Система органов гос. власти в РФ

Признается и защищается равно частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Свобода экономической деятельности.

Прежде всего это свобода выбора вида экономической деятельности, в частности определение для каждого человека, быть ему предпринимателем, наемным работником или вообще не заниматься никакой экономической деятельностью.

Кроме того, свобода экономической деятельности может проявляться как свобода приобретения, владения и распоряжения объектами гражданских прав, свобода договора и т.д.

Также здесь необходимо сказать о конкуренции. Так, КРФ запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Одним из первых рыночных российских законов был Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

 

Принцип неприкосновенности собственности в Российской Федерации нельзя трактовать как абсолютный: право собственности, как и всякое право, может быть ограничено. Однако в соответствии с ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, а принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть осуществлено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. В качестве одной из основ конституционного строя ст. 13 КРФ закрепляет идеологическое и политическое многообразие (плюрализм). В России никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Что касается политического многообразия, то здесь важнейшую роль в играют политические партии и иные общественные объединения.

 

 

Гос.власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Государство осуществляет свою деятельность посредством органов гос.власти.

Орган гос.власти - это организованный коллектив, образующий самостоятельную часть

государственного аппарата, наделенный собственной компетенцией, выполняющий государственные функции, деятельность которого регламентируется правом.

 

Президент РФ является главой государства. Он выступает в качестве гаранта КРФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов гос.власти. Он осуществляет общее руководство деятельностью Правительства и других звеньев исполнительной власти.

Президент занимает в системе федеральных органов гос.власти особое место. Он не включен напрямую ни в одну из ветвей власти.

Выборы Президента происходят на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 6 лет.

Президентом может быть гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать более 2 сроков подряд.

Назначение выборов относится к ведению Совета Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.

Выдвигать на должность Президента вправе политические партии и в порядке самовыдвижения.

По результатам голосования на Выборах Президента РФ, Президентом становится кандидат, набравший абсолютное большинство голосов (50 %+любое число голосов). В случае, если ни один из кандидатов не получил свыше половины голосов, победитель определяется во втором туре, в который выходят кандидаты, занявшие первое и второе места в первом туре голосования.

 

Законодательную ветвь власти составляют представительный орган РФ: Федеральное

Собрание и представительные органы субъектов РФ, названия которых определяется в конституциях, уставах субъектов (Московская городская дума, Санкт-Петербургское

городское собрание, Законодательное Собрание Краснодарского края и т.п.)

Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут.

 

Будучи законодательным органом, Федеральное Собрание издает, рассматривает и одобряет законы. Однако помимо этого данный орган осуществляет некоторые контрольные функции за исполнительной властью. Контроль осуществляется посредством федерального бюджета, принимаемого Государственной Думой, а также путем использования права отказывать в доверии Правительству, которое в этом случае может быть отправлено Президентом в отставку.

 

Федеральное Собрание – парламент РФ, состоит из 2 палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

Палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению.

 

Совета Федерации (СФ) составляют представители субъектов РФ по 2 от каждого субъекта:

1 от представительного органа власти субъекта РФ, второй от исполнительного органа власти субъекта РФ

Членом СФ может быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий правом избирать и быть избранным в органы государственной власти. Представитель от законодательного органа субъекта избирается данным органом на срок полномочий этого органа. А представитель от исполнительного органа власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ на срок его полномочий. Причем кандидатура должна быть утверждена представительным органом субъекта (2/3 голосов).

 

К ведению СФ отнесены следующие вопросы:

1. утверждение изменения границ между субъектами РФ;

2. утверждение указов Президента о введении военного или чрезвычайного положения;

3. решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории;

4. назначение выборов Президента РФ;

5. отрешение Президента РФ от должности;

6. назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

7. назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;

8. рассматривает предложения Президента РФ и готовит заключение о назначении или отзыве дипломатических представителей РФ в иностранных и международных организациях.

 

Гос.Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 5 лет.

Депутатом ГД может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. 225 депутатов избираются по мажоритарной избирательной системе по одномандатным избирательным округам (1 округ – 1 депутат). 225 – по пропорциональной системе по общефедеральному округу.

 

Полномочия ГД:

1. дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства;

2. решение вопроса о доверии Правительству РФ;

3. назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

4. выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности;

5. принимаются законы направляются в СФ.

 

Гос.Дума может быть распущена Президентом РФ, Президент назначает дату выборов (так чтобы новая ГД собралась не позднее 4 месяцев со дня роспуска).

 

 

Исполнительную власть на уровне РФ осуществляет Правительство РФ, а на уровне

субъектов РФ правительства субъектов РФ.

Правительство РФ — орган коллегиальный, в его состав входят: Председатель Правительства РФ, заместители Председателя Правительства РФ, федеральные министры.

В формировании Правительства ведущая роль принадлежит Президенту РФ, однако Председателя Правительства РФ он назначает с согласия Государственной Думы.

Не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства РФ Президент РФ вносит в Государственную Думу кандидатуру Председателя Правительства РФ.

В течение недели после назначения Председатель Правительства РФ представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, а после ее утверждения — конкретные кандидатуры на должности членов Правительства (в формировании персонального состава Правительства Президент РФ каким-либо сроком не связан).

Реализацию своих полномочий Правительство РФ осуществляет посредством издания актов: постановлений (нормативного характера) и распоряжений (не имеющих нормативного характера, издаваемых по оперативным и другим текущим вопросам). Кроме постановлений и распоряжений Правительство РФ может принимать и иные акты, не имеющие правового характера (обращения, заявления и пр.).

 

Заседания Правительства РФ проводятся не реже одного раза в месяц. На заседаниях Правительства РФ рассматриваются наиболее важные вопросы, при этом ряд вопросов, связанных с реализацией компетенции Правительства, рассматривается исключительно на правительственных заседаниях (о внесении в Государственную Думу законопроектов, в том числе о федеральном бюджете, установление объема выпуска государственных ценных бумаг, рассмотрение программ приватизации федеральной государственной собственности, рассмотрение вопросов заключения подлежащих ратификации международных договоров РФ и др.). Кроме того, из своего состава Правительство РФ формирует различные комиссии и советы (по информационной политике, по защите интеллектуальной собственности, по координации внешней политики, по подготовке к различным датам и т. п.).

 

Правительство ответственно в первую очередь перед Президентом РФ: перед вновь избранным Президентом оно слагает свои полномочия.

Правительство является высшим органом исполнительной власти в Российской Федерации, но основной объем повседневной работы по государственному управлению в различных сферах жизни общества выполняется федеральными органами исполнительной власти.

1. министерство (орган, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в определенной сфере деятельности);

2. федеральная служба (орган, осуществляющий функции по контролю и надзору в определенной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, общественной безопасности, борьбы с преступностью);

3. федеральное агентство (орган, осуществляющий в определенной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции). При этом федеральные службы и федеральные агентства находятся в ведении федеральных министерств, которые осуществляют координацию их деятельности и контроль за ней.

Членами Правительства РФ являются руководители не всех федеральных органов исполнительной власти, а только министры и должностные лица в ранге министра. Ранг министра могут иметь как руководители отдельных федеральных служб и федеральных агентств (например, директор ФСБ России), так и должностные лица, не осуществляющие непосредственного руководства никакими ведомствами (так называемые «министры без портфеля»): полномочный представитель Российской Федерации при Европейском союзе, полномочный представитель Правительства РФ в Государственной Думе, Руководитель Аппарата Правительства РФ и др.

Правительство РФ осуществляет общее руководство федеральными органами исполнительной власти, за исключением органов, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ.

 

Судебную власть в РФ осуществляют суды. Особенности судебной власти:

1.самостоятельность судебной власти, независимость ее от других ветвей власти

2.независимость судебной власти обеспечивается несменяемостью и неприкосновенностью судей

3.осуществление правосудия только судом

4.состязательность и равноправие сторон при судебном разбирательстве

5.гласность судебного разбирательства

 

Структура суд. системы РФ:

1.Федеральные суды

2.Конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ

К федеральным судам относятся:

1.Конституционный Суд РФ

2.Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов РФ, районные суды, специализированные

суды. Все эти суды образуют подсистему федеральных судов общей юрисдикции.

3.Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные

суды субъектов РФ. Все эти суды образуют подсистему федеральных арбитражных судов.

 

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

 

Конституционный Суд обеспечивает верховенство и прямое действие КРФ на всей территории РФ, защиту основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина.

ВС РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляющий судебный надзор за их деятельностью и дающий разъяснения по вопросам судебной практики.

ВАС РФ – высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, который осуществляет надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

 

Судьи КС, ВС, ВАС РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ.

 

 

Прокуратура не относится ни к одному из названных органов власти. Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Основной особенностью является осуществление органами прокуратуры надзора за исполнением законов всеми органами власти. Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания заключенных и заключенных под стражу.

Особую функцию прокуратуры образует участие прокуроров в рассмотрении дел судами. Прокуратура также осуществляет функцию расследования преступлений, является органом защиты прав потерпевшего от преступного посягательства. Прокуратура участвует в правотворческой деятельности государства.

Генеральный прокурор назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Генеральным прокуроуголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляющий судебный надзор за их деятельностью и дающий разъяснения по вопросам судебной практики.

ВАС РФ – высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, который осуществляет надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

 

Судьи КС, ВС, ВАС РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ.

 

 

Прокуратура не относится ни к одному из названных органов власти. Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Основной особенностью является осуществление органами прокуратуры надзора за исполнением законов всеми органами власти. Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания заключенных и заключенных под стражу.

Особую функцию прокуратуры образует участие прокуроров в рассмотрении дел судами. Прокуратура также осуществляет функцию расследования преступлений, является органом защиты прав потерпевшего от преступного посягательства. Прокуратура участвует в правотворческой деятельности государства.

Генеральный прокурор назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Генеральным прокурором по согласованию с субъектами РФ. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ.

 

ЛЕКЦИЯ 6. ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА РОССИИ