Периодизация (этапы развития) римского права.

Римское право не однородно по своему характеру, несколько слоев. Границы между периодами условны, они определены теми событиями, с которыми исследователь связывает определенные события римского права.

Можно положить в основу периодизации источники права каждого периода, то есть характерные для данного периода формы закрепления и выражения правовых норм.

Основные периоды в истории права связаны с основными этапами римского государства.

· Архаический ( 753 – до принятия законов 12 таблиц), правление 7 рексов.

Источники: неписаное право (ius non scriptum) – главный источник;

morus moerum (правовые обычаи, обычаи предков);

царские законы, принятые царем.

В 510 г. до н.э. в Риме установилась республика и Рим превратился в гражданскую общину (civitas), а совокупность граждан – civis. В следствие этого право римской республики стало называться – цивильным (квиритское – полноправное название римских граждан).

· Период развития цивильного законодательства (принятие законов 12 таблиц – 451-449 гг. до н.э.). Вопреки воле патрициев была осуществлена законодательная фиксация правовых обычаев.

В 451 г. до н.э. под давлением плебеев была создана комиссия для начертания законов. Члены комиссии именовались децемвирами (т.е. «10 мужей»). После одного года работы была подготовлена и впервые принята народным собранием первая часть собрания законов на 10 досках и выставлена на форум, т.е. площадь народных собраний. («законы 12 таблиц»)

Через год были подготовлены еще 2 табулы законов, в целом их стало 12. отныне римляне, обращаясь в суд, должны были основываться на постановлениях 12 таблиц.

 

В римской литературе упоминалось около 800 законов цивильного права. Обычно они назывались по именам внесших их магистратов.

 

Lex- закон, принятый народным собранием, становится в этот период главным источником цивильного права.

В этой связи первая форма римского судебного процесса называлась – легис акционный процесс (иски, основанные на законах). Эти иски были основаны на конкретных нормах цивильного права. Они имели фиксированную словесную форму. Сначала судебные иски, их формулировки были известны только понтификам (членам верховной жреческой коллегии). Они занимались и толкованием законов. Поэтому стороны обращались к ним за консультацией. Понтифики охраняли эту монополию. Но в 312 г. председатель понтификов передал народу содержание исков. С тех пор называется ius civilium flavianum.

Постепенно входит в практику публичные юридические консультации и цивильное право выходит из-под контроля понтификов.

 

· Предклассический (поздняя республика – начало принципата; 3 – 1 вв. до н.э.)

Рим вырос и установил контроль над всей Италией, разбив Карфаген. Рим стал величественной державой Древнего мира.

Характерно: - дуализм (двойственность права, его раздвоение на цивильное и преторское);

- формирование «права народов».

В этот период началось характерное для римского права существование 3-х правовых систем: цивильного, преторского и «право народов».

 

 

· Право классического периода – с установлением в 27 г. до н.э. принципата роль главного источника права постепенно переходит к нормативным актам, исходившим от императоров. Эти акты получили общее название – constitutionis principium (конституции императоров).

Известны 4 формы таких конституций:

1. эдикты (указы общего характера);

2. декреты (постановления императора по конкретным проблемам управления);

3. рескрипты (ответы императора на вопросы, возникающие при толковании или применении права);

4. мандаты (исходящие от императора должностные инструкции чиновникам).

Важную роль в формировании права сыграли римские юристы, которые заслужили доверие императоров и назначались ими на высокие государственные должности.

Ульпиан, Павел, Гай, Модестин – классики римского права.

Поэтому классический этап творили юристы-классики.

Государственный аппарат в период принципата только складывался и у императора не было достаточно чиновников, поэтому император отсылал к доверенным юристам. Юристы действовали по доверенности императора и их ответы становились источниками права, на них можно было ссылаться в суде.

 

· Постклассический период – (284 – 476 г. н.э.) – окончательно утвердился римский доминат и рухнула западная империя.

В период домината развитие права замедлилось. Это связано с экономическим кризисом. Рим подвергся нападению со стороны варваров.

В этот период домината прежняя самостоятельная правотворческая роль юристов стала невозможна, юристы превратились в обычных чиновников. Цитирование юристов стало регламентироваться выше. В 426 г. был издан закон о цитировании юристов.

В 5 в. римская империя распалась на восточную и западную. Западная в 476 г. упала – образовались варварские города.

Центр изучения и разработки римского права переместился в восточную часть со столицей в Константинополе. В правление императора Константина в 523-534 гг. была проведена его кодификация.

Для этой цели император назначил комиссию юристов во главе с Трибонианом.

После 5-летнего труда были подготовлены 3 основные части кодификации:

1. институции (официально учрежденное руководство для юридических школ, которым была придана сила закона);

2. дегесты (пандекты) –свод литературного наследия римских юристов;

3. кодекс – собрание императорских конституций. Дополнением к кодексу стали новеллы, куда вошли институции Юстиниана.

В совокупности за всеми этими частями позднее в средние века было закреплено общее название – свод гражданского права. Отсюда вышло европейское право.

 

3 исторические системы римского частного права:

1. цивильное право – законы, принятые народным собранием, а также сенатус консульты (постановления сената республиканского периода) в совокупности составляли цивильное право, исторически первую систему римского права.

Субъекты цивильного права – римские граждане, полноправные члены civitas (римские городские общины), именовали себя квиритами.

Складывается на ранних этапах развития римского общества в условиях патриархального хозяйства.

Оно было плохо приспособлено к развивающемуся товарообороту и усложняющимся экономическим отношениям, поэтому оно стало неудовлетворительно и с количественной, и с качественной стороны.

Новые, неурегулированные цивильным правом, ситуации становились многочисленнее и неожиданнее. Это потребовало модернизации римского права. Эту задачу на себя взяли высшие должностные лица римской республики – преторы и эдилы.

 

2. преторское право – ius pretorium –должности городского претора (pretor urbanus) и должности эдила были учреждены в 367 г. до н.э.

Претор отвечал за внутреннюю безопасность и порядок в городе, он был наделен широкими полномочиями, в том числе и по судебным делам. Он также имел право издавать эдикты и интердикты, т.е. указы и распоряжения, имеющие обязательную силу.

Эдилы осуществляли надзор за городским хозяйством, в частности за торговлей. Могли издавать эдикты в пределах своей компетенции.

return false">ссылка скрыта

Оба этих магистрата играли важную роль в развитии римского права. Велики заслуги преторов, отсюда получила свое название созданная система. Иногда эту систему именуют ius honorarius.

При вступлении в должность претором издавался указ (эдикт) в качестве программы его деятельности. Он назывался постоянным, в отличие от эдиктов, издававшихся по конкретному случаю. Эти эдикты имели законную силу до окончания срока его полномочий (1 год) – «законы на год».

Следующий претор сохранял те нововведения, с которыми был согласен и переносил их в свой эдикт. Эта часть постоянных преторских эдиктов называлась транслатиция (переходящая часть).

Также новый претор вносил в эдикт собственные дополнения – новая часть.

Официально преторы должны были восполнять пробелы цивильного права, совершенствовать его, но фактически они перешли к радикальной корректировки цивильного права.

Они не имели права отменять постановления сената и изменять законы, но при рассмотрении конкретных дел они все чаще принимали решения, противоречащие нормам цивильного права.

Если нововведение получало поддержку следующего претора, то оно включалось в переходящую часть их эдиктов и становилось ius pretorium. При этом устаревшая норма цивильного права не отменялась, но фактически переставала действовать, превращалась в nudum ius (без реального наполнения) – голое право. Так из преторской практики постепенно формировалась система норм, именуемая преторским правом.

Во второй половине 2 в. до н.э. закон Эгуция вводит новый вид судебного процесса – посредством формул – формулярный процесс.

Первое время этот процесс существовал с легис акционным процессом. В нем важную роль играли адресованные судье указания преторов.

С установлением принципата законодательные и судебные полномочия преторов стали больше ограничиваться императорской властью. Окончательный закат преторского права связан с принятием вечного эдикта (эдиктум perpetum). Этот эдикт был подготовлен в 125 – 128 г.г. н.э. членом императорского совета юристом Сальви Юлианом по поручению императора Адриана.

Дальнейшее пополнение этого эдикта стало прерогативой императора. Так замолк живой голос преторского права.

Судебная компетенция республиканских магистратов тоже была ограничена. Учреждались новые суды из назначаемых императором чиновников, находящихся под наблюдением императора.

 

3. «право народов» (ius gentium) – начиная с 3 в.д н.э. Рим становился великой державой, завоевывая новые регионы. Превращается в мировой торговый и финансовый центр.

Национальное римское право, субъектами которого были только римские граждане, становилось недостаточным, так как оно не распространялось на перегринов, не граждан, к которым относилось население покоренных Римом провинций.

Наряду с цивильным и преторским правом сложилась 3-я система – «право народов».

В 242 г. до н.э. в Риме была учреждена новая высшая должность – претор перегринус. В его обязанность входило – надзор за перегринами, а его юрисдикция распространялась на отношения между перегринами, а также на отношения между перегринами и римскими гражданами. Он издавал эдикт при вступлении в должность ius gencium, имевшее огромное значение для римского права.

Содержание его заимствовалось из права покоренных Римом народов, из греческого права, а также из обычаев международного коммерческого оборота, в котором принимали участие различные народы.

Право разных народов перерабатывалось на римской почве перегринскими преторами и заимствовалось городскими преторами. Постепенно сложилось правило: Цицерон – что относится к праву народов, то должно быть признаваемо римским правом.

В результате взаимодействия цивильного и преторского права с правом народов римское право превратилось в целостное единство, правовой комплекс и становилось более гибким, широким, интернациональным.