Темы рефератов
1.Социальная педагогика в системе гуманитарных знаний.
2. Становление и развитие социальной педагогики в Германии.
3. Становление и развитие социальной педагогики в России.
4. Предмет и объект познания социальной педагогики.
5. Ребенок и закономерности его социализации как объект и предмет
изучения социальной педагогики.
Тема: Развитие ребенка в социуме
Основные понятия:
Социализация ребенка — процесс приобщения его к социальной жизни, который заключается в усвоении системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.
Социальная адаптация ребенка — процесс активного приспособления его к условиям социальной среды; вид взаимодействия ребенка с социальной средой.
Социальная дезадаптация ребенка — процесс утраты им или несформированности у него социально значимых качеств, препятствующий успешному приспособлению к условиям социальной среды.
Семинар 9. Наследственность и развитие ребенка
1.В чем сущность развития ребенка?
2. Какова роль деятельности и общения в развитии ребенка?
3. Как влияют отклонения в здоровье на развитие ребенка?
4. Особенности формирования общения и различных видов
деятельности у детей с ограниченными возможностями.
Семинар 10. Среда и развитие ребенка
1.В чем сущность социализации личности ребенка?
2. Семья, образование, религия и культура — основные ин
ституты социализации личности ребенка.
3. Роль микросреды в социализации личности ребенка.
4. Интеграция и изоляция ребенка с проблемами в процессе
его социализации.
Литература
Дубровский А. А. Лечебная педагогика: Метод, пособие учителям, врачам, воспитателям. — М., 1989.
Горшкова Е. А., Овчарова Р. В. Реабилитационная педагогика: История и современность. — М., 1992.
Кон И. С. Ребенок и общество. — М., 1988.
Коротов В. М. Введение в общую теорию развития личности. — М., 1991.
МудрикА. В. Социализация и «смутное время». — М., 1991.
Новикова Л. И. Школа и среда. — М., 1985.
Темы рефератов
1.Влияние наследственных факторов на развитие ребенка.
2. Развитие ребенка в процессе деятельности.
3. Развитие ребенка в процессе общения.
4. Освоение ребенком социальных ролей в процессе его развития.
5. Воспитание и социализация ребенка.
Тема: Понятия «норма» и «отклонения от нормы» в социальной педагогике
Основные понятия:
Аномальные дети — дети, имеющие отклонения от нормального психического и (или) физического развития, преодоление последствий которых требует применения специальных коррекционных методик.
Одаренность — значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных или других) детей,
Социальные нормы — правовые и моральные поведенческие стандарты и ожидания, регулирующие действия людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры и укрепляющие стабильность и единство общества.
Семинар 11. Физические и психические отклонения от нормы
1.Сравните понятия «ребенок с отклонениями в развитии»,
«ребенок-инвалид», «ребенок с ограниченными возможностя
ми».
2. Причины нарушений, отклонений и задержек в развитии
детей с ограниченными возможностями.
3. Общее и особенное в социализации детей с ограниченными
возможностями.
4. Условия и правовые нормы социализации детей с ограни
ченными возможностями.
Семинар 12. Социально-педагогические отклонения от нормы
1.Докажите, что сущность социально-педагогических норм
заключается в регулировании сознания и поведения ребенка.
2. Выделите основные свойства социально-педагогических
норм.
3. «Необученные дети» как отклонение от нормы в образова
нии.
4. Сиротство как отклонение в социальной жизни ребенка.
5. Девиантное поведение детей как отклонение от социальной
нормы.
Литература
Дети с отклонениями в развитии / Под ред. — М. С. Певзнер. — М., 1966.
дамский X. С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX в. — М., 1995.
Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М., 1986.
Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. — М., 1997.
МаллерА. Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Кн. для родителей. — М., 1996.
Социальные отклонения. — М., 1984.