Понятие источник права. Система источников римского права
Тема 3. Источники римского права
ГЛОССАРИЙ к Теме 2. Предмет курса римское право
Вопросы для самопроверки
1. Каково происхождение слова "право" (ius)?
2. Что означало для римлян правосудие (iustitia)?
3. Какими способами разрешались в древности общественные конфликты?
4. Что характеризует термин "юридическая централизация"?
5. Что характеризует термин "юридическая децентрализация"?
6. Чем различаются императивные и диспозитивные нормы права?
7. Из каких частей складывалось римское частное право?
8. Что включало в себя понятие "цивильное право"?
9. Что означает термин "право народов"?
10. В чем состоит значение естественного права для развития римского права в целом?
ius | право |
iustitia | правосудие |
ius privatum | частное право |
ius publicum | публичное право |
iuris est ars boni et equi | право есть наука о добром и справедливом |
imperium | власть императивная норма абсолютно обязательная правовая норма |
dispositivum | восполняющий диспозитивная норма права, допускающая ее изменение |
praetor urbanus | городской претор (высший магистрат, руководивший судопроизводством в Риме) |
praetor peregrinus | претор по делам иностранцев (магистрат, руководивший судопроизводством с участием иностранцев) |
ius naturale | естественное право |
ius civile | цивильное право (национальное право общины) |
ius gentium | право народов |
ius praetorium | преторское право |
ius honorarium | право магистратов |
prudentes | знатоки права (сведующие в праве) |
aequitas | справедливость |
aequum ius | справедливое право |
omne ius hominumcausa constitutum est | всякое право создается ко благу человека |
Термин "источник права" кажется не используется ни в Институциях, ни в Дигестах. Но историк, Тит Ливий, употребляет его и, возможно, этим начинается жизнь данной правовой категории: "Законы XII таблиц являются источником всего публичного и частное права (fons omnis publici privatique iuris)"(1).
Для современной юриспруденции понимание этого термина в разных его значениях: в материальном и формально-юридическом составляет существенную часть юридического образования. Различие этих значений есть отличие содержания права от формы познания действующего права.
Источник содержания правовой нормы по-разному определяется в зависимости от мировоззренческой позиции. Так, марксистское представление об этом предмете состоит в том, что содержание права определяется материальными (социально-экономическими) условиями жизни данного общества. Эти объективные условия являются главным фактором, формирующим волю господствующего класса, каковая выступает в виде действующего права.
Для Э. Канта источником права выступает категорический императив; для Фомы Аквинского - воля Бога. Главным источником мусульманского права признается Коран - совокупность правил, сообщенных Аллахом Мохаммеду. Для древних израильтян - это запись на скрижалях повелений Иеговы, сообщенных Моисею на горе Хорив; для современных - Тора (переработанное и дополненное в средние века законодательство Моисея).
То есть, когда мы говорим об источнике содержания права, мы обозначаем нечто, из чего происходит право, что формирует сущность правового повеления.
Но чаще всего нас интересует - из чего мы получаем знание о действующем праве. В таком случае мы говорим об источнике как о форме права, как о способе объективизации права. Иными словами, используем термин источник права в значении формально-юридическом, в отличие от первого значения - источник права в материальном смысле.
В Институциях (I.Кн.1.II.3) содержится описание системы источников римского права в формально-юридическом значении этого термина: "Состоит же наше право или из права писаного, или неписаного, как у греков: одни законы у них записаны, другие не записаны. Писаное право состоит из законов, решений плебса, решений сената, постановлений императоров, эдиктов должностных лиц и из ответов юристов".