Понятие и виды источников права.

Государственная власть и правовое государство.

Вообще власть всегда означает, с одной стороны, навязывание чьей-то воли, а с другой – подчинение ей.

Государственную власть можно определить как руководство обществом при помощи государственного аппарата при опоре на особые отряды вооруженных людей, на специальные принудительные учреждения.

Большое значение имеет легитимность государственной власти, т.е. формирование ее на основе закона и с учетом общественного волеизъявления. Легитимность власти означает также ее признание обществом.

В демократических государствах придается серьезное значение разделению властей на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из названных ветвей власти занимается своим делом и не вмешивается в дела другой. В этом плане каждая ветвь власти самостоятельна и как бы сдерживает другую.

Государственная власть должна основываться на верховенстве права. Верховенство права означает, что государственные органы связаны правом, т.е. действуют в строгом соответствии с Конституцией, законами, в рамках своей компетенции. Власть подчинена праву.

Правовое государство мыслиться как альтернатива авторитаризму и тоталитаризму. Это продукт нового времени – это такое демократическое государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации власти положен принцип разделения властей.

Верховенство закона (законность) -предполагает неукоснительное исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами.

Обеспечение законности важное условие для установления правопорядка в обществе. Правопорядок – это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности. Именно правопорядок является главной целью правового регулирования общественных отношений. Он характеризуется реальным уровнем соблюдения законности, обеспечения и реализации субъективных прав, соблюдения юридических обязанностей всеми гражданами, органами и организациями.

 

Для понимания того, откуда брать право при решении юридических дел, необходимо обратиться к источникам права. Под источниками права в юридической науке обычно понимают внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, т.е. акты компетентных государственных органов, устанавливающие нормы права.

Наиболее узкий смысл понятия «источник права»: то, чем практика руководствуется в решении юридических дел. В российском государстве это в основном нормативные акты – государственно-правовой акт, который содержит нормы поведения, общие правила. ( Н-р, Указы Президента о присвоении различных почетных званий – государственно-правовой акт но не нормативный, так как не содержит общих правил.)

Разновидностями источников права также являются:

правовой обычай, т.е. правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости и признано государством в качестве обязательного:

правовой прецедент – решение по конкретному делу, которому государство придает силу общеобязательного в последующих спорах.

договор – акт волеизъявления самих участников общественных отношений, который получает поддержку государства

Наиболее распространенными источниками Российского права являются закон и подзаконные акты.

Закон- это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства (парламентом) или непосредственно народом в ходе референдума, регулирующий, как правило, наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой. По своему назначению они делятся на:

1) основные (это Конституция РФ, конституции республик в составе РФ);

2) федеральные конституционные законы, которые принимаются согласно ст. 76 Конституции РФ по предметам ведения РФ (перечень которых содержится в ст. 71 Конституции РФ). В некоторых случаях принятие федеральных конституционных законов прямо предусмотрено нормами Конституции РФ. Так, в соответствии со ст. 70 Конституции РФ государственный флаг, герб и гимн РФ, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом;

3) федеральные законы, принимаемые по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам;

4) законы, принимаемые законодательными органами субъектов РФ. Законы субъектов РФ (республик, областей и т.д.) не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с Конституцией РФ.

 

Подзаконный акт- правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. Правовые акты принимаются на основании и во исполнении законов. В РФ на федеральном уровне к правовым актам относятся указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, акты Центрального банка РФ, министерств, гос. Комитетов и др. органов исполнительной власти, а также постановления палат Федерального Собрания РФ, решения судов и арбитражных судов.