Темы рефератов
1.Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушите
лями в государственных учреждениях: достоинства и недостатки.
2. Методика индивидуальной работы с подростком-правонарушите
лем.
3. Педагогическая система перевоспитания осужденных в воспитатель
ных колониях: достоинства и недостатки.
4. Социальная реабилитации освободившегося из воспитательной ко
лонии.
Тема: Социально-педагогическая деятельность в конфессиях
Основные понятия:
Религия— мировоззрение и мироощущения, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога.
Христианство— одна из мировых религий, происходящая от учения Иисуса из Назарета (Христа) с 1 -го века н.э., насчитывающая около двух миллиардов последователей, состоящая из разнообразных течений и исповеданий: римо-католичество, православие и протестантизм.
Конфессии— разновидность исповедания (в христианстве чаще всего используется по отношению к протестантскому вероучению), обладающая соответствующей организацией, особенностью вероучения и социальным устройством.
Семинар-диспут 41. Церковь и социальная педагогика -точки соприкосновения
1.«Возлюби ближнего как самого себя». Как вы понимаете
эту заповедь? Представьте себя в роли ребенка-инвалида, ребен
ка-сироты, ребенка-попрошайки и предложите варианты ис
полнения этой заповеди по отношению к такому ребенку.
2. «Не пожелай жены ближнего». Как вы понимаете эту за
поведь? Как это отражается на проблемах ребенка?
3. Могут ли сотрудничать в области социально-педагогичес-
кой деятельности государство и церковь? Нужно ли такое сотрудничество? Как оно может регулироваться? Предложите варианты такого сотрудничества.
4. Возможно ли изучение Библии как светского произведения? Какую пользу это может принести социальному педагогу?
Семинар-практикум 42. Библия и социально-педагогическая деятельность
На занятии приводятся выдержки из Библии, в которых содержатся примеры социально-педагогической деятельности и предлагаются вопросы студентам.
1. «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми
с тем, чтобы они видели вас... когда творишь милостыню, не
труби пред собою, как делают лицемеры, в синагогах и на ули
цах, чтобы, прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже
получают награду свою. У тебя же, когда творишь милосты
ню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. Что
бы милостыня твоя была втайне» (Евангелие от Матфея, гл.
5, ст. 1-4).
Обоснуйте верную или неверную форму подачи милостыни. Какую награду должен ожидать подающий милостыню: от окружающих, от нищего в качестве благодарности, от себя в качестве повышенной самооценки или по какой-либо другой причине?
2. «Когда будешь жать на поле твоем, и забудешь сноп на
поле, то не возвращайся взять его; пусть он останется у при
шельца, сироте и вдове...
Когда будешь обивать маслину твою, то не пересматривай за собой ветвей; пусть останется пришельцу, сироте и вдове.
Когда будешь снимать плоды в винограднике твоем, не собирай остатков за собою; пусть останется пришельцу, сироте и вдове (Второзаконие, гл. 24, ст. 10-21).
В чем социально-педагогический смысл этих, казалось бы, бытовых правил? Можно ли представить выполнение этих правил в нашем обществе? Напишите подобные правила, возможные для выполнения в наше время.
3. «Если в собрание ваше войдет человек с золотым перст
нем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и
вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе
хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты. стань там, или
садись здесь, у моих ног, — то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями? Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которые он обещал любящим. Не богатые ли притесняют вас? И не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь. Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, — хорошо делаете. Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками» (Послание Иакова, гл. 2 ст. 1-10).
Что значит поступать с лицеприятием? Согласны ли вы с утверждением, что нужно оказывать больше уважения богатым, чем бедным?
4. «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: идите с миром, грейтесь и питайтесь, но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Послание Иакова, гл. 2, ст. 14-17).
Разделяются ли в христианстве добрые намерения и добрые дела? Можно ли назвать верой идею, которая не подкрепляется делами?
Литература
Библия: Ветхий и Новый завет. — М., 1994.
Зенъковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. — М., 1993.
Мень А. История религии. — М., 1991.
Милосердие: Учеб. пособие. — М., 1998.
Шестун Е. Православная педагогика: Истор. психолого-педагогические очерки. — Самара, 1993.