Форма, функции и механизм государства.

Право представляет собой совокупность общеобязательных для всех правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством и охраняемых его силой.

Право, как и государство, есть продукт развития общества на определенном его этапе. Право развивается вместе с государством, с которым находится в тесной взаимосвязи. Эта взаимосвязь проявляется в следующем:

1. Право не может развиваться и функционировать без государства, ибо государство – это тот политический механизм, который формирует право в виде общеобязательных правил поведения (юридических норм).

Право – результат правотворческой деятельности государства, соответствующих компетентных органов (парламента, правительства и т.д.). Нормы поведения становятся общеобязательными, юридическими нормами, коль скоро они с одобрения общества устанавливаются (либо санкционируется) государством.

  1. Государство гарантирует реализацию правовых норм, охраняет право от нарушений. Именно государственная охрана, возможность государственного принуждения, стоящие за правом, и отличают правовые нормы от других социальных норм, действующих в обществе (н-р, нравственность).
  2. Не только право нуждается в государстве, но и государство в праве. Оно не может нормально и эффективно функционировать, не опираясь на право.

Так, законодательного, правового закрепления требует организация и деятельность государственного аппарата. Речь идет об оптимизации системы государственных органов, основа для взаимоотношений должностных лиц и граждан.

Государство, его механизм (система государственных органов) не остаются неизменными, застывшими, раз и навсегда данными.

Государство изменяется вместе с изменением общества как политическая форма его организации.

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Форма государства – это организационно-функциональная структура государства, выражающая способ организации и осуществления государственной власти и ее взаимодействие с населением. Она включает в себя три связанных между собой института: форму правления, форму государственного устройства и государственный режим.

Форма правления характеризует состав высших органов государственной власти, порядок их образования, организацию и порядок взаимодействия между собой и населением (разные виды республик и монархий).

Форма государственного устройства характеризует взаимоотношения центральных органов власти и управления с органами составных частей государства и местными органами власти, управления и самоуправления (унитарные государства, федерации, конфедерации).

Государственный (политический) режим означает совокупность методов осуществления государственной власти (демократический, авторитарный и т.д.).

 

Основные направления деятельности государства – его основные функции подразделяются на внутренние (деятельность в пределах общества) и внешние (межгосударственные отношения), которые взаимосвязаны и взаимозависимы.

К внутренним функциям относятся: 1) установление и охрана правового порядка, общественной безопасности, прав собственности, иных прав и свобод граждан; 2) экономическая; 3) культурная; 4) социальная; 5) экологическая.

К внешним функциям: 1) поддержание мира и мирного сосуществования; 2) обеспечение делового партнерства и сотрудничества; 3) защита государственного суверенитета от внешнего посягательства.

 

Осуществление функций государства требует образования властных структур, механизма государства, под которым понимают всю совокупность органов, призванных осуществлять управление обществом и реализовывать основные направления государственной деятельности.

Можно выделить следующие структуры механизма:

1. Законодательные органы (парламенты, советы, собрания и т.д.), призванные к установлению основополагающих норм права.

2. Исполнительные органы (кабинеты министров, ведомства, администрация и т.п.) призванные обеспечить исполнение законов, в том числе и посредством издания подзаконных нормативных актов.

3. Органы юрисдикции (суд, арбитраж, прокуроры, следственные органы), которые следят за законностью, возлагают ответственность, решают споры.

4. Материальные придатки (армия, полиция, милиция, тюрьмы и т.п.) в задачи которых входит принуждение к правомерному поведению, реагирование на правонарушения, проведение карательных мер, исполнение наказаний.

 

Отличительные признаки государства накладывают отпечаток на характер государственной власти.