Темы рефератов

1.Социальная педагогика в системе гуманитарных знаний.

2. Становление и развитие социальной педагогики в Германии.

3. Становление и развитие социальной педагогики в России.

4. Предмет и объект познания социальной педагогики.

5. Ребенок и закономерности его социализации как объект и предмет
изучения социальной педагогики.

Тема: Развитие ребенка в социуме

Основные понятия:

Социализация ребенка — процесс приобщения его к соци­альной жизни, который заключается в усвоении систе­мы знаний, ценностей, норм, установок, образцов по­ведения, присущих данному обществу.


Социальная адаптация ребенка — процесс активного при­способления его к условиям социальной среды; вид вза­имодействия ребенка с социальной средой.

Социальная дезадаптация ребенка — процесс утраты им или несформированности у него социально значимых ка­честв, препятствующий успешному приспособлению к условиям социальной среды.

Семинар 9. Наследственность и развитие ребенка

1.В чем сущность развития ребенка?

2. Какова роль деятельности и общения в развитии ребенка?

3. Как влияют отклонения в здоровье на развитие ребенка?

4. Особенности формирования общения и различных видов
деятельности у детей с ограниченными возможностями.

Семинар 10. Среда и развитие ребенка

1.В чем сущность социализации личности ребенка?

2. Семья, образование, религия и культура — основные ин­
ституты социализации личности ребенка.

3. Роль микросреды в социализации личности ребенка.

4. Интеграция и изоляция ребенка с проблемами в процессе
его социализации.

Литература

Дубровский А. А. Лечебная педагогика: Метод, пособие учителям, вра­чам, воспитателям. — М., 1989.

Горшкова Е. А., Овчарова Р. В. Реабилитационная педагогика: История и современность. — М., 1992.

Кон И. С. Ребенок и общество. — М., 1988.

Коротов В. М. Введение в общую теорию развития личности. — М., 1991.

МудрикА. В. Социализация и «смутное время». — М., 1991.

Новикова Л. И. Школа и среда. — М., 1985.

Темы рефератов

1.Влияние наследственных факторов на развитие ребенка.

2. Развитие ребенка в процессе деятельности.

3. Развитие ребенка в процессе общения.

4. Освоение ребенком социальных ролей в процессе его развития.

5. Воспитание и социализация ребенка.


Тема: Понятия «норма» и «отклонения от нормы» в социальной педагогике

Основные понятия:

Аномальные дети — дети, имеющие отклонения от нормаль­ного психического и (или) физического развития, пре­одоление последствий которых требует применения специальных коррекционных методик.

Одаренность — значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо ис­ключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных или других) детей,

Социальные нормы — правовые и моральные поведенческие стандарты и ожидания, регулирующие действия лю­дей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры и укрепляющие стабильность и единство общества.

Семинар 11. Физические и психические отклонения от нормы

1.Сравните понятия «ребенок с отклонениями в развитии»,
«ребенок-инвалид», «ребенок с ограниченными возможностя­
ми».

2. Причины нарушений, отклонений и задержек в развитии
детей с ограниченными возможностями.

3. Общее и особенное в социализации детей с ограниченными
возможностями.

4. Условия и правовые нормы социализации детей с ограни­
ченными возможностями.

Семинар 12. Социально-педагогические отклонения от нормы

1.Докажите, что сущность социально-педагогических норм
заключается в регулировании сознания и поведения ребенка.

2. Выделите основные свойства социально-педагогических

норм.

3. «Необученные дети» как отклонение от нормы в образова­
нии.

4. Сиротство как отклонение в социальной жизни ребенка.

5. Девиантное поведение детей как отклонение от социальной
нормы.


Литература

Дети с отклонениями в развитии / Под ред. — М. С. Певзнер. — М., 1966.

дамский X. С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспи­тания и обучения с древних времен до середины XX в. — М., 1995.

Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М., 1986.

Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. — М., 1997.

МаллерА. Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Кн. для роди­телей. — М., 1996.

Социальные отклонения. — М., 1984.