ЛЕКЦИЯ 19

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ПОДРОСТКАМИ,

СКЛОННЫМИ К УПОТРЕБЛЕНИЮ АЛКОГОЛЯ

Структура социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя. Содер­жание социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя. Особен­ности социально-педагогической деятельности с раз­личными возрастными категориями детей, склонных к употреблению алкоголя.

Структура социально-педагогической деятельности

с детьми, склонными к употреблению

алкоголя

Социально-педагогическая деятельность — это деятельность, направленная на конкретного ребенка, способствующая реше­нию его индивидуальных проблем посредством изучения лич­ности ребенка и окружающего его социума; поиска адекватных способов общения с ребенком; выявления средств, помогающих ребенку самостоятельно решить свою проблему.

Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных мероприя­тий, а также путем организации различных сфер жизнедеятель­ности детей.

Социально-педагогическая деятельность опирается на следу­ющие принципы:

• индивидуально-личностный подход к ребенку,

• опора на положительные стороны личности ребенка,

• объективность подхода к ребенку,

• конфиденциальность.

Ранее отмечалось, что социально-педагогическая деятель­ность, как и любая другая, имеет свою структуру, которая включает нескольких относительно самостоятельных, но в то же время зависимых друг от друга компонентов: цель, субъект, объект, функции, методы, формы. Рассмотрим структуру соци­ально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя, раскрывая содержание каждого из ее компонентов. 307


Целью социально-педагогической деятельности с подростка­ми, склонными к алкоголизму, является устранение негатив­ных факторов, способствующих алкоголизации детей.

Первый фактор — индивидуально-психический, включаю­щий в себя: искажение личностных черт, деформацию мотива-ционной сферы, несформированность навыков общения, педа­гогическую запущенность, задержанное психическое развитие ребенка.

Второй фактор — индивидуально-соматический — предпола­гает наличие у ребенка, склонного к алкоголизму, наследствен­ных соматических заболеваний, ведущих к отставанию в физи­ческом развитии.

Третий фактор — социальный внешкольный, включающий нарушение прав ребенка со стороны взрослых, отсутствие опе­ки над ребенком либо гиперопека, вовлечение ребенка в проти­воправные действия, низкий социальный статус семьи, неадек­ватные взаимоотношения в семье.

Четвертый фактор — социальный школьный, где в качестве составляющих включены следующие компоненты: негативно влияющий социально-психологический климат учебной груп­пы (класса), низкий социальный статус группы.

Это основные факторы, влияющие на ребенка и ведущие к развитию у него алкогольной зависимости. Поэтому социально-педагогическая деятельность должна быть направлена на мини­мизацию или полное устранение факторов, осложняющих со­циализацию ребенка.

Цель социально-педагогической деятельности может быть реализована путем решения следующих задач:

1.Создание форм активной действенной социально-педагоги­
ческой помощи и защиты для конкретного ребенка.

2. Формирование у подростка позитивных ценностных ори­
ентации в процессе социально-педагогической и коррекцион-
ной работы.

3. Вовлечение подростков в социально-полезную деятель­
ность, формирование у него разносторонних интересов и увле­
чений.

4. Воспитание активной личности, привитие ей качеств граж­
данина, семьянина, формирование положительной самооцен­
ки.

5. Укрепление физического и психического здоровья ребен­
ка путем осуществления комплекса медицинских, психолого-
педагогических и других мероприятий.

6. Формирование основ правовой культуры ребенка.


7. Формирование навыков «выживания» в условиях кризи­са современного общества.

Второй компонент структуры деятельности — это ее субъек­ты. Основным субъектом деятельности является социальный педагог, но кроме того, в данном случае, могут привлекаться специалист по социальной работе, валеолог, психолог и роди­тели.

Третий компонент — это объект, для которого и организуе­тся вся социально-педагогическая деятельность. Объектом де­ятельности являются дети с разным уровнем вовлеченности в процесс алкоголизации.

Четвертый компонент — функции деятельности. Они вытека­ют из конкретных функций работы субъектов деятельности.

У социального педагога такими основными функциями явля­ются три: 1) социально-педагогическая, заключающаяся в ока­зании помощи ребенку и семье в процессе социального взаимо­действия, в налаживании социальных связей и отношений, со­здании благополучной социальной среды для развития ребен­ка, осуществлении контроля за ребенком; 2) социально-обуча­ющая функция, направленная на овладение ребенком знания­ми о проблеме пьянства и алкоголизма, а также необходимыми социальными умениями и навыками противостояния вовлече­нию в процесс алкоголизации; 3) правозащитная, предусматри­вающая соблюдение и защиту прав ребенка, склонного к алко­голизму.

Следующие две функции может выполнять специалист по со­циальной работе. К его компетенции могут относиться такие фун­кции, как: 1) социально-бытовая, предусматривающая оказание необходимой помощи и поддержки семье ребенка в улучшении их быта, жилищных условий; 2) социально-экономическая, предус­матривающая содействие в оказании материальной помощи се­мье, в которой ребенок употребляет спиртные напитки.

Валеолог — специалист, обучающий детей здоровому образу жизни, выполняет социально-медицинскую функцию, предус­матривающую работу по профилактике здоровья ребенка, упот­ребляющего спиртные напитки.

Психолог реализует социально-психологическую функцию, предусматривающую различные виды психологического тести­рования, консультирования ребенка и родителей, а также кор­рекции межличностных отношений в значимом для ребенка

социуме.

И наконец, воспитательную функцию, способствующую фор­мированию и развитию личности ребенка, в полной мере дол-


жны реализовывать родители как наиболее значимые субъек­ты деятельности.

Следующим компонентом деятельности являются методы, которые зависят от специфики деятельности ее различных субъектов, возрастных особенностей ребенка, уровня его вовле­ченности в процесс алкоголизации.

Методы социально-педагогической деятельности так или иначе связаны с организацией, мотивацией и осмыслением де­ятельности, а поскольку деятельность рассматривается и как ведущее средство формирования личности, то методами соци­ально-педагогической деятельности можно назвать способы организации и осмысления деятельности, которые восстанавли­вают или формируют заново социально значимые качества лич­ности подростка, склонного к алкоголизму, и способствуют преодолению проблемы алкоголизма.

Последний компонент структуры деятельности — формы ре­ализации методов, которые определяются в соответствии с кон­кретными методами.

Таким образом, данная технология социально-педагогичес­кой деятельности может рассматриваться как комплексная, объединяющая единой концепцией деятельность разных специ­алистов, направленную на достижение одной цели.

Из всего многообразия функций, методов, форм, применяе­мых в рамках этой технологии, рассмотрим собственно содер­жание деятельности социального педагога с детьми, склонны­ми к алкоголизму, и выявим ее характерные особенности.

Содержание социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя

Можно выделить основные направления в деятельности соци­ального педагога при работе с ребенком, склонным к употреб­лению спиртных напитков:

1) деятельность по повышению уровня социальной адаптации
ребенка, склонного к употреблению спиртных напитков, по­
средством его личностного развития;

2) деятельность по профилактике алкоголизма, включающую
противоалкогольное обучение и воспитание детей с целью фор­
мирования у них отрицательного отношения к употреблению
алкоголя;

3) деятельность по просвещению родителей с целью оздоров­
ления семьи, ее быта и культуры взаимоотношений между ее
членами;


 

4) деятельность по социальной реабилитации ребенка, име­
ющего алкогольную психическую или физическую зависи­
мость;

5) посредническую деятельность между ребенком и окружа­
ющим его социумом по преодолению явлений дезадаптации.

Социально-педагогическая деятельность предусматривает выполнение социальным педагогом следующих основных фун­кций.

Первая функция деятельности социального педагога — диаг­ностическая, нацеленная на ликвидацию факторов риска при­общения детей к спиртному, — реализуется путем сбора инфор­мации о ребенке, склонном к употреблению спиртных напит­ков; изучения и оценивания реальных особенностей его лично­сти; выявления информации о семье ребенка; изучения источ­ников негативного влияния на ребенка и устойчивости его к этому давлению; определения алкогольных лидеров; изучения негативных факторов, провоцирующих алкоголизацию ребен­ка; изучения влияния на ребенка микросреды.

Сбор информации происходит посредством опроса (устного или письменного) самого подростка, его родителей, классного руководителя, при необходимости других значимых для ребен­ка людей. Также применяется стандартизированное интервью­ирование, наблюдение, изучение документации на семью и ре­бенка.

Результатом реализации этой функции является постановка социального диагноза развития ребенка, вовлеченности его в процесс алкоголизации, определение конкретных задач соци­ально-педагогической деятельности. Ими могут быть: профи­лактика, коррекция, реабилитация или комплекс каких-то других мероприятий.

Вторая функция — прогностическая. Сущность ее заключа­ется в том, что на основе поставленного диагноза разрабатыва­ется конкретная социально-педагогическая программа деятель­ности с ребенком, склонным к алкоголизму, которая предусмат­ривает этапные изменения и конечный результат социальной адаптации, коррекции или реабилитации.

Третья функция — образовательно-воспитательная, предус­матривающая отбор содержания социально-педагогической деятельности, а также методов ее осуществления; определение тех социально значимых качеств, которые должны быть воспи­таны у ребенка в процессе его социальной реабилитации; обес­печение целенаправленного педагогического влияния на пове­дение и деятельность детей и взрослых; восполнение пробелов 311


воспитания и образования ребенка, употребляющего спиртные напитки, формирование социальных умений и навыков, необ­ходимых для преодоления проблемы.

Четвертая функция деятельности социального педагога -правозащитная, обеспечивающаяся тем, что социально-педаго­гическая деятельность строится на правовой основе, предусмат­ривающей как соблюдение, так и защиту прав ребенка.

Пятая функция — организаторская. Она обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность с ребенком, склонным к алкоголизму, требует участия и скоординированности дей­ствий разных специалистов в зависимости от глубины пробле­мы; создает условия для проведения свободного времени и до­суга; организации социально значимой деятельности детей, взрослых, общественности в решении задач социально-педаго­гической помощи, поддержки, воспитания и развития ребенка, склонного к алкоголизму.

Шестая функция — коммуникативная. Ее сущность заклю­чается в том, что в ходе реализации социально-педагогической деятельности возникает необходимость установления множе­ственных контактов между ее участниками с целью обмена ин­формацией.

Седьмая функция — предупредительно-профилактическая, которая обеспечивает закрепление полученных положитель­ных результатов и предотвращает возможность появления ре­цидивов пьянства и алкоголизма, что достигается социальным патронажем подопечных и оперативным реагированием в экст­ремальной ситуации.

В своей деятельности социальный педагог выступает в трех основных ролях:

—советника, информирующего семью о важности и возмож­
ности бесконфликтного взаимодействия родителей и детей в се­
мье, рассказывающего о развитии ребенка, дающего социаль­
но-педагогические советы;

—консультанта, разъясняющего вопросы семейного, трудо­
вого, административного и уголовного законодательства, а так­
же вопросы, касающиеся области психологии, педагогики, со­
циальной педагогики; консультирует по вопросам разрешения
проблемных жизненных ситуаций, по вопросам воспитания
детей в семье;

- защитника, действующего в случаях нарушения прав ре­бенка со стороны родителей или ближайшего окружения.

Центральное место в деятельности социального педагога с детьми, склонными к употребления алкоголя, отводится антиал-


когольному воспитанию, являющемуся частью нравственного и социального воспитания и нацеленному на формирование у де­тей с раннего возраста отрицательного отношения к алкоголю. Целью антиалкогольного воспитания детей, подростков и молодежи с отклоняющимся поведением является возврат их к норме. Для социальной нормы характерна социальная приспо­собленность (адаптация) личности, ее целостность, гармонич­ность, способность критически оценивать свои поступки, а так­же и действия окружающих, последовательность в деятельно­сти. Именно эти черты нарушаются при злоупотреблении алко­голем и алкогольной зависимости. Именно эти нарушения дол­жны быть в центре индивидуальной воспитательной работы.

В процессе воспитания необходимо развить разумные потреб­ности, нагружать детей полезными делами, организовывать их деятельность, чтобы у них практически не было ничем не заня­того времени.

В процессе социального воспитания необходимо раскрыть безнравственность употребления алкоголя, в том числе и в не­больших дозах. Следует делать акцент не только и не столько на раскрытии последствий алкоголизма, сколько на безнрав­ственности самого факта употребления алкоголя. Необходимо обращать внимание на моральный урон, который наносят пья­ницы окружающим людям, родным, близким. Следует опровер­гнуть мнение, что употребление алкоголя — это признак взрос­лости и возмужания.

Особенности социально-педагогической деятельности

с различными возрастными категориями детей,

склонных к употреблению алкоголя

Дети дошкольного и младшего школьного возраста

В возрасте от 1 до 7 лет значительное влияние на формирова­ние привычек ребенка, его жизненных установок и будущего стиля жизни оказывают родители. Поэтому деятельность соци­ального педагога строится, в первую очередь, с семьей ребенка (с его родителями), а также с самим ребенком.

Побудительным мотивом употребления спиртного ребенком в этом возрасте чаще всего выступает социально-психологичес­кий механизм подражания взрослым.

Если в этот период жизни у ребенка заложены негативные установки, в том числе, одобряемое употребление алкоголя, то к 7 годам они окончательно сформируются и будут очень слож­но поддаваться коррекции.


Работа с родителями строится в двух направлениях:

1) формирование культуры отношений между членами семьи,
так как только в условиях гармоничных семейных отношений
реализуются нравственные антиалкогольные установки. Необ­
ходимо добиваться оптимальных форм поведения родителей
для формирования у детей дошкольного и младшего школьно­
го возраста установки на трезвый образ жизни;

2) формирование здоровой среды жизнедеятельности ребен­
ка, включая выработку общего отрицательного отношения к
алкоголю и пьющим людям, моральное осуждение этого явле­
ния.

Родителям необходимо внушить, что раннее начало потреб­ления алкоголя ребенком связано с их собственными ошибка­ми в воспитании. Для этого желательно ознакомить родителей с влиянием алкоголя на организм ребенка и основами профи­лактики алкоголизма.

Деятельность социального педагога должна быть нацелена на формирование здоровых социально-психологических устано­вок путем просвещения родителей и внушения мысли о личной ответственности родителей за каждый случай употребления алкоголя детьми. Противоалкогольная работа с родителями должна строиться в зависимости от возраста ребенка, но конеч­ным результатом этой деятельности должно служить привлече­ние родителей к антиалкогольному воспитанию детей.

В обязанности социального педагога может входить также совместная с родителями разработка разумного проведения досуга, семейных праздников и торжеств без употребления ал­коголя.

Основным методом работы является семейная профилакти­ка, проводимая в форме беседы, консультаций, тренингов. Со­циальный педагог должен придать нравственный смысл усили­ям родителей и их союзникам. Семейная профилактика не дол­жна основываться на замечаниях, угрозах или выкриках. Она должна быть направлена на коррекцию связей ребенка со свер­стниками, на вовлечение детей в позитивную деятельность, на восстановление значимого статуса в семье.

Итак, социально-педагогическая деятельность с родителями младших школьников, склонных к алкоголизму должна заклю­чаться в оказании помощи родителям в воспитании детей и в антиалкогольном воспитании, в устранении проблемы алкого­лизации детей, в психолого-педагогическом просвещении се­мей, в коррекции семейного воспитания, в организации досуга семей.


Работа с ребенком нацелена на:

1) формирование у младшего школьника потребности в обу­
чении, так как если ребенок склонен к употреблению спиртных
напитков, то, как правило, бывают серьезные проблемы с успе­
ваемостью в школе и нежеланием учиться;

2) формирование и развитие качеств личности, таких как
сила воли, чувство собственного достоинства, а также активного
отношения к действительности, объективно препятствующего
алкогольным интересам, стремлениям, склонностям.

Методы работы: яркий эмоциональный рассказ, иллюстра­ция, сюжетно-ролевая игра.

Подростки

В подростковом возрасте, начиная с 11 лет, взрослые утрачи­вают свое влияние на ребенка, и все большую значимость при­обретает общение со сверстниками, причем чем ниже соци­альный статус подростка, тем меньше его влияние на группу, а значит больше действий, с которыми он не согласен и соверша­ет ради групповой нормы.

Поэтому основной акцент работы социального педагога в этом возрасте — это работа с группой через следующие направления деятельности:

1) профилактика причин и последствий алкоголизма. Это
можно осуществить через проведение групповых дискуссий на
темы, связанные с алкоголизмом. Результатом таких занятий
должно являться формирование группового мнения, которого
будут придерживаться все участники группы.

Кроме дискуссий возможны и другие формы работы: прове­дение ролевых игр, в ходе которых проживаются и проигрыва­ются основные ситуации, связанные с потреблением алкоголя и давлением сверстников. В ролевой игре, направленной на профилактику алкоголизма, можно достичь личностного раз­вития ребенка, обучения умения противостоять уговорам при­нять спиртное, навыкам общения в коллективе.

Основные социальные умения, которые может сформировать социальный педагог в подростковой группе, это: умение четко формулировать аргументы против алкоголя и умение противо­стоять давлению сверстников.

Формы работы: диспут, в котором происходит обмен инфор­мацией о вреде алкоголизма, где социальный педагог выступа­ет в роли арбитра; деловая игра; экскурсия; беседа. Методы, которые запугивают детей, применять нецелесообразно;

2) организация свободного времени подростков, поскольку
бессодержательный досуг является ведущим фактором риска в


развитии злоупотребления подростком алкоголя. Необходима своеобразная яркая реклама деятельности кружков, секций, клубов, детских и юношеских организаций, чтобы подросток мог выбрать себе занятие по душе. Социальный педагог должен знать интересы, склонности и увлечения подростка и помочь ему организовать содержательный досуг.

В силу психологических особенностей возраста важно разви­вать для подростков коллективные групповые формы досуга. Следует учитывать, что наибольший интерес подростки, особен­но с девиантным поведением, проявляют не к интеллектуальной деятельности, а к занятиям спортом. Поэтому необходимо вся­чески поощрять занятия в спортивных секциях, организовывать походы, спортивные состязания, школы выживания и др.;

3) антиалкогольное воспитание, проводимое социальным
педагогом и направленное на формирование у подростка твер­
дых антиалкогольных убеждений: о необходимости трезвого
образа жизни, о недопустимости употребления алкоголя в пе­
риод формирования организма, о безнравственности пьянства
и алкоголизма, о формировании антисоциальной личности под­
ростка, злоупотребляющего алкоголем.

Важно для социального педагога обращать внимание не столько на вред употребления алкоголя для здоровья пьющего (это функция валеолога), сколько на вред его в социальном пла­не — в плане взаимоотношения ребенка с окружающим его миром;

4) антиалкогольное просвещение педагогического коллекти­
ва школы тоже является функцией социального педагога. На
основе знакомства с образовательной программой учащихся
подросткового возраста социальный педагог может предложить
включить элементы антиалкогольного воспитания во все пред­
меты школьного цикла. Например, в курсе «Основы государ­
ства и права» можно преподавать следующий раздел: «Лише­
ние родительских прав вследствие злоупотребления алкоголем»
и др.; в курсе «История» могут быть такие темы, как «Спаива­
ние колонизаторами отсталых народов с целью их порабоще­
ния» и др.; в курсе «Биологии» необходимо рассказывать о вли­
янии алкоголя на все системы организма и др.

Благодаря этим дополнениям будут расширены знания уча­щихся о вредном воздействии алкоголя на здоровье человека и его потомство, о несовместимости употребления алкоголя с со­циальным образом жизни.

Социальному педагогу необходимо стремиться к тому, что­бы все учителя следовали антиалкогольным установкам и бы-


ли примером трезвого образа жизни, отрицательного отноше­ния к алкоголю во всех ситуациях школьной и внешкольной

жизни;

5) посредническая деятельность социального педагога — под­
ключение к профилактической работе не только родителей,
учащихся, но и сотрудников милиции, врачей районной поли­
клиники, работников близлежащих предприятий, обществен­
ности;

6) преодоление социально-педагогической запущенности
подростка, проявляющейся в виде ограниченности словарного
запаса, бедности знаний об окружающем мире, недостаточной
усвоенности многих навыков (счета, чтения, письма и др.).

Юношество

В отличие от подростков, у старшеклассников в возрасте 15-17 лет в меньшей степени выражена эмоциональная зависи­мость от группы сверстников и на первый план выдвигаются формы поведения, выражающие индивидуальность. Наряду с поиском своего места в жизни, осознанием себя в какой-либо сфере профессиональной деятельности, большую значимость приобретает формирование своего социального образа. Однако преобладает ранимость, неустойчивость; кроме того, возника­ющие стрессовые ситуации могут спровоцировать разного рода негативное поведение, в том числе и употребление спиртных напитков.

Социальный педагог сосредоточивает свое внимание на инди­видуальной работе со старшеклассниками, склонными к зло­употреблению алкоголя через:

1) проведение индивидуальных консультаций с целью устра­
нения причин, негативно влияющих на жизнедеятельность

ребенка;

2) социальное обучение личности, включающее формирова­
ние представлений о риске, связанном с употреблением алко­
гольных напитков. Социальный педагог через упражнения по­
могает старшекласснику усвоить нормы социально-положи­
тельного поведения. Социальному педагогу необходимо на­
учить его освоить новые для него роли, что возможно путем
поручения ребенку интересных для него функций внутри семьи
и в школьном коллективе.

Методы антиалкогольного воспитания старшеклассников делятся на основные и вспомогательные.

К основным относят: монологическое изложение научных данных, фактов и точки зрения педагога в процессе беседы (ин­дивидуальной, групповой, коллективной), лекции.


Вспомогательные методы: самостоятельная работа с книгой, наблюдения и постановка опытов, викторины, олимпиады и др.

Основные формы работы: индивидуальная, групповая, кол­лективная, которые проводятся в разных микросредах — семье, школьном коллективе, компании подростка.

В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что пробле­ма алкоголизма детей — проблема комплексная, поэтому и ее решение может дать положительные результаты только при условии, что ее реализация будет осуществляться не только усилиями социального педагога, но и всех субъектов деятель­ности.

Вопросы для самоконтроля

1.Какова структура социально-педагогической деятельности с детьми,
склонными к употреблению алкоголя?

2. Раскройте содержание социально-педагогической деятельности с
детьми, склонными к употреблению алкоголя.

3. Каковы особенности социально-педагогической деятельности с раз­
личными возрастными категориями детей, склонных к употреблению
алкоголя.

Литература

1.Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершенно­
летних. — Свердловск, 1986.

2. Баженов В. Г. Воспитание педагогически запущенных подростков.
- Киев, 1986.

3. Ветров Н. М. Профилактика правонарушений среди молодежи. —
М., 1986.

4. Закатова И. Н. Социальная педагогика в школе / Под ред. Г. К. Се-
левко. — М., 1996.

5. Трудные судьбы подростков — кто виноват? — М., 1991.