Правовой статус вольноотпущенников

 

Вольноотпущенники (либерты, либертины) – отпущенные на волю своими господами рабы.

 

В древнейший период не существовало каких-либо ограничений в деле освобождения рабов.

В период поздней республики и ранней империи, когда численность рабов упала, контроль государства в этой области возрос, а именно в 4 г. н.э. законом Элия Сенция было установлено:

 

1. господин, которому нет 20 лет может отпустить на волю рабов только при наличии должных оснований, которые доказывались перед особой комиссией;

2. если рабу нет 30 лет, то отпустить его на волю можно только при специальном разрешении;

3. запрет отпускать раба на волю, сделанное во вред кредиторам в предвидении своей несостоятельности;

4. запрет отпускать на волю по завещания всех рабов: если рабов 3 штуки, то можно отпустить – 2; если рабов от 4 до 10 штук, то можно отпустить половину, если рабов 10-30 штук, то можно отпустить – одну треть и т.д., но не более ста рабов можно отпустить на волю.

 

Гражданское имя вольноотпущенника:

 

он носил имя в собственном смысле слова и наименование семьи или рода патрона, указывая и имя последнего в родительном падеже в качестве имени отца и превратив свое прежнее имя раба в прозвище.

 

Правовой статус вольноотпущенников:

1. правоспособность – ограничена:

· запрет вступать в брак со свободнорожденными до начала правления императора Августа;

· запрет вступления в брак с лицом сенаторского происхождения до правления императора Юстиниана.

 

2. в сфере публичного права вольноотпущенники:

· не служили в римских легионах;

· не имели права голоса в Народном собрании;

· не могли избираться в Сенат (в период империи это правило отменено было);

· не могли избираться в магистратуру (в период империи это правило отменено было).

 

3. институт патроната (бывший господин) – клиентелы (либертин, который обязан патрону своей гражданской жизнью), который включал в себя три группы обязанностей вольноотпущенника, фиксируемых в торжественной клятве:

· высказывать почтение (не мог вызвать патрона в суд, не мог обвинить его в уголовном преступлении);

· оказывать услуги личного характера;

· оказывать материальную помощь в случае необходимости (это право переходит к детям патрона, пока не умрет либертин);

· право патрона наследовать по закону после вольноотпущенника, не оставившего нисходящих и умершего без завещания.

 

 

Основания для утраты патроната:

1. патрон отказывается выплачивать вольноотпущеннику алименты;

2. попытка патроном продать свое право патроната;

3. возбуждение судом обвинения по инициативе патрона, грозящее либертину смертной казнью.

 

Вывод: права и обязанности патрона и клиента носили взаимный характер.

 

Формы отпущения рабов на волю:

1. Manumissio vindicta –отпущение на волю с использованием судебной процедуры (мнимый судебный спор): ликтор объявляет перед претором, что раб свободен; хозяин говорит, что согласен; претор подтверждает это).

2. Manumissio censu –раб заявляет, что он является римским гражданином; хозяин дает на это согласие, цензор вносит вольноотпущенника в список римских граждан.

3. Manumissio testamento –отпущение по завещанию, что делал сам господин либо его наследники способами № 1 или № 2.

4. Неформальные способы(по цивильному праву в этих случаях вольноотпущенник не становился юридически свободным, но фактически свободу получал):

· Объявление в кругу друзей;

· Усаживание господином раба за стол рядом с собой;

· «вольная» - объявление об освобождении в письме;

5. Отпущение раба на волю в силу закона (эпоха принципата):

· 380 г.н.э. выдача рабом убийцы своего хозяина;

· 380 г.н.э. выдача рабом солдата дезертира;

· Если раб в течении 20 лет своей жизни жил как свободный, то он становится свободным по давности лет.

6. Заключение рабом доверительного соглашения с третьим лицом о том, что оно выкупит раба на свободу за деньги самого раба;

7. Церковная форма отпущения на волю – заявление господина, сделанное в церкви.

 

Положение вольноотпущенников различалось в зависимости от условий их прежнего рабского состояния. Отпущенные из рабства, связанного с военным пленом, никогда не могли приобрести прав римского гражданства. Только отпущенные на свободу в самом Риме считались римскими гражданами, но не полноправными.