Правовое положение рабов
Состояние свободы (status libertatis)
Все лица по этому критерию делились на свободных и рабов
Рабы (servi) являлись особыми, одушевленными, уникальными «вещами», «instrumentum vocale» - говорящим орудием (историк Ворон), могли принадлежать только римским гражданам. Рабы являлись res mancipi, т.е. право собственности на них по цивильному праву передавалось посредством обряда манципации, т.к. это были наиболее ценные вещи
Основания возникновения рабства:
1) Захват в плен
2) Ребенок, рожденный рабыней(статус приобретался по матери; в классический и постклассический период было сделано исключение: ребенок не становился рабом, если хотя бы на какое-то время в период временности мать-раба была бы свободна)
Вступление в брак с рабыней было запрещено
Рабом мог стать и свободный:
3) Глава семейства мог распоряжаться членами семьи, мог продать его, но только за границей Рима, т.к. сознание оставалось как у свободного человека и в Риме такого раба было держать опасно
4) Долговой ? – можно было брать взаймы под залог своей личности
5) Рабами становились в результате совершения тяжких преступлений, тогда смертная казнь заменялась пожизненной каторгой (рабы гос-ва с клеймом)
6) Свободная женщина, вступившая в связь с рабом и продолжающая это делать, становилась рабой
Рабы не являлись субъектами права, подпадали под manus. Servi pro nullius habentar – действия раба лишены правового эффекта. При вступлении в отношения с рабом нельзя было рассчитывать на иски, т.к. раб являлся вещью. Со временем появлялось все больше талантливых рабов, поэтому их стали иначе использовать – талантливые рабы ставились во главе предприятий, лавок, назначали капитанами торговых судов, но первоначально раб выполнял волю рабовладельца. Если раб причинял вред, ответственность ложилась на господина (ноксальная ответственность). Иски: actio noxalis– ответственность за чужую вину (в современности – родители отвечают за вину несовершеннолетних детей), actio institoria – по действиям лавочника, actio exercitoria– по действиям капитана
Dominica potestas – власть над рабами (ближе к patria potestas – отцовской власти; раб отделяется от вещей, ближе к детям)
В древние времена хозяину раба принадлежало право жизни и смерти. Постепенно неосновательно убийство раба было приравнено к убийству чужого раба, ограничивалась отдача рабов в гладиаторы, что можно было делать только с разрешения магистрата. Старый, больной и брошенный господином раб приобретал свободу и должен был сам себя обеспечивать. При невыносимой жестокости хозяина рабы имели возможность убегать и вставать под охрану символов (храм, статуя императора), магистрат заставлял господина таких рабов продать их
Рабский пекулий – земельный участок с рабочим скотом для хозяйствования рабом, рабы на этом участке сами могли становится рабовладельцами; господин раба нес ответственность в рамках пекулия (прообраз юр.лица)
Если раба отпускали на свободу, он приобретал статус вольноотпущенника, оставаясь связанным с патроном. При оказании патрону любого непочтительного действия он снова превращался в раба
Зависимость вольноотпущенника (зависимость клиента и патрона)
1) Opera(действие, работа) – оказание патрону услуг личного характера (даже материальной помощи)
2) Abseqium (почитание) – клиент должен оказывать знаки почести
3) Bona (имущество) – предоставление содержания (alimenta), подарков, право на наследство клиента, клиент не мог применять иски по отношению к патрону
Становясь вольноотпущенником, бывший раб приобретал статус гражданства как у своего господина. Часто специальную процедуру по цивильному праву не соблюдали, и вольноотпущенник не приобретал свободы, но с т.з. преторского права он был свободен. Такие вольноотпущенники получили название юниановы латины (19 г. до н.э. – Закон Юния Нарбана, согласно которому юниановы латины имели jus commercii, за исключением права оставлять завещание, после их смерти имущество отходило господину – «живут как свободные, а умирают как рабы», не имели jus connubi, были лишены публичных прав, т.к. с т.з. цивильного права они все-таки оставались рабами)