ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЛАПОС
I
ББК 74.60 С69
ОГЛАВЛЕН ИЕ
Авторы:
С69 |
18ВК 5-691-00372-0 |
М.Л. Галагузова, Ю.Н. Галагузова, Г.Н. Шти....... ш,
Е.Я. Тищенко, Б.П. Дьяконов
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор,
действительный член РАО ВЛ. Сластенин;
доктор педагогических наук, профессор
Н.М. Назарова
Социальнаяпедагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.— 416с.
I8ВN 5-691-00372-0.
Предлагаемое издание представляет собой курс лекций, в которых рассматриваются культурно-исторические традиции возникновения социальной педагогики, ее категории и принципы, методы социально-педагогических исследований и особенности работы социального педагога с различными категориями детей.
В книгу включены семинарские и практические занятия по курсу «Социальная педагогика».
Учебное пособие адресовано студентам вузов, осваивающим социально-педагогические профессии, преподавателям, а также всем, кого интересуют проблемы социальной педагогики.
ББК 74.60
© Коллектив авторов, 1999 © «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1999
Обращение к студентам......................................................... 5
ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ «СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ»
Лекция 1. Культурно-исторические предпосылки
возникновения социальной педагогики
в России .......................................................... 8
Лекция 2. Профессиональная деятельность
социального педагога...................................... 21
Лекция 3. Система профессиональной подготовки
социальных педагогов..................................... 37
ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Лекция 4. Социальная педагогика как наука и как
сфера практической деятельности 52
Лекция 5. Развитие ребенка в социуме.............................. 69
Лекция 6. Понятие нормы и отклонения от нормы
в социальной педагогике 85
Лекция 7. Категории социальной педагогики.......... 101
Лекция 8. Принципы социальной педагогики .................... 120
Лекция 9. Социально-педагогическое исследование ..131
ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Лекция 10. Методика и технологии социально-
педагогической деятельности ........................ 146
Лекция 11. Социально-педагогическая деятельность
с семьей 166
Лекция 12. Социально-педагогическая деятельность
с детьми, оставшихся без попечения
родителей........................................................ 192
Лекция 13. Девиации как социально-педаго! ичоская
проблема 212
Лекция 14. Алкоголизм как форма проявления
девиантного поведения детей 227
Лекция 15. Наркомания как форма проявления
девиантного поведения детей 240
Лекция 16. Проституция как форма проявления
девиантного поведения детей........................ 260
Лекция 17. Преступность как форма проявления
делинкветного поведения детей..................... 276
Лекция 18. Социально-педагогическая деятельность
с детьми девиантного поведения................... 294
Лекция 19. Социально-педагогическая деятельность
с подростками, склонными к употреблению
алкоголя .......................................................... 307
Лекция 20. Социально-педагогическая деятельность
с несовершеннолетними правонаруши
телями ............................................................. 319
Лекция 21. Социально-педагогическая деятельность
в конфессиях................................................... 342
Введение......................................................... 358
Программа курса по социальной
педагогике....................................................... 359
Методика проведения семинарских
и практических занятий................................... 366
Планы семинарских и практических
занятий............................................................ 376
Примерные темы курсовых работ.................. 408
Вопросы к курсовому экзамену...................... 409
Библиографический список............................ 411
ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ
Дорогие студенты!
Вы выбрали благородную, новую для нашего общества профессию — социальный педагог. Да, действительно в России эта профессия — новая. Только в 1990 году специальность «социальная педагогика» была включена в Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования, ей был присвоен номер; была введена соответствующая должность и в тарифно-квалификационный справочник. Началась подготовка кадров для этой профессии.
Однако в нашей стране социальная педагогика имеет столь же глубокие и давние традиции, как и в других странах мира. Только это развитие было более извилистым и драматичным, как, впрочем, и вся история страны. Именно этим и обусловлены главные трудности становления социальной педагогики как новой профессиональной сферы, которая включает в себя не только собственно социально-педагогические учреждения и службы, органы управления ими, но и систему подготовки специалистов, а также научно-исследовательскую базу социально-педагогической деятельности.
К числу таких трудностей в первую очередь можно отнести утрату традиций милосердия, благотворительности в советском обществе, глубоко укоренившуюся в общественном сознании ориентацию на «общее благо» при глубочайшем пренебрежении к отдельному человеку. Преодоление этого «наследия» социализма чрезвычайно трудно, но необходимо, ибо идеология социальной педагогики требует отношения общества к ребенку как к высшей ценности, понимания его судьбы и смысла жизни.
Много и таких проблем, которые порождены уже современной российской действительностью. Ее динамичность, конфликтность, неопределенность приводят к тому, что сегодня практически нет социальных групп населения, которые чувствовали бы себя социально защищенными, благополучными. И в первую очередь это касается детей. Это усложняет задачи, стоящие перед специалистами в области социальной защиты и социальной помощи детям, но, с другой стороны, именно это формирует чрезвычайно высокий спрос на специалистов, умеющих профессионально оценить проблемы и помочь решить их,
на ученых и политиков, способных точно диагностировать и прогнозировать социальное развитие общества, формировать эффективную социальную политику государства. Именно поэтому на современном этапе становление социальной педагогики и системы подготовки специалистов в области социальной педагогики приобретают такое важное значение.
Социальный педагог в обозримой перспективе ближайших десятилетий станет столь же массовой профессией, как учитель или медицинский работник, ибо предотвращать и лечить социальные болезни отдельного ребенка значительно легче, нежели бороться с социальными эпидемиями.
Социальная педагогика как область науки и соответствующий ей учебный курс, который сегодня является одним из ведущих курсов в профессиональной подготовке многих специалистов для социальной сферы, делают свои первые шаги. Однако нельзя сказать, что развитие социальной педагогики в России началось с нуля. Истоки социальной педагогики можно найти в трудах многих отечественных философов, психологов, педагогов, таких, как Н. Бердяев, В. С. Соловьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко и др. Кроме того, уже более ста лет насчитывает развитие этой науки за рубежом.
Достаточно много книг, освещающих те или иные проблемы социальной педагогики, появилось и за последнее десятилетие. Такие ученые-педагоги, как В. Г. Бочарова, А. В. Мудрик, В. Д. Семенов, Ю. В. Васильева, Л. Д. Демина, Б. 3. Вульфов, Р. А. Литвак и другие, высказывают в своих работах авторское видение основ социальной педагогики. Но следует отметить, что эта развивающаяся область педагогической науки пока еще четко не определила свой предмет и объект исследования, дискуссионными являются ее основные категории, есть и много других спорных вопросов в этой науке, которые предстоит решить вам в будущем.
В первой части книги представлены материалы лекций, прочитанные авторами на протяжении семи лет для студентов, готовящихся стать социальными педагогами. Материал лекций скомпонован в три раздела: «Введение в профессию «социальный педагог», «Основы социальной педагогики», «Основы социально-педагогической деятельности».
В первом разделе рассматриваются культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России, специфика профессиональной деятельности социального педагога и особенности его профессиональной подготовки.
Во втором разделе освещаются вопросы становления социальной педагогики за рубежом и в России, основные категории и принципы данной науки, методы социально-педагогических исследований.
Третий раздел книги посвящен основам социально-педагогической деятельности. В нем рассматриваются проблемы, которые возникают у детей с девиантным и делинкветным поведением, оставшихся без попечения родителей, других категорий детей, в зависимости от того социума, в котором находится ребенок: семья, образовательные учреждения, детские дома и приюты, пенитенциарные учреждения (воспитательные колонии) и др.
В конце каждой лекции приводятся вопросы для самостоятельной работы, литература по данной теме.
Авторы выражают надежду, что эта книга поможет студентам не только освоить основные положения социальной педагогики, но и подойти творчески к пониманию и решению важных проблем этой науки.
В заключение хочу выразить благодарность Людмиле Яковлевне Олиференко, ученому и педагогу, которая стояла у истоков введения социальной педагогики в России и которая подвигла меня заняться этой новой, а потому загадочной, интересной и привлекательной областью науки; студентам Социального института, которые прослушали наши лекции и активно участвовали в проведении семинарских и практических занятий, а также написали и защитили дипломные работы по социальной педагогике; моей дочери Галагузовой Юлии Николаевне, которая взяла на себя труд и смелость выступить соавтором этой книги, Штиновой Галине Николаевне за труд по редактированию книги; а также молодому пастору Борису Петровичу Дьяконову. Особую благодарность хотелось бы выразить уважаемым оппонентам: доктору педагогических наук, профессору, действительному члену Российской академии образования Сла-стенину Виталию Александровичу и доктору педагогических наук Назаровой Наталье Михайловне, которые внимательно прочитали рукопись и своими критическими замечаниями помогли авторам снять некоторые сомнения, возникавшие при написании книги.
М. А. Галагузова, проф., д-р пед. наук
б