Конституционно-правовой статус субъектов РФ

Лекция № 8

Судебная система

Судебная власть – ветвь государственной власти в России, основная функция которой заключается в отправлении правосудия судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей.

Правосудие – деятельность суда по надлежащему рассмотрению и разрешению в порядке конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства дел, правовых вопросов и применению на основе закона государственного принуждения в целях обеспечения законности и правопорядка.

Основная нормативно-правовая база: Конституция РФ, Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

Принципы осуществления судебной власти заложены в гл. 7 Конституции:

1. законность;

2. самостоятельность;

3. независимость, несменяемость и неприкосновенность судей;

4. равенство всех перед законом и судом;

5. состязательность и равноправие сторон во время судопроизводства;

6. участия граждан в отправлении правосудия;

7. гласность.

Судебную систему составляют федеральные суды, конституционные (уставные) суды, мировые судьи.

К федеральным судам относятся: 1. Конституционный Суд РФ, 2. Верховный Суд РФ, Верховные (у нас областной) Суды субъектов РФ, районные, военные и специализированные суды, 3. Высший Арбитражный Суд, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ.

К судам субъектов РФ относятся Конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи.

Субъекты РФ – территориальные единицы, находящиеся в составе РФ и обладающие определённой государственной самостоятельностью. Они не наделены государственным суверенитетом и не имеют права на односторонний выход из состава РФ (право сецессии).

В составе РФ находятся субъекты 5 видов: республики, автономная области, автономные округа, города федерального значения, края, области.

Перечень субъектов РФ дан в ст. 65 Конституции РФ, но только республики характеризуются в качестве государств (ч. 2 ст. 5 Конституции РФ), остальные субъекты РФ оцениваются как государственно-территориальные образования.

Государственная самостоятельность субъектов РФ основывается на принципах:

1. равноправия субъектов;

2. государственной целостности РФ;

3. единства системы государственной власти;

4. разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ;

5. равноправия и самоопределения народов в РФ;

6. верховенства Конституции и законов на всей территории РФ;

Признаки государственной самостоятельности субъектов РФ:

1. Невозможность изменения статуса субъекта РФ без его согласия (ч. 5 ст. 66 Конституции РФ);

2. самостоятельное принятие субъектами РФ собственных учредительных актов и обычных законов;

3. субъекты РФ самостоятельно устанавливают и изменяют собственное наименование;

4. субъекты РФ обладают собственной территорией (однако не включает внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство – ч. 1 ст. 67 Конституции РФ);

5. субъекты РФ обладают ограниченной международной правосубъектностью (осуществлять международные и внешнеэкономические связи с субъектами иностранных федеративных государств и т.д.);

6. согласно ч. 1 ст. 77 Конституции РФ субъекты РФ самостоятельно устанавливают систему своих органов государственной власти в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»;

7. субъекты РФ обладают экономической самостоятельностью, основу которой составляют имущество, средства бюджета и внебюджетных фондов, имущественные права субъекта.