Лекция 4.
Классификация вещей.
Вещи. Виды вещей.
Вещное право.
Лекция 3.
Среди важных имущественных прав римские юристы различали вещные и обязательственные права. С теми и другими они связывали разные судебные иски. Вещные права – вещные иски, обязательственные права – личные иски.
Вещное право (ius in rem) – это совокупность правовых норм, которые регулируют отношения между людьми по поводу обладания вещами.
Объектом вещного права является вещь (re). Вещное право представляет собой непосредственную юридическую связь лица с вещью. Все другие члены данного общества обязаны признавать эту связь и не нарушать ее. При нарушении вещного права, оно подлежит защите против любого нарушителя, т.е. вещное право пользуется абсолютной защитой.
В римском праве отсутствует общее теоретическое определение понятия «вещь». К классическому периоду римские юристы понимали под вещами прежде всего осязаемые материальные предметы, как неодушевленные, так и одушевленные. Такие вещи называются телесными (res corporalis). Но кроме телесных вещей к вещам причислялись также юридические отношения и права, получившие название бестелесных вещей (res incorporalis). Таким образом в римском праве в разряд вещей входили как сами вещи, так и права (вещные, наследственные, обязательственные).
Введенное римлянами понятие бестелесных вещей приобрело важное значение с 19 века. Облигации, акции и другие ценные бумаги, дающие право на доход, стали неотъемлемой частью экономической жизни.
Вещи манципируемые и неманципируемые.
Из них вышла классификация вещей на движимые и недвижимые.
Древнейшей классификацией вещей в римском праве является их разделение на манципируемые и неманципируемые в зависимости от того, требовался ли для их приобретения специальный акт манципации, основанный на требовании публичности.
К манципируемым вещам относили: италийская земля, строения, возведенные на ней, земельные сервитуты, а также рабочий скот и рабы, рассматриваемые как принадлежность земледельческих хозяйств.
Оборот земли и связанных с ней вещей имел особое значение для римского общества, поэтому сделки с этими вещами должны были иметь публичный характер, т.е. совершаться в присутствии 5 свидетелей и весовщика с соблюдением определенной процедуры. Остальные вещи отчуждались путем традицио, т.е. простой передачи.
Эта классификация была официально отменена в 6 в. н.э. в законодательстве Юстиниана. Но к тому времени прежнее деление на манципируемые и неманципируемые сменилось на недвижимые и движимые вещи.
Как и в категории манципируемых вещей важнейшей недвижимой вещью стала земля и все то, что физически и юридически связано с землей.
Недвижимыми были признаны посевы, насаждения, постройки. Эти предметы как принадлежность земельному участку определялись правилом: сделанное на поверхности следует за поверхностью. Но к недвижимым относились и нефть, и газ, пока они в земле, когда извлечены – движимые вещи (плоды).
В праве периода империи были установлены особые формы сделок с недвижимыми вещами. Прежний публичный характер сделок с манципируемыми вещами был перенесен римлянами на правовой режим недвижимых вещей. Далее сохранялся публичный характер сделок с недвижимостью.
Сейчас в большинстве стран для сделок с недвижимостью необходима нотариальная удостоверенная письменная форма и специальная государственная регистрация.
Телесные вещи -это те до которых можно дотрунутся, а,безтелесные которые фиксируются в праве(Гай)
Вещи делимые и неделимые.
Делимая вещь – вещь, которая при разделе не меняла своей сущности. По словам Ульпиана, каждая отдельная их часть представляет прежнее целое только в меньшем объеме, таковы земельные участки. Здания тоже могли быть разделены, но только по вертикали. При горизонтальном делении был установлен сервитутный проход.
Неделимые вещи при разделе теряют свои прежние свойства и свое предназначение (корова – говядина).
Классификация вещей по признаку их делимости имеют особое значение для отношений совместной собственности.
Если вещь принадлежала нескольким сособственникам, то имеет место не разделение самой вещи, а разделение права на вещь. Оно делится на идеальные доли.
Вещи родовые и индивидуально-определенные.
К родовым относились вещи, не имеющие в имущественном обороте индивидуальности. Их ценность определялась по весу, числу и мере (деньги, продукты, сырье).
Индивидуальные вещи выделялись из числа себе подобных, они были ценны своей индивидуальностью.
Как правило, авторская работа – индивидуальные вещи, вещи массового производства – родовые.
При случайной гибели тех или иных вещей, вопрос решался по-разному:
· если индивидуальная вещь – продавец освобождался от обязанности предоставить именно эту вещь;
· родовая вещь – должны заменить такого же рода.
Вещи потребляемые и непотребляемые.
Потребляемые вещи уничтожаются при их однократном использовании. Они уничтожаются или материально (пищевые продукты) или морально (деньги).
Непотребляемые вещи – либо не уничтожаются от употребления (драгоценности), либо уничтожаются медленно, постепенно теряя свою ценность (одежда и обувь).
Вещи простые и сложные.
Простые вещи представляют собой одно физическое целое и вне этого целого не мо
гут существовать (раб, бревно).
Сложные вещи подразделяются на:
· составные вещи – это материально связанные между собой разнородные вещи, превращенные человеческим трудом в некое искусственное целое (здание, корабль);
· собирательные вещи – состоят из раздельных вещей, объединенные одним именем (народ, стадо, легион).
Отличительная черта собирательных вещей – это отсутствие материальной связи
между ними. Это временное хозяйственное или организационное объединение вещей
или лиц.
Вещи главные и побочные.
Побочными вещами считаются вещи, зависящие от главной вещи и подчиненные ее юридическому положению. Основными видами побочных вещей считается:
1. часть вещи;
2. принадлежность;
3. плоды.
Части вещи физически взаимосвязаны между собой, не имеют самостоятельного правового существования. Сделки, заключаемые с главной вещью, распространяются на все ее части. Часть вещи могла стать предметом самостоятельного права и самостоятельным предметом сделок лишь в случае ее отделения от целого (продать черепицу, сняв с крыши).
Принадлежностями называются вещи, связанные с главной вещью не физически (материально), а экономически, т.е. помогающие ей осуществлять свои экономические функции (вещи, помещенные на земельный участок для его обслуживания). Принадлежностями могут быть как телесные, так и бестелесные вещи (сервитутная земля). Принадлежности главной вещи могут существовать отдельно друг от друга и быть предметом самостоятельных сделок. В связи тесной экономической связи между этими вещами юридический режим главной вещи распространяется между такими вещами и на ее принадлежности. Если нет специальных оговорок: «Принадлежность следует судьбе главной вещи».
Иногда нелегко определить какая вещь является главной, а какая – принадлежностью, что чему служит – критерий.
Фруктус – плоды главной вещи, т.е. приносимые ею новые экономические ценности. ские юристы различали: ёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёё
v фруктус naturalis (натуральный = естественный);
v фруктус civilis (цивильный).
Натуральный фруктус приносится самой вещью в силу ее природных свойств (молоко).
Цивильные плоды образуются в результате циркулирования вещи в коммерческом обороте. Например, земельная рента, проценты с капитала и т.д.
В праве классического периода понятие «фруктус» было расширено и стало соответствовать современному понятию «доходы».
Вещи в имуществе (res in patrimonio) и вещи вне имущества (res extra patrimonium).
Вещи находящиеся в обороте (res in commercio) и вещи, изъятые из оборота (res extra commercium).
В римском праве существовало понятие имущества, охватывающее совокупность вещей, принадлежащих тому или иному дому. Для его обозначения использовался термин patrimonium.
Res in patrimonio – вещи, подлежащие присвоению частными лицами. Противоположным термином res extra patrimonium обозначали вещи, которые не могли находиться в частной собственности. К ним прежде всего относились вещи божественного права, а именно: священные предметы и предметы поклонения. К священным относились вещи для почитания богов. Они объявлялись священными путем определенных публичных церемоний. И после этого признавались собственностью определенных богов. Путем обратной церемонии эти вещи могли потерять свой статус. В древности римляне посвящали богам стены и ворота своего города. Предметами поклонения считались прежде всего гробницы и другие места захоронения (дeight:120px" data-ad-client="ca-pub-1201569435861782" data-ad-slot="2853903535">
Дата добавления: 2014-01-25; просмотров: 1099; Опубликованный материал нарушает авторские права?.