ПРАВО КАК НОРМАТИВНЫЙ РЕГУЛЯТОР.

 

Спецификой доправового регулирования являлось преобладание немотивированных запретов.

Немногочисленные социальные нормы регулировали совокупность общественных отношений. Такие нормы называются мононормами (например,не убий).

Для правового регулирования общественных отношений характерно следующее:

1. Определение в нормах права что разрешается делать, что обязательно надо делать, что запрещается делать.

2. Выполнение норм права связано с государственной властью и должностными лицами.

3. Нормы права обязательно фиксируются в письменном виде.

 

Основные этапыразвитияправового регулирования:

1. Зарождение правового регулирования в обществах, где происходило становление производящих форм экономики (земледелие, скотоводство).

2. Оформление правового регулирования в совокупность нормативно-правовых актов в обществах, где господствовала производящая экономика (например, законы XII таблиц в Древнем Риме).

3. Систематизация нормативно-правовых актов в форме Кодексов (Гражданский Кодекс Наполеона).

4. Новые подходы к правовому регулированию обозначились в XX веке с развитием и распространением общечеловеческих ценностей.

 

Этому этапу характерно:

а)Наделение субъектов права всеми общепринятыми правами человека и гражданина.

б) Возможность использования субъектами права различных способов для защиты своих прав.

в) Регламентирование процесса деятельности органов государственной власти.

 

Правовые системы современности.Все многообразие правовых систем стараются уложить в «правовые семьи». Французский профессор Р.Давид выделил две основные правовые семьи: романно-германскую и англо-саксонскую. Все остальные получили у него название «религиозные и традиционные системы».

«Романо-германская» (континентальная) складывалась в результате восприятия римского права в таких странах, как Германия, Франция, Испания, Италия, Россия.

Главное отличие названной семьи состоит в признании главенствующим источником права писанных законов, формирующих весь правопорядок. Законы толкуются самим законодателем или специально уполномоченными органами.

«Ангосаксонская» - признание основным источником права судебные решения. Не законодатель, а судьи формулируют подавляющую часть правовых требований. Позиции, которыми руководствуются суды при разрешении дела, обязательны для нижестоящих судебных инстанций при разрешении аналогичных дел. Однако это не означает, что законы можно нарушать. Для данной правовой системы не характерно систематизация права (это и не возможно при обилии судебных решений).

«Религиозные» - ориентируются с поисках права на Священное Писание, на пророческие положения, изложенные в священных книгах, формулируемую священнослужителями, осуществляющими юрисдикционную деятельность. Деятельность законодателя по созданию правовых норм иногда признается греховной.

«Традиционные» - ориентируются на обычаи и традиции (африканские государства).