Основы социальной педагогики
4. Социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности
Социальная педагогика как отрасль научного знания. Социальная педагогика в системе наук о человеке. Взаимосвязь социальной педагогики с педагогикой и социологией. Ребенок и закономерности его социализации — объект и предмет исследо-
I
вания социальной педагогики. Семья, образование, религия и культура — основные институты социализации ребенка. Социальная педагогика как область практической деятельности, взаимосвязь социальной педагогики и социальной работы. Социальная педагогика как учебная дисциплина.
5. Развитие ребенка в социуме
Внешние и внутренние, управляемые и неуправляемые факторы развития ребенка. Роль деятельности и общения в развитии ребенка. Противоречия — движущие силы развития ребенка. Влияние наследственности на развитие ребенка. Патологии в физическом, физиологическом и психическом развитии ребенка и ее влияние на социализацию ребенка. Макро-, мезо- и микрофакторы, социализации ребенка. Влияние среды на развитие ребенка. Усвоение социальных ролей как составляющая процесса социализации. Позитивные и негативные роли. Социальная адаптация. Роль воспитания и самовоспитания в социализации ребенка. Социальная дезадаптация и социальная реабилитация ребенка.
6. Понятия «норма» и «отклонения от нормы» в социальной
педагогике
Значение понятий «норма» и «отклонения от нормы» в социальной педагогике. Влияние состояния здоровья и отклонений в здоровье ребенка на процесс его развития. Психические отклонения от нормы и социализация ребенка. Особенности социализации детей, не получивших общего и профессионального образования. Социальные нормы и отклонения от них. Роль психолого-медико-педагогических комиссий в диагностике отклонений от нормы.
7. Категории социальной педагогики
Система категорий и понятий в науке. Категориальная взаимосвязь педагогики и социальной педагогики. Педагогическая и социально-педагогическая деятельность: общие и отличительные признаки. Социальные знания и умения — основа социализации ребенка. Сущность социального обучения. Социальный феномен воспитания в истории развития общества. Характеристика социального воспитания. Проблемы развития теории социального воспитания и социального обучения в современных условиях.
8. Принципы социальной педагогики
Сущность понятий «принцип» и «правило» в науке. Назначение принципов в социальной педагогике. Принцип природо-сообразности, его назначение, правила реализации. Принцип культуросообразности, его назначение, правила реализации.
Принцип гуманизма, его назначение, соотношение между милосердием и гуманизмом по отношению к детям с ограниченными возможностями. Правила реализации принципа гуманизма.
9. Социально-педагогическое исследование
Сущность научного исследования. Особенности развития научного знания в социальной педагогике. Источники социально-педагогического исследования. Эмпирическое и научное исследование в социальной педагогике. Понятийный аппарат исследования. Этапы и методы социально-педагогического исследования. Оформление научно-исследовательской работы.
Основы социально-педагогической деятельности
10. Методика и технологии социально-педагогической деятельности
Сущность понятия «методика социально-педагогической деятельности» . Метод, прием и средство: общие и отличительные признаки. Методы убеждения, упражнения и коррекции в социальной педагогике. Использование социологических методов в работе социального педагога. Характеристика и структура социально-педагогических технологий. Виды социально-педагогических технологий.
11. Социально-педагогическая деятельность с семьей
Семья и ее основные функции. Проблемы социализации ре
бенка в семье. Социальный статус семьи и ее типология. Особен
ности социально-педагогической деятельности с благополучной
семьей, семьей группы риска, неблагополучной семьей, асоци
альной семьей, семьей ребенка-инвалида. Формы социально-
педагогической помощи семье.
12. Социально-педагогическая деятельность с детьми,оставшимися без попечения родителей
Сущность понятий «опека» и «попечительство». Категории детей, нуждающихся в опеке и попечительстве. Исторические корни современной системы опеки и попечительства. Социально-педагогическая деятельность при усыновлении ребенка. Система государственного попечения детей-сирот: временная приемная семья, приют, дом ребенка, детский дом, школа-интернат; деятельность социального педагога в этих учреждени-
ях.
13. Девиации как социально-педагогическая проблема Предпосылки девиации детей в подростковом возрасте. Причины социальной дезадаптации подростков. Нормальное и отклоняющееся поведение подростков. Типичные проявления
отклоняющегося поведения у подростков. Девиантное, делин-квентное и криминальное поведение подростков: общие и отличительные признаки. Факторы девиации подростков. Концепции девиации детей.
14. Алкоголизм как форма проявления девиантного поведе
ния детей
Детский алкоголизм как социально-педагогическая проблема. Причины и последствия детского алкоголизма. Детский алкоголизм: показатель неблагополучия семьи, средство время препровождения и самоутверждения ребенка, компенсация его психических отклонений от нормы, иллюзорная реальность для ребенка, реклама. Уровни развития алкогольной зависимости у детей.
15. Наркомания как форма проявления девиантного поведе
ния детей
Подростковая наркомания как социально-педагогическая проблема. Особенности подростковой наркомании. Классификация и типы наркотиков, употребляемых подростками. Причины и последствия подростковой наркомании. Стадии развития подростковой наркомании.
16. Проституция как форма проявления девиантного пове
дения детей
Детская проституция как социально-педагогическая проблема. Из истории развития проституции в России. Особенности детской проституции: причины и последствия. Факторы, сдерживающие развитие проституции в России.
/ 7. Преступность как форма проявления делинквентного поведения детей
Преступность несовершеннолетних как социально-педагогическая проблема. Причины и последствия преступности несовершеннолетних. Социальные и психолого-педагогические особенности несовершеннолетнего осужденного. Система специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей: специальные общеобразовательные школы, специальные (коррекционные) общеобразовательные школы, специальные профессиональные училища, воспитательные колонии; цели, задачи и особенности их работы.
18. Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения
Профилактика и реабилитация — основные виды социально-педагогической деятельности с детьми девиантного поведения: сущность понятий. Основные подходы к деятельности с детьми девиантного поведения: информационный, медико-биологичес-
кий, социально-психологический и социально-педагогический. Социально-педагогическая профилактическая деятельность: задачи, содержание, методы и формы работы. Социально-педагогическая реабилитационная деятельность: задачи, содержание, методы и формы работы.
19. Социально-педагогическая деятельность с детьми, склон
ными к употреблению алкоголя
Принципы и функции социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя. Профилактика детского алкоголизма: содержание, методы и формы работы социального педагога. Социально-педагогическая реабилитация детей-алкоголиков: содержание, методы и формы работы социального педагога. Роль социального педагога во взаимодействии специалистов по профилактике и реабилитации детского алкоголизма.
20. Социально-педагогическая деятельность с несовершенно
летними правонарушителями
Социально-педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних. Роль общего и профессионального образования в социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей. Индивидуальная и коллективная работа по социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей: цели, задачи, содержание и технологии. Творческая активность несовершеннолетнего правонарушителя как средство его социальной реабилитации.
21. Социально-педагогическая деятельность в конфессиях Функции религии в обществе: аксеологическая, духовная, гносеологическая, педагогическая, политическая, экономическая, историческая, социальная, психотерапевтическая. Христианские конфессии как субъект социально-педагогической деятельности. Историческая обусловленность социального воспитания в конфессиях. Особенности социально-педагогической деятельности в различных христианских конфессиях.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Качество теоретической подготовки студентов определяется действенностью полученных ими на лекциях теоретических знаний. Причем для студента важно не столько умение воспроизводить знания, теории, идеи, сколько уметь применять их на практике; необходим «перевод» теоретических знаний в практику реальной социально-педагогической деятельности.
Студенты должны понимать, что какой бы совершенной ни была теория, она не может быть непосредственно реализована на практике. Необходимы знания иного уровня, которые должны содержать ответы на вопросы: как, используя теоретические положения, ведущие идеи социальной педагогики, выявленные ею закономерности социализации ребенка, следует строить социально-педагогический процесс, как учитывать при этом психолого-педагогические и социально-педагогические особенности ребенка, как учитывать возможности конкретного социального института и учреждения, в котором развивается ребенок, и как учитывать свои собственные способности и возможности, свою профессиональную готовность к этому виду деятельности? Решению этих и других вопросов и посвящены семинарские и практические занятия по социальной педагогике. Основные задачи таких занятий:
• закрепление у студентов системы знаний по социальной пе
дагогике, специальная работа над социально-педагогическими
понятиями;
• формирование системного подхода к изучению социально-
педагогических явлений;
• развитие научного подхода к изучению, овладению и само
стоятельной разработке методики и технологии социально-пе
дагогической деятельности;
• овладение конкретными способами, необходимыми соци
альному педагогу для самостоятельного конструирования и
организации социально-педагогической деятельности;
• овладение навыками самостоятельной работы при освое
нии курса социальной педагогики;
• формирование эмоционально-положительного отношения
студентов к изучаемому курсу и дальнейшей профессиональной
деятельности.
Теоретические знания студенты получают на лекциях. Приведем некоторые советы по работе студентов на лекционных
занятиях, ибо от этого зависит, насколько продуктивно они в дальнейшем смогут работать на семинарских и практических
занятиях.
Лекция (от латинского 1ес1ао «чтение»), как известно, одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематичное, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины.
Такая форма передачи знаний обучающимся возникла в практике еще в средневековых университетах. Тогда это слово точно отражало характер деятельности преподавателя. В XII-XIII вв., когда в Европе еще не получило распространение книгопечатание, сочинения ученых переписывались от руки и поэтому существовали в немногих экземплярах. Получить такое сочинение для изучения каждый студент, конечно, не мог, и университетские преподаватели в аудиториях в буквальном смысле слова читали свои или чьи-то научные произведения — философские, религиозные трактаты, сопровождая чтение подробными комментариями и разъяснениями.
На протяжении веков, прошедших с тех пор, очень многое изменилось. Возникло и постепенно усовершенствовалось книгопечатание, книга (в том числе и учебная) как один из важнейших источников знания перестала быть редкостью и роскошью, стала доступной каждому. Кроме того, в последние десятилетия все большее распространение приобретают компьютерные формы хранения и передачи информации, которые активно применяются в обучении. Однако лекция всегда была и до сих пор остается неотъемлемой частью учебного процесса, важнейшей формой изложения учебного материала в высших учебных заведениях во всем мире.
В чем же причина такого «консерватизма» лекции? А дело в том, что лекция как способ сообщения знаний имеет очень много достоинств. Постараемся показать наиболее существенные из
них.
Прежде всего, необходимо сказать о том, что любая наука, — а студенты знакомятся в вузе именно с различными науками — представляет собой очень сложное явление. В каждой науке, в том числе и в социальной педагогике, встречается большое количество различных точек зрения, мнений, подходов и способов разрешения научных проблем. Наряду с положениями, которые признаются всеми и не вызывают сомнения, всегда есть спорные вопросы и воззрения. Разобраться в этом клубке разноречивых, а часто и противоречивых взглядов студенту, толь-
ко вступающему в мир научных знаний, чрезвычайно сложно. И именно лекция позволяет преподавателю в течение очень непродолжительного времени сориентировать студентов в рассматриваемой научной проблеме (теме), раскрыть ее наиболее важные, существенные стороны, дать анализ различных взглядов и теоретических концепций по рассматриваемому вопросу, указать наиболее значительные научные работы, посвященные данной проблеме.
К достоинствам лекции нужно также отнести и непосредственное общение студентов с опытными преподавателями, которые, как правило, сами являются учеными. Их творческая мысль, живое слово, эмоциональный контакт с аудиторией иногда играют решающую роль в усвоении студентами учебного материала, который перестает быть только набором сухих фактов, становится ярким и интересным, а поэтому способствует развитию желания знать изучаемый предмет лучше и глубже.
Таким образом, лекция — очень экономичный, эффективный и эмоционально наполненный способ передачи знаний. У студента поначалу складывается мнение, что на лекции он — лицо пассивное, и все, что от него требуется, — слушать и записывать то, что говорит преподаватель. Но это ошибочное, и даже опасное представление. На самом деле слушание лекции предполагает активную мыслительную деятельность студента, главная задача которого — понять сущность рассматриваемой темы, уловить логику рассуждений лектора; размышляя вместе с ним, оценить его аргументацию, составить собственное мнение об изучаемых явлениях и соотнести услышанное с тем, что уже изучено. И при этом студент должен еще успевать делать записи изложенного в лекции материала. Понятно, что ведение таких записей, которые называются конспектами (от латинского сопбресЪиб «обзор»), также является творческим процессом, требует определенных умений и навыков. Чтобы вам было легче их приобрести, рекомендуем запомнить
несколько практических советов:
• Не старайтесь записать дословно все, что говорит преподаватель — это невозможно, да и не нужно. Если вы будете к этому стремиться, в ваших записях неизбежны недописанные предложения, пропуски, а значит — нарушения логики изложения материала, которые сделают конспект бесполезным. Учитесь формулировать мысли кратко и своими словами, записывая только самое существенное.
• Учитесь « на слух » отделять главное от второстепенного. Но это не означает, что записывать нужно только основные поло
жения и определения, которые без примеров и иллюстраций
могут впоследствии, при чтении конспектов, оказаться непо
нятными. Поэтому факты, которые приводит лектор, также
лучше отмечать; иногда для этого бывает достаточно несколь
ких ключевых слов.
• Записи должны быть сжатыми, логично связанными,
представлять собой нечто вроде развернутого плана лекции.
• Если в лекции предлагаются схемы, таблицы, чертежи,
обязательно полностью заносите их в тетрадь, выполняя акку
ратно и внимательно.
• По ходу лекции преподаватель обычно отмечает те или
иные мысли, положения, поэтому сразу делайте соответствую
щие смысловые выделения в ваших записях. Для этого можно
использовать не только разные виды подчеркиваний (прямая,
волнистая линии, пунктир и т. п.), разноцветные выделения, но
и различные значки, например:! — «важно», ? — «проверить,
уточнить», N8 (шйаЪепе) — «обратить внимание» и др.
• Оставляйте в тетради поля, которые можно использовать
в дальнейшем для уточняющих записей, комментариев, допол
нений и т. п.
• Используйте красную строку для выделения смысловых
частей в записях.
• Постарайтесь выработать свою собственную систему сокра
щения часто встречающихся слов или их замены определенны
ми знаками. Это даст вам возможность меньше писать, больше
слушать и думать.
• Сразу после лекции постарайтесь просмотреть записи и по
свежим следам восстановить пропущенное, дописать недопи
санное, завершить выделение существенных моментов.
Очень важно подчеркнуть, что лекция — это не весь материал по изучаемой теме, даваемый для того, чтобы студенты его «вызубрили». Прежде всего это — «путеводитель» в их дальнейшей самостоятельной учебной и научной работе.
Лекционный материал, который строится в соответствии с программой учебного курса по социальной педагогике, находит отражение в содержании семинарских и практических занятий. К каждой теме программы предлагается два семинарских занятия, одно из которых носит репродуктивный характер и преследует цель — закрепление и уточнение определенных знаний по социальной педагогике. Второе занятие имеет преимущественно творческий характер и в большей степени связано с 369
самостоятельной работой студента по тому или иному разделу курса.
Формы организации студентов для закрепления, уточнения и расширения теоретических знаний, полученных на лекции, могут быть самыми различными. Мы рассмотрим две из них: семинары и практические занятия.
Семинар (от латинского зеттагшт «рассадник»; переноси, «школа») — это особая форма учебно-теоретических занятий, которая, как правило, служит дополнением к лекционному курсу. Семинар обычно посвящен детальному изучению отдельной темы и, в отличие от лекции, проводится в каждой студенческой группе отдельно.
Отличительной особенностью семинара как формы учебных занятий является активное участие самих студентов в объяснении вынесенных на рассмотрение проблем, вопросов; преподаватель, давая студентам, возможность свободно высказаться по обсуждаемому вопросу, только помогает им правильно построить обсуждение. Такая учебная цель семинара требует, чтобы студенты были хорошо подготовлены к нему. В противном случае семинар не будет действенным и может превратиться в скучный обмен вопросами и ответами между преподавателем и студентами.
Семинары могут быть различными как по содержанию, так и по построению, организации работы. Обычно на семинарах обсуждаются заранее поставленные вопросы. Студенты заблаговременно знакомятся с планом семинарского занятия и литературой, рекомендуемой для изучения данной темы, чтобы иметь возможность подготовиться к семинару. Далее приводятся темы семинарских занятий, а также литература, рекомендуемая к подготовке семинарского занятия.
Иногда семинары проводятся в форме обсуждения небольших докладов или рефератов. Но это не означает, что к семинару должны готовиться только те студенты, которые делают сообщение. Чтобы активно обсуждать проблему, высказывать свою точку зрения, обмениваться мнениями, наконец, спорить в поисках истины — а это и есть главное назначение семинара, готовиться к нему должны все.
При подготовке к семинару:
• проанализируйте тему семинара, подумайте о цели и основ
ных проблемах, вынесенных на обсуждение;
• внимательно прочитайте материал, данный преподавате
лем по этой теме на лекции;
• изучите рекомендованную литературу, делая при этом кон
спекты прочитанного или выписки, которые понадобятся при
обсуждении на семинаре;
• постарайтесь сформулировать свое мнение по каждому
вопросу и аргументированно его обосновать;
• запишите возникшие во время самостоятельной работы с
учебниками и научной литературой вопросы, чтобы затем на
семинаре получить на них ответы.
В процессе работы на семинаре:
• внимательно слушайте выступления других участников се
минара, старайтесь соотнести, сопоставить их высказывания со
своим мнением;
• активно участвуйте в обсуждении рассматриваемых вопро
сов, не бойтесь высказывать свое мнение, но старайтесь, чтобы
оно было подкреплено убедительными аргументами;
• если вы не согласны с чьим-то мнением, смело критикуй
те его, но помните, что критика должна быть обоснованной и
конструктивной, т. е. нести в себе какое-то конкретное предло
жение в качестве альтернативы;
• после семинара кратко сформулируйте окончательные
правильные ответы на вопросы, которые были рассмотрены.
Семинар помогает студентам глубоко овладеть учебным предметом по социальной педагогике, способствует развитию у них умения самостоятельно работать с учебной литературой и первоисточниками, освоению ими методов научной работы и приобретению навыков научной аргументации, научного мышления. Преподавателю же работа студента на семинаре позволяет судить о том, насколько успешно и с каким желанием он осваивает материал курса.
Практическое занятие — это одна из форм учебной работы, которая ориентирована на закрепление изученного теоретического материала, его более глубокое усвоение и формирование умения применять теоретические знания в практических, прикладных целях. Особое внимание на практических занятиях уделяется выработке учебных или профессиональных навыков. Такие навыки формируются в процессе выполнения конкретных заданий — упражнений, задач и т. п. — под руководством и контролем преподавателя.
Готовясь к практическому занятию, тема которого всегда заранее известна, студент должен освежить в памяти теоретические сведения, полученные на лекциях и в процессе самосто-
ятельной работы, подобрать необходимую учебную и справочную литературу. Только это обеспечит высокую эффективность практических учебных занятий.
Чтобы преподаватель имел возможность наблюдать за работой каждого студента, оказывая ему необходимую методическую и консультационную помощь, практические занятия проводятся обычно с небольшими группами учащихся. Иногда для этого академическая студенческая группа разделяется на две подгруппы. Далее приводятся практические занятия в виде семинаров-диспутов, где студентам предложены вопросы, на которые нет однозначного ответа. При этом студенты аргументированно учатся отстаивать свою точку зрения. Другая разновидность практических занятий — это решение различных социально-педагогических задач, некоторые из них предложены ниже.
Каждая тема семинарского или практического занятия заканчивается списком предлагаемых тем рефератов, которые студенты выполняют самостоятельно либо перед подготовкой к семинарскому занятию, либо после него.
Реферат (от латинского ге^егге «сообщать») — краткое изложение в письменной форме определенного научного материала: содержания книги, учения, научной проблемы и т. д. Эта форма научной работы студентов используется при изучении, как основных теоретических курсов, так и специальных прикладных дисциплин.
Реферат представляет собой итог самостоятельного изучения студентом одной (монографический реферат) или нескольких (обзорныйреферат) научных работ и должен отражать их основное содержание. При его написании студент должен продемонстрировать умение выделять главное в научном тексте, видеть проблемы, которым посвящена работа, а также пути и способы их решения, используемые автором (или авторами).
Реферат должен иметь четкую структуру. Монографический реферат обычно включает небольшое введение, в котором обосновывается важность данного исследования; основную часть, раскрывающую собственно содержание книги, и заключение, где студент кратко представляет выводы автора работы, если они есть в ней, или сам их формулирует. Надо сказать, что заключение не является обязательной частью текста реферата, часто он заканчивается изложением содержания работы. Композиция основной части может быть:
• конспективной, когда ее построение полностью соответствует структуре самой работы и отражает все или основные ее рубрики (разделы, главы, параграфы и т. д.);
• фрагментарной, когда рассматриваются только ее отдель
ные части (обычно таким образом реферируются большие по
объему и многопроблемные источники);
• аналитической, когда содержание реферируемой работы
раскрывается вне связи с ее структурой; в этом случае состав
ляется план реферата, в соответствии с которым и излагается
содержание.
Обзорный реферат в целом имеет аналогичную структуру; разница состоит лишь в том, что перед введением обязательно дается план реферата, а в конце его приводится список реферируемой литературы. Однако работа над таким рефератом гораздо сложнее, поскольку обычно он представляет собой обзор основной литературы одного или нескольких авторов по отдельной научной проблеме или теории. В этом случае требуется не просто выделить основное содержание изученных источников, но и сделать некоторые обобщения и сопоставления, показать, что их объединяет и в чем они различаются, какой аспект проблемы (теории) социальной педагогики раскрывается в каждой из работ.
Композиционно такие рефераты также бывают различными. Источники могут рассматриваться каждый отдельно в определенной последовательности (по времени появления, по значимости работ и т. д.) или аналитически, т. е. по различным аспектам проблемы, нашедшим отражение в разных источниках.
Реферат как форма самостоятельной научной работы студента широко применяется в учебном процессе вуза. Рефераты могут быть обязательными для всех студентов или выполняться по желанию.
Написание реферата является обязательным при проведении практических или семинарских занятий. При этом студент в течение изучения курса по социальной педагогике должен выбрать и написать один реферат, желательно выступить по нему на практическом занятии. Общее руководство работой над рефератами осуществляется преподавателем, ведущим учебный курс. Он предлагает студентам на выбор темы рефератов, сообщает единые требования по их написанию, консультирует в процессе подготовки реферата.
Рефераты используются также и в работе студентов на семинарских и практических занятиях. В этом случае обычно они выполняются по желанию и зачитываются на занятии с целью его дальнейшего обсуждения всеми студентами группы.
В целом работа над рефератом позволяет студентам овладеть очень важными для исследователя умениями, а именно: на-
учиться работать с научным текстом, выделять в нем главное, существенное, формулировать как свои, так и чужие высказывания кратко и своими словами, логично выстраивать и систематизировать изученный материал.
Студент на семинарских и практических занятиях не только выбирает и пишет реферат по определенной теме: желательно, чтобы он в дальнейшем вошел в содержание курсовой работы студента. Темы курсовых работ приведены далее.
Курсовая работа — это учебная научно-исследовательская работа студента, которая выполняется им на протяжении всего курса под руководством преподавателя — научного руководителя и оформляется по определенным правилам, а затем защищается студентом в присутствии комиссии, состоящей из членов кафедры, на которой выполнялась работа.
Студенты обязательно выполняют одну курсовую работу по социальной педагогике. Им предоставляется возможность выбора темы и научного руководителя. Каждый преподаватель, имеющий право руководить курсовыми работами студентов, предлагает список тем, которые обычно близки его собственной научной работе и связаны с научными направлениями кафедры социальной педагогики.
Выбрав тему, а значит и научного руководителя, студент под его руководством определяет направления исследовательского поиска, основные этапы работы и сроки ее поэтапного выполнения.
Несмотря на чрезвычайное разнообразие наук и исследовательских методов, научная работа в любой области — естественнонаучной, гуманитарной или технической имеет много общего. Так, общими являются два главных направления исследования, которые, взаимодополняя друг друга, позволяют получать серьезные научные результаты, а именно:
- изучение научной литературы по данной проблеме, т. е.
знакомство с тем, что уже сделано предшественниками (это
может найти отражение в реферате обзорного характера);
- собственная экспериментально-практическая работа сту
дента, которая может быть выполнена в процессе прохождения
социально-педагогической практики.
В русле этих двух направлений выполняется и студенческая научная работа. По мере работы над ней расширяется научный кругозор студента по социальной педагогике, он все глубже овладевает теоретическими и практическими методами исследования, вырабатывает самостоятельность мышления, обретает собственные научные взгляды. Проделанная самостоятель-
ная научная работа оформляется студентом в соответствии с установленными требованиями и представляется к защите.
Таким образом, в процессе выполнения семинарских и практических занятий студент может выбрать тему курсовой работы и начать работать над ней.
Важное значение в процессе профессионального становления социального педагога имеет специальная работа над понятиями, социально-педагогическими идеями. Поэтому в каждой теме семинарского или практического занятия даны определения основных понятий, которые выбраны из различных источников, словарной или энциклопедической литературы. Кроме того, представлено собственное видение авторами сущности многих социально-педагогических понятий. Однако это не означает, что каждое определение есть «истина в последней инстанции». Как уже было показано, социальная педагогика -относительно молодая и развивающаяся область педагогической науки и социально-педагогической практики, поэтому преподаватели и студенты могут предложить и обсудить свое видение толкований тех или понятий в социальной педагогике.
Выбор тем семинарских и практических занятий зависит от преподавателя, а также от интересов и возможностей студента. Излагая ту или иную тему программы по социальной педагогике, преподаватель заранее может распределить, какой материал должен быть обязательно изложен на лекции, а какой студенты могут изучить самостоятельно. Знакомство с планами семинарских и практических занятий позволяет студентам выбрать, какую форму они хотели бы рассмотреть на практике: семинар по осмыслению и углублению теоретических знаний, семинар-диспут или практические занятия по решению практических задач или упражнений. Могут быть предложены и другие формы проведения, например круглые столы, сюжетно-ролевые игры, просмотр аудиовидеозаписей и их обсуждение, разработка различных социально-педагогических задач и их использование на практических занятиях — все зависит от творческой работачение в процессе профессионального становления социального педагога имеет специальная работа над понятиями, социально-педагогическими идеями. Поэтому в каждой теме семинарского или практического занятия даны определения основных понятий, которые выбраны из различных источников, словарной или энциклопедической литературы. Кроме того, представлено собственное видение авторами сущности многих социально-педагогических понятий. Однако это не означает, что каждое определение есть «истина в последней инстанции». Как уже было показано, социальная педагогика -относительно молодая и развивающаяся область педагогической науки и социально-педагогической практики, поэтому преподаватели и студенты могут предложить и обсудить свое видение толкований тех или понятий в социальной педагогике.
Выбор тем семинарских и практических занятий зависит от преподавателя, а также от интересов и возможностей студента. Излагая ту или иную тему программы по социальной педагогике, преподаватель заранее может распределить, какой материал должен быть обязательно изложен на лекции, а какой студенты могут изучить самостоятельно. Знакомство с планами семинарских и практических занятий позволяет студентам выбрать, какую форму они хотели бы рассмотреть на практике: семинар по осмыслению и углублению теоретических знаний, семинар-диспут или практические занятия по решению практических задач или упражнений. Могут быть предложены и другие формы проведения, например круглые столы, сюжетно-ролевые игры, просмотр аудиовидеозаписей и их обсуждение, разработка различных социально-педагогических задач и их использование на практических занятиях — все зависит от творческой работы преподавателя вместе со студентами.
После примерных тем курсовых работ в пособии приведен общий список литературы, который включает литературу, вошедшую в планы семинарских и практических занятий, а также дополнительную литературу. Это позволяет студентам выбрать литературу как для написания рефератов, так и для выполнения курсовых работ.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ
ЗАНЯТИЙ