Общая Часть
Бюджетная ответственность
В отличие от налогового законодательства данная глава БК РФ построена по другой системе.
В НК РФ налоговая ответственность – это особый вид ответственности (НК содержит элементы). В БК не закреплено общее понятие бюджетных учреждений, нет понятия вины, нет перечней отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств, нет понятия деликтоспособности.
Конкретные составы БК РФ об отдельных видах правонарушений носят бланкетный (отсылочный) характер.
Когда речь идёт о специфических бюджетных санкциях, следует отметить, что они имеют специфический имущественный характер.
Блокировка расходов – по сути является имущественным ограничением, также как и начисляемые проценты за нецелевое расходование бюджетных средств (ориентиром для начисления процентов выступает ставка рефинансирования Центрального Банка РФ).
В БК РФ установлен бесспорный порядок взыскания каких-либо санкций с нарушителей бюджетного законодательства (в отличие от НК РФ, где налоговые санкции как с физических лиц, так и с организаций могут взыскиваться только в судебном порядке).
БК РФ детально не регулирует процедурную часть, связанную с наложением ответственности.
Понятие ФП. Финансовая система.
Понятие Финансов можно рассматривать в 3х аспектах:
1) в материальном аспекте: финансы, как совокупность государственных и муниципальных фондов объединяющее все финансовые ресурсы государства (см. схему Финансов)
2) экономический аспект - финансы, как особая система экономических отношений, которые имеют денежную форму. Они необходимы, для распределения и перераспределения национального дохода, по средствам которого становится возможно формирование, распределение и использование всех государственных и муниципальных финансовых фондов, составляющих материальный аспект финансов.
3) правовой Аспект: финансы проявляются через систему нормативно-правовых актов, по средствам которых стороны, участвующие в финансовых отношениях наделяются юридическими правами и обязанностями, а сами финансы подпадают под правовое регулирование.
Правовой аспект проявляется так же через юридические формы финансового планирования, то есть – любой финансовый фонд может формироваться, распределяться и использоваться только в форме в финансового – планового акта. (см.вопрос Правовые формы Финансовой деятельности.).
При условии соблюдения установленных законом процедур его формирования.
Определение Государственных и Муниципальных Финансов – это урегулированная нормами права система экономических отношений по распределению и перераспределения финансов, по средствам которой органы местного самоуправления формируют, распределяют и расходуют все виды финансовых фондов необходимых для решения их задач и выполнение ими своих функций.
Функции Финансов.
Выделяют две основные их функции, через которые проявляются роль финансов.
1.Распределительная Функция - она позволяет осуществить вторичное распределение или перераспределение национального дохода и через звенья финансово - кредитную систему сформировать фонды накопления и потребления и обеспечить условия их рационального использования.
Фонды накопления направлены на реализацию инвестиционной и инновационной политики для созданий условий для расширенного воспроизводства, обеспечение резервов для покрытия непредвиденных расходов.
Фонды потребления - они создают гарантии нормального функционирования экономики социально - культурной сферы, национальной обороны, государственного аппарата и международных организаций.
2.Контрольная Функция – она проявляется на всех стадиях распределения и направлена на объективное распределение средств между участниками общественного производства, полноту и своевременность формирования денежных фондов и рациональное и целевое их использование.
Контрольная Функция основана на стоимостном выражение всех материальных ресурсов и благ ,на реальном обращении денег и реализуется по средствам цены , дохода ,кредита и других экономических стоимостных категорий в хозяйственном механизме Государства.