975г. Кроме того, ряду принципов посвящены специальные резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. В результате принципы утвердились в общем международном праве как общепризнанные обычные нормы. Международный Суд ООН указал, что некоторые из принципов, прежде всего принцип неприменения силы, существовал в качестве нормы обычного международного права до принятия Устава ООН.

Декларация о принципах международного права 1970г. К числу основных принципов отнесла: неприменения силы, мирное разрешение споров, невмешательство, сотрудничество, равноправие и самоопределение народов, суверенное равенство, добросовестное выполнение обязательств по международному праву. Заключительный акт СБСЕ добавил к ним еще три: нерушимость границ, территориальная целостность, уважение прав человека.

Принцип суверенного равенства государств. Основное социальное назначение данного принципа – обеспечить юридически равное участие в международных отношениях всех государств, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера.

Согласно Декларации 1970 года, понятие суверенного равенства включает следующие элементы:

1) Государства юридически равны.

2) Каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету.

3) Каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств.

4) Территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны.

5) Каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы.

6) Каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства.

Принцип неприменения силы и угрозы силой.

Согласно п. 4 ст. 2 Устава ООН "все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства".

Устав ООН предусматривает лишь два случая правомерного применения вооруженной силы в целях самообороны (ст. 51) и по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии (ст. 39 и 42).