Тема 4. Постсимволизм в русской литературе Серебряного века

Тема 3. Символизм в русской литературе Серебряного века

 

Серебряный век как переходная эпоха в развитии русской литературы на рубеже XIX–XX вв. Влияние западноевропейского постромантизма и символизма в сочетании с имманентными факторами развития отечественного модерна, сложившимися в XIX в.

Предсимволизм в русской поэзии (Ап.Майков, К.Случевский, К.Р. [К. Романов], А.Голенищев-Кутузов, Вл.Соловьев, И.Анненский). Самоощущение 1880-х гг. в России ; как «безвременья»; возникновение «декадентских» тем и мотивов в прозе и поэзии (Вс.Гаршин, С.Надсон и др.). Эстетические программы, предвосхищающие символизм (Вл.Соловьев, А.Волынский, Н.Минский, Д.Мережковский, В.Розанов и др.). Представление о символе как сущности мира и о символичности бытия как о наиболее глубоком его понимании. Эстетические, философские и религиозно-мистические интерпретации бытия человека и человечества, истории и повседневности – через символические структуры и образы.

Поэзия «старших» символистов – В.Брюсова, Н.Минского, З.Гиппиус, К.Бальмонта, Д.Мережковского, Ф.Сологуба, А.Добролюбова. Реабилитация «чистого искусства»; «парнасское» самоутверждение; противоречия этического и эстетического, индивидуализма и коллективности. Богоискательские темы и мотивы в поэзии.

«Младшие» символисты – последователи Вл. Соловьева (Вяч.Иванов, А.Блок, А.Белый, Ю.Балтрушайтис, С.Соловьев и др.). Обоснование теургического искусства; мистические и апокалиптические мотивы поэтического творчества; поэтизация «вечной женственности» (Софии); магия слова и мифотворчество; трагическое предчувствие революции и призывание ее как конца истории; мотивы жертвенности и гибельности искусства и поэта – пророка мировой катастрофы. Символистский театр А.Блока, Вяч. Иванова, Л.Андреева, Д.Мережковского и др.

Проза символистов. Романы Ф.Сологуба «Мелкий бес» и «Творимая легенда», В.Брюсова («Огненный ангел»), трилогия Д.Мережковского «Христос и Антихрист» и его философия мировой истории. «Орнаментальная» проза А.Белого: его «Симфонии» и повести, близкие поэтике авангарда. Романы А.Белого «Петербург» и «Москва», их значение для развития русской прозы в ХХ в. Символизм «подпольной» прозы В.Ропшина [Б.Савинкова], экзистенциалистские мотивы обреченности и отчаяния, религиозно-философское и эстетическое оправдание экстремизма. Литературная и культурфилософская эссеистика символистов (Д.Мережковский, К.Бальмонт, В.Брюсов, Эллис, А.Белый, Вяч.Иванов, А.Блок): единство художественного и философского в эссеистике русских символистов.

Символизм неореалистического творчества писателей Серебряного века. Символические образы в прозе В.Вересаева, А.Куприна, И.Бунина, Л.Андреева. Неоромантизм и неореализм в прозе и поэзии М.Горького; символические образы, богостроительские мотивы в его творчестве. Символизм в творчестве пролетарских и “новокрестьянских” поэтов. Непоследовательность условного, «околореалистического» символизма; подспудное преодоление символизма в пограничных литературных течениях и произведениях.

 

 

Кризис русского символизма; становление постсимволизма, органично связанного с символизмом и в то же время рождающегося в полемике с ним. Акмеизм: символика конкретных вещей и характеров, бытовых и психологических деталей, пейзажа, истории (Н.Гумилев, С.Городецкий, А.Ахматова, О.Мандельштам и др., близкие к акмеизму М.Кузмин и М.Волошин). Соединение неоромантизма и неоклассицизма в акмеистской ветви постсимволизма. Акмеизм как «тоска по мировой культуре» (О.Мандельштам).

Футуризм, одно из течений русского литературного авангарда, прославившееся наиболее резким и вызывающим разрывом с прежними традициями и нормами искусства слова, своей подчеркнутой неклассичностью (В.Хлебников, Е.Гуро, И.Северянин, В.Маяковский, Д.Бурлюк, Б.Пастернак, В.Каменский, А.Крученых и др.). Манифесты ранних футуристов. Поэтический эпатаж, вызов, скандал как эстетические средства поэзии; бунтарский облик лирического героя; оправдание насилия как исторического творчества и др. Притязания футуризма на революционность: как “искусства будущего” и как искусства, стремящегося преобразовать общество, революционизируя свои художественные средства и эстетические формы. Революционная поэтика русского авангарда, берущая свое начало в русском футуризме.

В.Розанов как основатель русского постмодернизма. Мозаичные произведения Розанова – “Уединенное”, “Опавшие листья”, “Мимолетное”, “Апокалипсис нашего времени”. Черты импрессионизма, символизма и авангардизма в его “мозаиках”; смешение жанров, стилей, серьезного и смехового. Система лейтмотивов, полифонизм сюжетов, сквозная символика повествования; противоречивая авторская позиция как сознательный художественный прием. Эпатаж и скандальная исповедальность, демонстративный “аморализм” писателя. Стиль Розанова как литературное завершение (и исчерпание) Серебряного века. Метасимволизм В. Розанова.

 

Тема 5. Предыстория «советского» в русской дооктябрьской литературе

 

Истоки русской советской литературы в Серебряном веке. Творчество революционно-народнических и пролетарских писателей; пролетарские поэты-песенники. Агитационное и сатирическое творчество Демьяна Бедного; его басни. Революционно-романтическое и неореалистическое творчество М. Горького как «пролетарского писателя» и русского «ницшеанца»; его произведения с революционной тематикой. Богостроительство Горького и его «социализм». Проза А.Серафимовича. Происхождение «социалистического реализма» из политизированной ветви русского символизма (в том числе символического неореализма и неоромантизма).

Возникновение марксистской литературной критики (Г. Плеханов, В. Воровский, А. Луначарский. М. Ольминский и др.) и литературоведения (В. Переверзев, П. Коган). Литературный манифест большевизма – статья Ленина «Партийная организация и партийная литература»; задача подчинения литературы политическим целям; превращение литературы и искусства в «придаток» политики и средство агитации и пропаганды в массах. Ленинская концепция «двух культур» – господствующей (эксплуататорской) и культуры трудящихся, содержащей «демократические и социалистические элементы». Значение ленинских эстетико-политических идей в становлении будущей советской литературы. А. Богданов и его концепция «пролетарской культуры». Богдановская всеобщая организационная наука и понимание литературы и искусства как культурных механизмов манипуляции массами, их политической организации и сплочения на коллективистских началах. Идеи «пролетарской литературы».

Октябрьский переворот и политика большевиков в области культуры и литературы. Принцип идеологической селекции в отношении литературы настоящего и прошлого. «Зеркало революции» (Ленин) как критерий отбора социалистической культурой «своего» в истории русской и мировой литературы. Средства культурной селекции (запрещение оппозиционных к советской власти изданий и частных издательств; образование государственного издательства (Госиздата) и советской цензуры (Главлита); гонения на инакомыслящих писателей и деятелей культуры; высылка из Советской России неугодных писателей и мыслителей.) Эмиграция антисоветски настроенных литераторов и приспособление к советским условиям оставшихся. Раскол русской литературы Х писателей и мыслителей.) Эмиграция антисоветски настроенных литераторов и приспособление к советским условиям оставшихся. Раскол русской литературы ХХ в. на зарубежную (эмигрантскую) и советскую.