I. О значении римского права
РИМСКОЕ ПРАВО
РИМСКОМУ ПРАВУ
Лекции по
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС РИМСКОЕ ПРАВО
ТЕМА 2. ПРЕДМЕТ КУРСА РИМСКОЕ ПРАВО
ТЕМА 3. ИСТОЧНИКИ РИМСКОГО ПРАВА
ТЕМА 4. РИМСКИЙ ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС
ТЕМА 5. ЛИЦА
ТЕМА 6.РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕМЕЙНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
ТЕМА 7. ВЕЩНОЕ ПРАВО
ТЕМА 8.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОГО ПРАВА
ТЕМА 9. ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
ТЕМА 10. НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО
Тема№1 Введение в курс Римского права
Замечательная по красоте и яркости фраза, которой открывается книга выдающегося русского цивилиста И.А. Покровского "История римского права" ("Римское право занимает в истории человечества совершенно исключительное место: оно пережило создавший его народ и дважды покорило себе мир" (1)), нуждается в уточнении: не римское право дважды завоевало мир, а два разных мира - античный и христианский успешно применяли к своим запросам это право.
Такой взгляд вовсе не умаляет значимости данного явления, напротив, утверждает величие и универсальную ценность того, что было достигнуто в области права античным гением. Но при таком подходе требуется перестановка акцентов в традиционных представлениях о значении римского права для других эпох, в том числе, для настоящего времени. Нижеследующие тезисы представляют попытку выяснить это значение.
1. Римское право, каким оно предстает в кодификации Юстиниана, есть не столько создание римского народа, сколько результат работы всего античного мира в пределах от Рейна до Евфрата.
2. Оно представляет по своей универсальной значимости такое же культурное достижение, какими являются греческая философия и драматургия, живопись, зодчество и ваяние, как навигационные достижения финикийцев и теологические усилия иудеев.
3. В качестве такового римское право есть неиссякаемый источник заимствования юридических идей, категорий, формул, представлений.
4. Наименование этого культурного явления, включающее имя могущественнейшего в истории человечества государства, знаменует то важное обстоятельство, что право, в отличии от философии, искусства может развиться до совершенства только в условиях прочной государственности, имеющей продолжительную самостоятельную жизнь.
5. Действительной исторической заслугой собственно римского народа является то, что он создал и длительное время сохранял именно такую государственность.
6. Право римлян на протяжении многих веков было хаотичным и бессистемным, но - всегда живым, действующим, саморазвивающимся правом.
7. Законченную форму это право приобрело в эллинизированной Восточной римской империи, принявшей православие.
8. Германские народы в последующем существенно изменили дух и букву этого права, приспособив в результате длительных усилий к городским (буржуазным) условиям жизни, сложившимся в Западной Европе в результате Реформации.
9. Это измененное и приспособленное право (Римское пандектное право) легло в фундамент правовых систем большинства стран современного мира как основа юридического образования, основа кодификаций национального гражданского права, основа теории права.
Все эти обстоятельства необходимо иметь в виду, когда приступаешь к изучению римского права с тем, чтобы не возникла иллюзия отвлеченности этого изучения от насущных запросов действительности.